Тектонические изменения: что ждёт рынок новых автомобилей в 2025 году?

10 янв, 13:01
Светлана Коваленко
Несмотря на двукратную «акцию» по повышению утильсбора, рынок новых автомобилей закончил 2024 год с рекордным ростом продаж в 50%. Первые 10 месяцев вообще складывались крайне удачно, сыграл свою роль фактор отложенного спроса и обилие машин. В стоке их накопилось уже более 300 тыс. Но в 2025-м картина может серьёзно измениться. Разбираемся, какие есть для этого факторы и что будет с ценами.
Коллаж 78.ru: Belkin Alexey/globallookpress.com, freepik.com, flaticon.com/Culmbio

Парадоксальный утильсбор

Утильсбор в ушедшем 2024-м поднимался дважды: с 1 апреля и 1 октября. Непрерывно росла и ключевая ставка ЦБ, отражающаяся на стоимости и доступности автокредитов.

Однако, как подсчитали в «АВТОСТАТе», с января по ноябрь в РФ было реализовано 1,447 млн новых авто. В целом по итогам года этот показатель должен взять планку в 1,6 млн машин. Это на 50% больше, чем в 2023-м, когда было продано 939 тыс. «железных коней».

Вырос на 36% и импорт. Хотя за год средняя цена авто и увеличилась с 2,96 млн в 2023-м до 3,17. При этом в начале 2024-го эксперты прогнозировали при наилучшем раскладе показатель продаж в 1,3 млн.

Заметно ситуация стала ухудшаться с октября прошлого года, в ноябре спрос и вовсе рухнул на 30%, особенно просели премиальные марки. Так произошло на фоне повторного повышения утильсбора. Добился своих целей и ЦБ с резким падением выдачи автокредитов со второй половины осени.

Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Между тем, с 1 января 2025-го утильсбор снова вырос на 20%. Он, как отмечают эксперты, теперь выливается в парадоксальное явление, сначала резко разгоняющее рынок на фоне предстоящих ужесточений, а затем его тормозящее.

Как до 2014-го, но не совсем

Как отметил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, в начале 2024-го рынок новых авто вернулся в «коридор» продаж по 100—120 тыс. в месяц. Такие показатели существовали в отрасли во времена до 2014-года. В октябре продажи скакнули до 171 тыс., но в ноябре это было уже 121 тыс. Так и начал сказываться утильсбор. Поясним, что данных за декабрь пока нет, потому что они считаются в середине января.

В ноябре из-за утильсбора серьёзно просел и премиум сегмент, сжавшийся ранее до 9% от общего объёма рынка. Сейчас там в топ-5 дорогих брендов входят Ехееd, Таnk, Lixiang, BMW, Honcgi.

В перечне бюджетных вариантов у россиян LADA, Haval, Chery, Geely, Changan. Традиционные «европейцы», «корейцы», «немцы», «японцы», ввозимые теперь по альтернативному импорту, теперь сжались с 75% рынка в допандемийные времена и события февраля 2022 года до нынешних 10%. Тем не менее, в топ-15 массового класса присутствует Toyota, единственная из глобальных брендов оставшаяся там.

— Собственно, самый сильный массовый бренд в сознании россиян это и есть Toyota, а самый сильный в премиуме — BMW, который теперь везут, в том числе, из Китая, — отметил Сергей Целиков.
Фото: Petrov Sergey globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Всего, по данным эксперта, с января по ноябрь в РФ было приобретено 1 447 841 новых авто, что на 54% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Вчера было дешевле»?

Как констатировал руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин, для рынка 2024 год оправдал самые смелые ожидания. Это произошло из-за совокупности трёх факторов.

Во-первых, это отложенный спрос. Многие новые автомобили были куплены теми, кто собирался это сделать в 2022 или 2023 году, но по каким-то причинам не сделал. Например, ждал снижения цен или возвращения старых марок, но понял, что жить надо в новой реальности.

По словам Евгения Житнухина, свою роль сыграл большой объём предложения. Такого выбора марок и моделей не было и в прежние годы.

— Назвать по памяти все представленные в России китайские бренды не возьмётся даже специалист. На фоне конкуренции и для выполнения планов продаж дилеры делали очень привлекательные предложения. В особо выгодном положении оказались те марки, что имеют полноценное локальное производство, например, Haval. Покупателей «локальных машин» государство поддерживало льготными кредитами. Но так происходило, пока деньги, отведённые на программу, не закончились, — пояснил эксперт.

Наконец, как отметил Евгений Житнухин, проявился и такой тренд как… опережающий спрос. Его спровоцировали последовательное увеличение утилизационного сбора, падение курса рубля, рост ключевой ставки, советы экспертов из серии «берите сейчас, будет дороже».

