Цены взлетят? Что ждёт любителей зарубежных товаров из-за новой инициативы «Почты России»

12 нояб, 14:11
Лилия Батршина
«Почта России» выступила с инициативой повысить требования к компаниям, которые занимаются торговлей с другими странами через Интернет. Это может привести даже к монополизации «Почтой» трансграничной электронной торговли. Как это отразится на ценах и спросе на импортные товары, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/8photo, Petrov Sergey/globallookpress.com, flaticon.com/QudaDesign

«Почта» перетягивает одеяло

«Почта России» недавно выступила с предложением о введении дополнительных условий для компаний, которые хотят попасть в реестр операторов электронной торговли с другими странами. О создании такого реестра заявили в августе 2024 года — это отражено в изменениях к Таможенному кодексу ЕАЭС, которые тогда же и ратифицировала Россия. У ЕАЭС есть свои критерии для включения юрлиц в этот реестр, но кодекс оставляет возможность странам-участницам их дополнять. Именно такие дополнения и предлагает «Почта России».

— «Почта России» предложила принять в России дополнительные условия для компаний, стремящихся попасть в реестр операторов электронной торговли. Например, установить размер обеспечения исполнения обязанностей оператора электронной торговли в шесть раз выше, чем было в решении совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 24 сентября (на уровне 3 млн евро против не менее чем 500 тыс. евро), а также установить размер уставного капитала для оператора электронной торговли на уровне 100 млн рублей, — описала основные предложения «Почты» в беседе с 78.ru финансовый директор ГК «ЕТЕ» Юлия Чермашенцева.

С точки зрения самой «Почты России» такие предложения понятны. Как отметила в разговоре с 78.ru заведующая кафедрой таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Анастасия Гетман, у компании в последние годы изменились акценты, ключевые цели и задачи.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Так, согласно стратегии развития, которая действовала до 2020 года, «Почта России» стремилась обеспечить качество услуг почтовой связи, развивать конкуренцию на этом рынке, внедрять электронные технологии. Отмечалось, что главная роль «Почты России» — в сохранении коммуникационной связанности граждан на территории всей страны. Но с принятием новой стратегии всё изменилось.

— В новой действующей Стратегии развития (до 2030 года) акценты смещены в сторону оказания логистических услуг. Так, среди основных задач уже поименованы такие, как «стать логистическим партнером №1 для участников рынка электронной коммерции, занять лидирующие позиции в международных почтово-логистических перевозках для индустрии электронной коммерции». Это свидетельствует о выбранных новых дополнительных направлениях развития «Почты России», базирующихся на международной электронной торговле, — пояснила Анастасия Гетман.

Таким образом, «Почта России», очевидно, пытается найти новые пути для получения дохода и снижения убытков — а они, по данным «Интерфакса», за 9 месяцев 2024 года выросли в 3,6 раза против 2023 года, до 9,4 млрд рублей. Поэтому попытка занять заметное место на рынке электронной торговли объяснима — это поиск новых точек прибыли.

— Изменение условий ведения бизнеса на этом важном сегменте рынка создаст определённый приоритет среди участников рынка и, в определённой степени, позволит устанавливать цены на услуги, — полагает Анастасия Гетман.

Реакция властей пока сдержанная: сообщается, что премьер-министр Михаил Мишустин на стратегической сессии правительства по развитию «Почты России» поручил проработать вопрос сохранения и повышения её доли в трансграничной электронной торговле. Чем это закончится и дойдут ли до принятия предложения в существующем виде, неизвестно. Однако реакция рынка не заставила себя ждать.

Фото: Petrov Sergey globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Что «Почте» хорошо, то рынку — не очень

Участники рынка электронной торговли и логисты по понятным причинам не в восторге от предложения «Почты»: опрошенные 78.ru эксперты считают, что его реализация лишит рынок конкуренции, а это худшее, что может быть. Юлия Чермашенцева отметила, что такие изменения ставят вопрос об их соответствии антимонопольному законодательству — впрочем, это в компетенции Федеральной антимонопольной службы.

— Эти требования резко снизят количество возможных операторов электронной торговли, уберут с рынка мелких и средних участников рынка, усложнят текущую деятельность оставшимся, забрав из оборотного капитала внушительные суммы, — указала она.

Логистический рынок силён тем, что развивается благодаря конкуренции, множество крупных международных компаний появилось именно благодаря этому, отметил в разговоре с 78.ru предприниматель, Ai-специалист, руководитель бизнес-сообщества FRAME Cоmmunity Тимофей Иконников. Именно конкуренция держит менеджмент в тонусе и заставляет компании внедрять новинки.

— Конкуренция и многообразие логистических представителей позволяют развиваться экономике стран, делать жизнь оперативнее, веселее. В противном случае, при монополизации, согласно законам рынка, наступают ухудшение сервиса и иные проблемы, которые ложатся бременем на всё общество в целом, особенно в такой важной, хоть и незримой для общего взгляда отрасли, как логистика. Если завтра в магазины не привезут хлеб, то о логистах все сразу вспомнят, — прокомментировал эксперт.

Конкурировать лучше через развитие собственных сервисов, а не через административные возможности, подчеркнул Тимофей Иконников. К примеру, автоматизация, компьютеризация, развитие программного обеспечения, внедрение искусственного интеллекта — всё это может существенно снизить расходы и автоматизировать даже убыточные процессы.

