Распродажа 11.11 в 2024: когда начнётся, что покупать и как не попасться на мошенников

6 нояб, 20:11
Лилия Батршина
Распродажа 11.11 или Всемирный день шопинга 11 ноября постепенно набирает популярность в России: из мало кому известной акции он превращается в мероприятие, которого все ждут с кошельками наготове. В каких магазинах пройдёт распродажа 11.11 в 2024 году, сколько продлится и на какие товары обратить внимание, рассказываем в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: freepik.com, flaticon.com/juicy_fish

История распродажи 11.11

Фото: Belkin Alexey/news.ru

Распродажа 11.11 младше всемирно известной «Чёрной пятницы» почти на 30 лет: Всемирный день шопинга появился в 1990-х годах, а «Чёрная пятница» — в 1966 году. Кроме того, если «Чёрная пятница» — американская акция, то распродажа 11.11 родилась в Китае.

Свою официальную историю распродажа 11.11 ведёт из китайского города Нанкин, а родоначальниками её стали студенты местного университета. В 1993 году они придумали праздник для тех, кто ещё не встретил любовь, и назвали его День холостяка. Поначалу это было что-то вроде Дня святого Валентина, только для себя: в этот день полагалось дарить самому себе подарки и признаваться в любви. Поэтому и была выбрана такая дата — 11.11, каждая цифра в которой символизирует одиночек.

Однако постепенно праздник превратился в день покупок и шопинга: увидев рост продаж в этот день, продавцы стали приурочивать к нему различные акции, чтобы ещё больше увеличить посещаемость. В итоге в 2009 году к распродаже 11.11 присоединилась Alibaba Group: её руководитель Джек Ма провёл первую большую распродажу на площадке Tmall.

Акция приобрела такую популярность, что её стали устраивать ежегодно, и спустя несколько лет она побила по выручке продажи во время «Чёрной пятницы». С этого времени в Китае стали называть 11 ноября Всемирным днём шопинга, и он стал главной распродажей года в Поднебесной.

А поскольку китайскими товарами интересуется практически весь мир, 11.11 стала поистине всемирной распродажей, стремительно захватывая всё новые и новые рынки.

Фото: Alexander Legky globallookpress.com
Фото: Alexander Legky/globallookpress.com

Правда, в России она пока занимает только второе место после «Чёрной пятницы», рассказала в беседе с 78.ru заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli Екатерина Анциферова.

— По данным исследования MAED, наибольшей популярностью пользуется «Чёрная пятница». На эту распродажу приходится 68% всех тематических поисковых запросов. В России этот формат распродажи проводится с 2013 года. Распродажа «11.11» занимает второе место по популярности (29%). Новогодние распродажи заняли лишь 3% поисковых запросов россиян, хотя именно этот формат существует в стране дольше всего. В этот период между собой конкурируют не события, а продавцы за внимание клиента, — констатировала она.

Тем не менее распродажа 11.11 всё же понемногу приобретает популярность в нашей стране, становясь постепенно праздником шопинга.

Когда начнётся и сколько продлится распродажа 11.11

Фото: Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Обычно распродажа 11.11 начинается именно в этот день — 11 ноября. В России её старт объявляется в 11:00 по московскому времени, хотя многие магазины ещё накануне вечером обновляют свои сайты и цены на товары. Заканчивается акция обычно через два дня.

Однако всё это достаточно условно, ведь даже на родоначальнике акции — AliExpress — даты распродажи другие. Зачастую она начинается сильно заранее, поскольку продавцы «разогревают» интерес публики, привлекая всё больше внимания. Кроме того, это позволяет снизить единоразовую нагрузку на сайты, которые могут не справиться с потоком покупателей, если оставить на покупки только три дня.

Так, к примеру, на Ozon и Wildberries акция уже идёт — там она стартовала 1 ноября. На AliExpress сама распродажа стартует 11 ноября и продлится неделю, но ранний доступ уже действует с 28 октября по 7 ноября.

