В метро по лицу: как изменится общественный транспорт для петербуржцев?
В рамках ПМЭФ 2024 Петербург и банк ВТБ подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совершенствование сервисов для оплаты проезда в общественном транспорте.
Собственно, тогда речь и шла о внедрении механизма оплаты лицом, или биометрии, в городском метрополитене.
Уже в ноябре первые устройства для нее появились на двух станциях подземки «Площади Восстания» и «Гостином дворе». Пока оборудование будет тестировать фокус группа, состоящая из сотрудников метрополитена и банка. Но уже со следующего года может быть принято решение о тиражировании такого оборудования на все станции.
С 2025 появится и так называемый электронный «Подорожник», приложение на телефоне, позволяющее пассажиру пополнять баланс в любой момент и больше не привязываться к кассам подземки.
В будущем поедут по многим улицам и беспилотные трамваи, запуск которых, правда, анонсировали еще в 2023-году.
Пока по два?
Как сообщил заместитель начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Вадим Арсеньев, на двух станциях городской подземки уже появились биометрические терминалы. Речь идет о «Гостином дворе» и «Площади Восстания». Терминалы установлены на двух турникетах.
— Это как раз старт проекта по тестированию системы прохода и оплаты по биометрии. С июня мы начинали подготовительный процесс. Сейчас выходим до конца ноября с тестовой группой на этот пилотный проект, — пояснил, в частности, Вадим Арсеньев.
Как подчеркнул чиновник, пассажиру больше не нужно будет искать ни карту, ни мобильное приложение, ни обращаться в кассу, ни в автоматы. То есть, с момента занесения биометрических данных и их привязке к банковской карте (но без ее непосредственного использования) человек сможет без электронного носителя проходить через турникет.
Фокус-группа будет состоять из 50 человек. В нее включат сотрудников банка ВТБ и метрополитена. Они сдадут данные в Единую биометрическую систему (ЕБС)
По итогам «пилота» в 2025 году предполагается принять решение о тиражировании опыта на все остальные станции метро.
Как особо разъяснил Вадим Арьсеньев, ЕБС — это государственная цифровая платформа. Ее учредителем выступает Центр биометрических технологий. В составе учредителей также есть Центробанк, Ростелеком и Минцифры.
По утверждениям чиновника, платформа также безопасна, как Госуслуги и их сервисы.
Данные через них и будет сдавать пассажир. Дальше ЕБС информация не пойдет.
Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резников отмечает, что оплата проезда по биометрии уже есть в Москве.
— Это не плохая идея. Претензий к ней нет. Время можно сэкономить. Есть и такой момент, что автоматизированные системы распознавания лиц опознают человека в принципе лучше, чем сами люди. Особенно, если это касается иностранцев, — отмечает он.
В Новый год с новым приложением?
Как рассказал заместитель председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков, сейчас в Петербурге ведется успешное тестирование так называемого электронного «Подорожника». Это приложение на телефоне, позволяющее пополнить баланс пассажира в режиме on-line без походов в СПб ГКУ «Организатор перевозок» или кассы метрополитена. Именно необходимость внесения денег только в off-line раньше вызывала много нареканий у горожан.
Сейчас в тестировании принимают участие 14 тысяч человек, группа может быть расширена до 20 тыс. Уже совершено 114 тысяч поездок, произведено 24 тыс. пополнений на телефонах Apple и Android.
Системами, считывающими приложение, оснащен весь городской автобусный парк, есть они и в городской подземке. До конца года планируется решить все вопросы с их установкой в электрическом транспорте: трамваях и троллейбусах.
— Сейчас это месячный комбинированный билет: трамвай, троллейбус, автобус, разовый гостевой и месячный автобусный. В дальнейшем будут работать все виды билетов за исключением льготного, — пояснил Дмитрий Ваньчков.
По его словам, приложение можно будет скачать уже до конца 2024-го года.
Как считает транспортный инженер Иван Вергазов, с электронными «Подорожниками» надо будет смотреть на практике, как все работает.