— Повальное внедрение подобных сервисов сейчас — международный тренд, который оправдан особенно в такой многопроцессной и трудозатратной отрасли, как логистика, — резюмировал эксперт.
Фото: Sebastian Gollnow globallookpress.com
Фото: Sebastian Gollnow/globallookpress.com

Впрочем, для самой «Почты России» именно получение ведущей роли на рынке электронной трансграничной торговли может стать толчком для развития, признают опрошенные 78.ru эксперты. В случае принятия инициативы на плечи «Почты» рухнет дополнительная логистическая нагрузка, и чтобы с ней справиться, компании придётся серьёзно заниматься развитием и, главное, модернизацией.

— Реализация инициативы может привести к внедрению новых технологий и автоматизации процессов, в том числе логистических, что в перспективе повысит эффективность работы всей организации. Но для этого потребуется модернизация существующей инфраструктуры для исключения сбоев в доставке, — предупредила Юлия Чермашенцева.

Сбои в доставке «Почтой России» — притча во языцех, хотя в последние годы, судя по результатам опросов об удовлетворённости сервисом, дело потихоньку идёт на лад: так, по данным компании, за 2022 год этот рейтинг во второй раз подряд вышел в плюс (правда, небольшой). Связано это, вероятно, со стремлением всё же идти в ногу со временем и развивать сотрудничество с конкурентами, в том числе с маркетплейсами, к которым у «Почты» накопилось немало претензий. К примеру, «Почта России» регулярно напоминает, что правила доставки товаров для неё и для остальных операторов сильно отличаются: если «Почта» имеет право передавать посылки только в руки и только при предъявлении паспорта, то другие операторы их отдают при предъявлении лишь штрихкода.

— В случае, если «Почта России» сможет сократить сроки доставки международных отправлений, сделать более удобным сервис, это может привести к росту сектора e-commerce в России, так как в рамках конкуренции все игроки рынка будут стремиться к улучшению качества услуг, — признаёт Юлия Чермашенцева.

А Анастасия Гетман уверена, что если предложения будут приняты, рынок логистики электронной коммерции ждёт переустройство, но бизнес-процессы адаптируются к этому — как и к любым изменениям и турбулентностям.

Фото: Li Ran globallookpress.com
Фото: Li Ran/globallookpress.com

Ждём роста цен?

Нельзя сказать, что рынок электронной трансграничной торговли — такой уж «лакомый кусок»: его объёмы растут в цене в связи с внешнеторговой ситуацией, но физически падают. По итогам 2023 года доля трансграничной торговли на рынке e-commerce сократилась с 4% до 3%, и это общая тенденция. Причины понятны: торговать с другими странами сейчас сложно из-за многочисленных санкций, и особенно это касается сферы потребительских товаров. Немалую роль играет и повышение цен из-за ситуации на валютном рынке: при долларе в районе 96 рублей заграничные товары лишаются части своей привлекательности.

Поэтому, хотя попытки получить прибыль со стороны «Почты» понятны, странно, что она начинает именно с этой отрасли. Поневоле возникают предположения, не является ли это частью общего стремления властей урезать потребительский спрос, который разгоняет инфляцию, а спрос на импортные товары повышает ещё и спрос на валюту.

— На объёмах импорта это существенно не должно отразиться при сохранении устойчивого роста спроса на импортные товары. <…> Прямой связи с мерами по урезанию спроса на импорт не просматривается, хотя перспектива роста логистических издержек, несомненно, оказывает косвенное влияние на интенсивность внешнеторговой деятельности, — констатировала Анастасия Гетман.

Представители бизнеса, однако, настроены более мрачно: стремление «Почты» монополизировать электронную трансграничную торговлю, по их мнению, негативно скажется и на малом и среднем бизнесе, и на обычных потребителях. Ведь чем меньше операторов и меньше их конкуренция, тем выше цены и ниже качество сервиса — это простое правило экономики, отметил в беседе с 78.ru генеральный директор ООО «Ниена Принт» Евгений Бакланов.

— Любое ограничение в пользу корпорации не принесет выгоды ни предпринимателям, ни обычным гражданам. Например, доставка посылок из Китая может значительно затянуться, а стоимость товаров вырастет в несколько раз. В итоге можно сделать вывод, что подобные инициативы не принесут пользы ни бизнесу, ни людям, — указал эксперт.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В рамках электронной торговли импортируется практически вся номенклатура товаров — россияне покупают за границей от обуви для себя до комплектующих на производство, согласилась Анастасия Гетман. Однако она большой проблемы и печальных перспектив в инициативе «Почты» не видит.

— Не следует ожидать глобальных и резких повышений цен на импортные товары по этой причине, так как услуги в сфере электронной торговли не являются определяющими в формировании конечной стоимости импортируемых товаров, — считает она.

Так это или нет — покажет время, в том числе решение властей о том, как внедрять инициативу «Почты» и внедрять ли её вообще. Одно понятно: в случае принятия в первую очередь пострадают любители AliExpress и подобных зарубежных маркетплейсов, которым в принудительном порядке придётся взаимодействовать с «Почтой России» — и на этом пути они наверняка встретят немало сюрпризов.

Другое по теме