Какие магазины участвуют в распродаже 11.11

Фото: Zamir Usmanov globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

В распродаже 11.11 в большинстве своём участвуют онлайн-магазины — в отличие от «Чёрной пятницы», которая захватывает и офлайн.

— Онлайн-коммерция становится всё более актуальной, и ретейлеры вынуждены адаптироваться под требования потребителей, — пояснила в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Анна Костанда.

Помимо Ozon, AliExpress и Wildberries, в акции принимают участие и другие маркетплейсы и онлайн-магазины. Так, к примеру, уже идёт распродажа на «Яндекс Маркете»: она стартовала 28 октября, но основной этап распродажи продлится с 4 по 13 ноября.

В магазинах группы «М.Видео — Эльдорадо» акция идёт с 22 октября и продлится до 2 декабря, объединяясь с «Чёрной пятницей». А «Мегамаркет» проводит «Зелёный день» — распродажу 11 и 12 ноября, хотя акционные товары начали появляться на маркетплейсе уже с 14 октября.

Также различные акции и распродажи, приуроченные к Всемирному дню шоппинга, проводят сервисы доставки продуктов — например, «Перекрёсток Впрок» и «Утконос»; магазины косметики — «Л’Этуаль», где распродажа идёт с 1 ноября и объединяется с «Чёрной пятницей», и Yves Rocher; магазины одежды и обуви — Lamoda, Leomax и другие.

11.11 в Ozon

Фото: Sergey Elagin globallookpress.com
Фото: Sergey Elagin/globallookpress.com

Распродажа 11.11 на маркетплейсе Ozon уже идёт: её анонс начался ещё 16 октября, а основная часть стартовала 1 ноября. Продлится она до 14 ноября.

В акции участвуют все товары, которые захотели представить продавцы, кроме товаров для курения. Они собраны на отдельной странице распродажи, при этом можно «поймать» очень большие скидки, если успеть купить товар прямо сейчас: в таких случаях на карточке товара появляется кнопка «за час» или «за два часа», а кнопка для покупки завтра снабжается новой ценой — зачастую сильно превышающей текущую.

Товары с самыми большими скидками собраны в отдельном блоке «Топ-выгода»: такие товары можно купить только по одному в одни руки. Кроме того, с 8 ноября начнут действовать специальные часы продажи по «вау-ценам»: в это время определённые товары будут продаваться с огромными скидками.

11.11 в Wildberries

Фото: Maksim Konstantinov globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

На Wildberries распродажа 11.11 также уже стартовала: официальное открытие акции состоялось 1 ноября, однако начало продаж пришлось уже на 28 октября. Продлится распродажа до 14 ноября.

В акции, по уверениям маркетплейса, участвуют «миллионы товаров» самых разных категорий, а скидки на них достигают 90%: до 80% они доходят на одежду и обувь, до 50% — на детские товары, электронику и бытовую технику, до 70% — на товары для красоты и здоровья.

Собраны все товары акции на отдельной странице. Кроме того, отдельный блок посвящён «Героям распродажи», то есть товарам с самыми большими скидками. Товары — участники акции помечены красным логотипом «11.11».

11.11 в AliExpress

Фото: Serene Lee globallookpress.com
Фото: Serene Lee/globallookpress.com

Для AliExpress Всемирный день шопинга — главная распродажа года, поэтому готовится он к ней заранее и проводит её масштабно. Прежде всего, она проходит в два этапа. Первый уже идёт: с 29 октября по 7 ноября у желающих поучаствовать есть доступ к игре «Драконополия», где за выполнение заданий выдаются звёзды, которые можно обменять на купоны для покупки товаров с карточек этой игры во время самой распродажи. Кроме того, с 1 по 7 ноября в разделе «Комбо» можно собрать группу товаров и приобрести их со скидкой.

Второй и главный этап начнётся 11 ноября и продлится до 18 ноября. В это время можно обменять купоны из «Драконополии» на товары, кроме того, товары, участвующие в акции, будут собраны на главной странице распродажи. Также на отдельной странице «Низкая цена» собраны товары с увеличенной скидкой, а на странице «Супербренды» можно «ловить» скидки на новинки самых популярных брендов.