— Но я не уверен, что это будет лучше, чем с теми же пластиковыми картами. Телефон надо достать, вероятно, активировать приложение, потом поднести. Тут все надо считать в секундах. Есть и вопросы к тому, насколько это безопасно и надежно во время движения общественного транспорта.
Стоит вспомнить и опыт с новыми турникетами в метро «Дыбенко», когда там одно время возникли очереди. Как выяснилось тогда, это оборудование поначалу работало медленнее предыдущего поколения устройств. Мы рискуем получить очереди теперь и в общественном транспорте, — рассуждает он.
Доехали только до полигона?
Заместитель начальника управления информационных технологий и интеллектуальных систем ГУП «Горэлектротранс» Александр Фигичев поделился планами запуска в городе так называемых беспилотных трамваев, то есть, составов без водителей.
Как пояснил чиновник, в 2023-м было подписано трехстороннее соглашение между предприятием производителем ПК Транспортные системы и компанией-разработчиком Cognitive Tram Pilot о создании такой техники.
В 2024-м году постановлением РФ был введен экспериментально-правовой режим для Петербурга и Москвы на срок в 3 года.
— В рамках функции этого режима проводится тестирование беспилотного трамвая Например, появляется новая профессия водитель-испытатель. Это тот человек, который будет находиться в вагоне и контролировать его работу. Планируемый срок обкатки по первой категории транспорта — декабрь 2024 года.
Сейчас заканчиваем все необходимые организационные формальности. У нас есть полигон, соответствующая техническая площадка. Там проходит демонстрация нового оборудования, отрабатываются все технологии движения, испытания ходовых и тормозных параметров вагона, — заверил Александр Фигичев.
Что за техника подразумевается под понятием «первая категория», он не уточнил.
Добавил чиновник также, что в Петербурге свыше 250 трамваев уже имеют системы активной помощи водителю. Она позволяет управлять транспортом в автоматическом режиме.
Замкнутый круг?
Как пояснили в пресс-службе «Горэлектротранса» в июне в городе прошло первое в истории соревнование ИИ-автопилота с человеком в рамках конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая-2024». Это мероприятие и состоялось на полигоне в Шаврово. Но за его пределы условный беспилотник, в котором находился все-таки сопровождающий, не выезжал.
— Для сравнения качества управления трамваем человеком и ИИ-автопилотом организаторы подготовили специальную трассу протяженностью 400 метров с набором различных препятствий: запланированная остановка, зона ограничения скорости, стрелка, светофор, внезапное появление человека, — отметили в пресс-службе.
Там добавили, что, тем не менее, классических беспилотных трамваев в городе пока нет.
Илья Резников поясняет, что подобные устройства можно условно, грубо говоря, разделить на три типа.
В первом случае, система помогает управлять транспортным средством. Такие технологии давно применяет РЖД, многие метрополитены мира. Существует у современных авто, например, система подруливания и автоматического притормаживания.
Ко второй категории относятся устройства, которые требуют дополнительного контроля со стороны их оператора.
Наконец, самый классический беспилотник — это лифт. Он сам едет в шахте и останавливается на этажах по требованию пассажира.
По словам Ильи Резникова, чем более закрыта система по контурам и меньше взаимодействует с внешним миром, тем проще воплотить такую идею в жизнь. Например, беспилотниками могут быть поезда, следующие в закрытых тоннелях. Чем более открыта система, тем сложнее все организовать.
— Вот здесь и начинается проблема с трамваями. На рельсах внезапно может оказаться человек, выбежать собака и т.д. То есть, когда все хорошо, проблем быть не должно. Но вполне возможна в городской среде некая внештатная ситуация: состав элементарно может сломаться, там может возникнуть пожар, либо возгорание может случиться поблизости. Может возникнуть конфликт. Кто тогда будет отвечать за безопасность людей, их эвакуацию при ЧП. То есть, мы возвращаемся к тому, что сопровождающий все-таки нужен, и получается замкнутый круг, — рассуждает эксперт.
Как полагает Илья Резников, сопровождающий должен обладать определенными знаниями, и ему нужно платить зарплату. Тогда возникает логичный вопрос: зачем нужна навороченная техника, на которую надо потратить большие деньги?