Праздник, которого нет: почему Введение Богородицы во храм отмечают вопреки Библии

4 дек, 08:12
Лилия Батршина
Введение во храм Пресвятой Богородицы — давно устоявшийся зимний праздник, один из самых важных для церкви — двунадесятых. Но почему про событие, которое легло в его основу, ничего не сказано в Библии? О сути и значении праздника, его истории, традициях и приметах рассказываем в материале 78.ru.
Фото: vk.com/kazansky_sobor

Когда будет праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы, в отличие от многих других церковных праздников, имеет непереходящую дату, то есть из года в год его отмечают в один и тот же день. Он не зависит ни от даты Пасхи, ни от других церковных памятных дат. Единственные отличия, которые есть в праздновании, — это даты у разных направлений христианских церквей и даже поместных православных церквей. Причина в различии календарей: католики отмечают праздники по григорианскому календарю, а некоторые православные церкви — по новоюлианскому. У них праздник приходится на 21 ноября.

А в Русской православной церкви принято отмечать праздник Введения Богородицы во Храм 4 декабря. Это третий двунадесятый праздник в церковном календаре и второй богородичный, то есть относящийся к земной жизни Богородицы. Первым было Рождество Пресвятой Богородицы, которое православные христиане отмечали 21 сентября.

История праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

События земной жизни Богородицы, которым посвящены двунадесятые богородичные праздники, не описаны в Евангелии — они известны нам только из Священного Предания, трудов отцов и учителей Церкви. Тем не менее обстоятельства Её жизни в Предании описаны достаточно полно, чтобы стать основанием для празднования.

Введение Богородицы во Храм или, как этот праздник называется полностью, Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии связано с событиями, которые случились, когда Богородице было всего около трёх лет от роду. Само рождение Её было чудом: родители, благочестивые Иоаким и Анна, были бездетны до самой старости и горячо молились о ребёнке, пообещав посвятить его Богу. Так и вышло — Анна смогла забеременеть, и у них с мужем родилась девочка, которую они назвали Марией.

Фото: wikipedia.org; Общественное достояние

Жили они в Назарете, однако когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна нарядили её в красивые одежды, позвали родственников и под священные песнопения и гимны отправились в Иерусалимский храм. Как утверждают источники, процессия шла три дня, делая небольшие перерывы на отдых.

Когда же шествие достигло храма, навстречу им вышел сам первосвященник Захария — отец Иоанна Крестителя. Предание гласит, что родители поставили Марию на первую ступеньку длинной крутой лестницы, ведущей ко входу в храм. Всего ступеней было 15 — по числу псалмов, которые воспевали священники. И трёхлетняя Мария легко и быстро их преодолела без какой-либо помощи, хотя это казалось невозможным.

Захарии тем временем явился ангел, который открыл ему будущее этой девочки и повелел отвести её в самое сердце храма — Святая Святых, куда никому не было доступа, кроме первосвященника, да и тот мог входить туда только раз в год, неся кровь очистительной жертвы. Однако, согласно Преданию, именно в Святая Святых Мария вознесла первую в своей жизни молитву.

Родители и родственники девочки вернулись в Назарет, а Мария осталась жить при храме вместе с другими девушками, посвящёнными на служение Богу. Здесь она усердно молилась, изучала Священное Писание и училась рукоделию. Когда же ей исполнилось 15 лет, священники заговорили о том, что Марии нужно оставить храм и выйти замуж — так было принято в то время. Однако Мария ответила, что посвятила свою жизнь Богу и дала обет оставаться девственницей.

Тогда священники, которые не могли оставить Марию при храме, но и выдать замуж её также не могли из-за обета, нашли выход: нужно было найти ей опекуна — так называемого обручника. Формально они бы обручились, но семейной жизнью не жили, муж должен был стать хранителем обета Марии. Вскоре первосвященник Захария по наставлению свыше нашёл подходящего человека — им стал праведный Иосиф, уже немолодой вдовец и родственник Марии. Проведя формальный свадебный обряд, Иосиф и Мария отправились в Назарет.

Интересно, что само событие, которому посвящен праздник Введения Богородицы во храм, некоторыми исследователями ставится под сомнение. Дело в том, что его описание нам известно только по Священному Преданию и апокрифическим текстам — «Протоевангелию Иакова», которое было написано около 160 года, и евангелию псевдо-Матфея от IX века. И даже в этих текстах нет упоминания о введении Марии в Святая Святых — только о Её самостоятельном подъёме по ступеням перед храмом.

Фото: ИЗВЕСТИЯ Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По мнению исследователей, привести Марию в Святая Святых первосвященник не мог, опасаясь наказания Божия. Описание же этого события они считают ошибкой из-за того, что тексты составлялись в период, когда иудейские традиции уже стали забываться христианами. Сами авторы никогда не бывали в Иерусалимском храме и не представляли себе, что такое Святая Святых и насколько оно во всех смыслах свято для иудеев. Исследователи отмечают, что, вероятнее всего, Мария молилась всё же на площадке перед храмом, как и другие девы, согласно правилам.