— Да и кто может сказать: «отложите покупку, через год машины станут доступнее»?! — эмоционально высказался аналитик.
Фото: Belkin Alexey globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

В свою очередь, Сергей Целиков пошутил, что «покупать надо было вчера, вчера было дешевле».

А что будет завтра?

На 2025 год участники рынка готовят три прогноза. Но даже по самому оптимистичному из них взрывного роста продаж не предвидится. В лучшем случае они останутся на уровне 2024-го. По наиболее реалистичному сценарию продажи снизятся на 10% до 1,45 млн авто. При наихудшем раскладе падение составит 20% — до 1,27 млн.

Автоэксперт Алик Кортиев разделяет прогнозы о снижении рынка на 10%.

По словам Сергея Целикова, даже такое падение будет возможно лишь при условии, что «ничего не изменится».

К позитивным факторам на 2025 год он готов отнести вливание денег в экономику и рост денежной массы. Хотя из-за этого проседает курс рубля.

— Вливание идёт через ВПК и далее по кругу по многим отраслям. Есть значительный рост доходов у некоторых категорий населения. Новых людей, которые не могли раньше позволить себе автомобили, становится больше. Кроме того, теперь автодилеры и производители активно развивают маркетинговую деятельность. Сейчас удивительная ситуация на рынке, новых машин очень много, — рассуждает Сергей Целиков.

Вместе с тем, присутствуют на рынке и негативные моменты. Это, прежде всего, высокая инфляция и рост цен на товары и услуги, денег на машину в итоге не остаётся. Растут кредитные ставки.

Сказывается и отсутствие официальных поставок глобальных брендов.

— У определённой части населения есть настрой дождаться их возвращения. Они рассуждают по принципу: «Вот я сижу на своем старом проверенном BMW и куплю новый, когда бренд вернётся», — поясняет Сергей Целиков.
Фото: Belkin Alexey globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Алик Кортиев, кстати, возвращение глобальных брендов 2025-м не исключает. Они могут вновь появиться в России… под другими названиями.

— Лично я считаю, что в следующем году изменится очень многое. На рынке будут тектонические изменения. Возможно, наступит понимание, как мы будем жить дальше, — резюмирует Сергей Целиков.

Так что всё-таки будет с ценами?

Как уверены все эксперты, оснований для снижения цен на новые машины в 2025 году нет. Особняком стоит история со стоками или нераспроданными авто прошлых лет. Об этом расскажем чуть позже.

Как отмечает Сергей Целиков, с годами стоимость машин стабильно растёт. Так, в 2021 средневзвешенная цена по рынку составляла 1,99 млн рублей, в 2022 — 2,38, 2023 — 2,96, 2024 — 3,17. Кроме того, пока ещё не отыграли полностью свою роль даже октябрьский рост утильсбора и повышение ключевой ставки 2024-го.

По прогнозам эксперта, в первом полугодии стоимость увеличится на 10%, причём рост начнётся сразу после январских каникул. Алик Кортиев с этим утверждением полностью согласен.

Евгений Житнухин предполагает, что до марта-апреля 2025 года новые автомобили ощутимо дорожать не будут. В конце этого года было несколько корректировок цен, кроме того, надо продавать «железных коней» 2024-го.

— По году в целом не исключаю повышения цен на 20-25%. Китайские марки регулярно обновляют модели, а новые, как правило, дороже предыдущих, хотя бы потому, что комплектации становятся богаче, — поясняет он.

Как полагает Евгений Житнухин, параллельный импорт сократится, и эти машины станут оказывать меньшее влияние на рынок. Раньше они охлаждали цены, иначе не было бы смысла их везти. В целом авто будут дорожать, потому что растёт в цене практически всё, особенно связанное с импортом или импортными комплектующими.

Фото: Belkin Alexey globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Примечательно, что, как отметил исполнительный директор «АВТОСТАТа» Сергей Удалов, по итогам 2023-го на складах автодилеров накопилось 200 тыс. нераспроданных машин того года выпуска, в 2024-м — около 100—120 тыс. Ранее в федеральных СМИ называлась цифра в 200—260 тыс.

Причём этот «запас» приходился в основном на «китайцев», которые не учли роста ставки ЦБ. При этом федеральные эксперты заверяли, что скидок на такие машины в 2025-м не будет.

Алик Кортиев с такой точкой зрения в корне не согласен. По его словам, производство авто в Поднебесной устроено совсем по другому принципу, чем у тех же «европейцев», «японцев», «корейцев». В Китае новые модели сходят с конвейера каждый год и даже чаще. В то время, как у вторых «премьеры» появляются раз в 3—5 лет, а иногда и 7 лет.

В этих условиях стоковую продукцию китайских производителей легче продать с хорошими скидками или даже по себестоимости, а не забивать склад «старьём». Дилеры это прекрасно понимают, просто такой sale не происходит в начале года.

Другое по теме