Есть у AliExpress и свой «Час выгоды», когда цены упадут ещё ниже: 11 ноября это 11:00, 15:00 и 18:00 по московскому времени, 12–18 ноября — 11:00 и 15:00. Такие товары будут собраны на отдельной странице.

Как выгодно купить товары на распродаже

Фото: Zamir Usmanov globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

Распродажа — время, когда некоторые люди теряют способность адекватно оценивать и необходимость покупки, и размеры своего кошелька и поэтому даже берут кредиты, чтобы приобрести те или иные товары. Особенно это заметно в период таких акций, как 11.11, когда всеобщий ажиотаж только повышает интерес к покупкам.

Однако у каждой распродажи — свои особенности. Так, чтобы приобрести товары наиболее выгодно, эксперты рекомендуют в период 11.11 обратить внимание на молодёжные товары.

— (Распродажа. — Прим. ред.) 11.11 чаще всего сосредоточена на товарах, которые популярны среди молодёжной аудитории, таких как электроника, мода и косметика, — отметила в разговоре с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Анна Костанда.

Екатерина Анциферова отметила, что в распродаже 11.11 участвует большое количество продавцов и много товарных категорий — это в том числе одежда, аксессуары, детские товары, спортивная одежда и обувь, косметика и парфюмерия.

— Однако нужно учитывать, что тотальный sale возможен не во всех товарных нишах. Вы не купите, например, новую технику или машину со скидкой в 50%, — предупредила эксперт.
Фото: Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

В то же время у распродаж в России сложилась репутация акций, когда можно легко обмануться несуществующими скидками. Маркетплейсы даже вводят специальные меры для борьбы с недобросовестными продавцами: так, Wildberries отслеживает динамику цены на товар за последние месяцы, благодаря этому можно увидеть, действительно ли скидка на него составила 90%, как заявлено в карточке, или реальное снижение не превысило 10 рублей.

— У интернет-магазинов и маркетплейсов есть инструменты, позволяющие отслеживать ценовую динамику в разрезе нескольких месяцев. Маркетплейсы предлагают широкий выбор и удобство онлайн-шопинга, а также часто имеют эксклюзивные предложения и скидки, — отметила Екатерина Анциферова.

В этом преимущество маркетплейсов во время распродаж, однако оценить товар непосредственно перед покупкой и избежать проблем с доставкой помогут только офлайн-магазины, уточнила эксперт. Поэтому неудивительно, что они тоже принимают участие в распродаже 11.11, хоть и не такое масштабное, как онлайн-магазины.

Кроме того, и сами покупатели стали более внимательными при покупках на распродажах, отмечают эксперты.

— Исследования показывают, что потребители становятся более осведомлёнными и обдуманными в своих покупках. Они исследуют цены и сравнивают предложения до того, как принять решение. Это приводит к увеличению спроса на распродажи, но также к более высокому уровню конкуренции среди ретейлеров. Они вынуждены предлагать лучшие условия для привлечения покупателей, — отметила в разговоре с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Анна Костанда.

Именно поэтому в период распродаж на маркетплейсах можно увидеть такое разнообразие акций — от обычных скидок до «счастливых часов» и кешбэков.

А чтобы всё-таки не попасться на удочку недобросовестных продавцов и сберечь бюджет, эксперты советуют:

1. Составить список покупок. Это позволит избежать ненужных трат.

2. Заранее промониторить цены на желаемые товары. Это поможет не попасться на «липовые» скидки.

3. Спланировать бюджет. Определите, сколько денег вы готовы потратить на распродаже, и не отступайте от этого количества.

4. Обратить внимание на качество. Низкая цена не всегда соотносится с хорошим качеством, поэтому товары по акции обязательно нужно внимательно проверять, чтобы не попасться на подделку.

5. Сосредоточиться на сезонных и базовых вещах. Качественные футболки, классические джинсы, универсальные куртки — всё это не выйдет из моды и будет основой любого гардероба, поэтому именно на них и стоит ориентироваться на распродажах.

Другое по теме