Тем не менее это не отменяет символичного значения праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, поэтому он и был сначала установлен, а затем и включён в двунадесятые праздники. Произошло это поздно — Введение стало последним из 12 главных церковных праздников. До VIII века Введение во храм вспоминали во время праздника Рождества Богородицы, затем события начали постепенно размежёвываться между собой.

В VIII веке Введение стали праздновать отдельно от Рождества Богородицы в Константинополе, но без торжественного богослужения. К IX веку праздник закрепился в годичном богослужебном круге и начал распространяться на другие церкви. К XI веку Введение во храм Пресвятой Богородицы стали праздновать со всеми чертами двунадесятых праздников — с торжественным богослужением, предпразднством и попразднством. И только к XIV веку Введение полноценно вошло в число двунадесятых праздников.

Суть и значение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Суть праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы двояка, особенно учитывая сомнения в подлинности события, которое легло в его основу.

С одной стороны, оно символизирует преображение Марии — можно сказать, что Она сама стала Святая Святых, став Богородицей. Войдя туда, куда никому нельзя было входить, Она как бы наполнилась присутствием Божиим и сама стала Храмом, вместилищем для Божественного Младенца. Так же и Её последователи становятся храмом благодаря своей вере в Бога, впуская в свою душу и тело Святой Дух.

Фото: vk.com kazansky_sobor
Фото: vk.com/kazansky_sobor

С другой стороны, этот праздник посвящён детям, их безгрешности, наивности и чистоте. И Введение во храм Пресвятой Богородицы демонстрирует, что внутренний мир ребёнка может быть гораздо богаче, чем мир взрослого человека. Детство священно, и поэтому отмечаются двунадесятые праздники Рождества — Богородицы, Христа и Николая Чудотворца. Поэтому празднуется и день Введения Богородицы во храм.

Традиции праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

В православии праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы считается детским, поэтому многие его традиции посвящены именно детям и их духовному воспитанию. Так, в этот день принято приводить детей, которым исполнилось семь лет, на первую исповедь. Во время проповедей священники особо обращают внимание прихожан на важность приобщения детей к вере и их нравственного развития.

По этой же причине в народе было принято дарить на Введение подарки детям и особенно крестникам, угощать их сладостями.

Кроме того, праздник Введения особенно отмечают женщины и девушки, ведь Богородица считается их покровительницей. В этот день у Неё можно просить об удаче в семейных делах и воспитании детей.

Помимо этого, с праздника Введения начинается большая подготовка к другому двунадесятому празднику — Рождеству Христову. А в народе было принято собирать постные Введенские ярмарки, торгуя дарами осени и санями, и устраивать пробные катания на санях — разумеется, там, где к этому времени уже лёг снег.

Что можно и нельзя делать в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Главное, что нужно сделать воцерковлённому человеку в праздник, — посетить храм и праздничное богослужение. Конечно, стоит привести в храм детей, подарить им подарки. И обязательно найти время для молитвы и размышлений о духовном смысле праздника.

Фото: Dmitry Chasovitin globallookpress.com
Фото: Dmitry Chasovitin/globallookpress.com

Запретов в праздник Введения больше. Прежде всего, как и в любой церковный праздник, не стоит заниматься тяжёлым физическим трудом — церковь не одобряет его, поскольку он отвлекает от духовного смысла этого дня. Однако и леность церковь не приветствует, поэтому обычными каждодневными делами, в том числе уборкой, заниматься можно.

Не следует также ссориться и ругаться в этот день, конфликтовать и сквернословить, отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается. Считается также, что лучше в этот день не давать деньги в долг — вернут их нескоро или не вернут вовсе. В целом в день Введения не стоит торопиться и спешить — ни в делах, ни с решениями.

Помимо этого, нужно помнить, что Введение приходится на Рождественский пост, который начался 28 ноября. В 2024 году праздник Введения выпадает на среду, когда, согласно календарю поста, следует придерживаться сухоядения. Однако ради праздника в этот день можно есть горячую пищу с растительным маслом, рыбу, морепродукты и даже немного вина. Однако злоупотреблять алкоголем не стоит — этот запрет особенно оговаривается.

В народе же считалось, что в этот день не стоит копать землю и тревожить её отдых. А если всё же это сделали, урожай в следующем году будет скудным.

Народные приметы на Введение во храм Пресвятой Богородицы

С праздником Введения народ связывал и некоторое количество примет. Так, по примете, если в этот день первым в дом войдёт мужчина, год будет удачным, а если женщина — это предвещает беду.

Хорошей приметой для молодых пар, которые только недавно сыграли свадьбу, считалось в этот день выехать в люди на нарядных санях. А незамужние девушки в ночь на Введение просили Богородицу показать им во сне будущий дом.

Есть на Введение и погодные приметы. В народе день 4 декабря называли «воротами зимы»: считалось, что с Введения зима прочно вступает в свои права и снег ложится окончательно. Бытовали даже поговорки: «Введенье пришло — зиму привело», «На Введение — толстое ледение».

Фото: Lantyukhov Sergey globallookpress.com
Фото: Lantyukhov Sergey/globallookpress.com

По погоде на Введение угадывали, какой будет зима: морозы предвещали холодные рождественские праздники. Кроме того, солнечный и морозный день Введения сулил хороший урожай хлеба, а хмурая и тёплая погода — напротив, неурожайный год.

Другое по теме