Родилась распродажа 11.11 в Китае. Это относительно новая традиция: она появилась в КНР в 1993 году и изначально называлась «День холостяка» — такой праздник организовали себе студенты университета города Нанкин «в пику» Дню святого Валентина.
С течением времени праздник подхватили и в других вузах, а затем продавцы магазинов обратили внимание, что в этот период сильно увеличивается посещаемость, и стали приурочивать к нему различные акции. Наконец, в 2009 году создатель Alibaba Group Джек Ма провёл на площадке Tmall первую большую распродажу и затем стал проводить её ежегодно — таким образом, можно сказать, что именно Джек Ма стал тем, кто придумал 11.11 в Китае в её современном виде.
В 2017 году AliExpress распространила правила распродажи на весь мир и заработала 25 млрд долларов — больше, чем в том же году выручили во время «Чёрной пятницы». Так она стала самой масштабной в мире и получила название «Всемирный день шопинга», как распродажа 11.11 называется в Китае теперь.
Сама распродажа 11.11 обычно начинается именно в этот день — например, в России она стартует в 11:00 по московскому времени. Однако разные маркетплейсы могут устанавливать и свои правила. Наиболее часто они устраивают pre-sale, то есть предварительную продажу.
Pre-sale 11.11 может начаться даже за две недели до 11 ноября. В этот период уже действуют некоторые скидки, которые позволяют присмотреться к товарам заранее и, возможно, что-то приобрести. Однако максимальные скидки 11.11, вплоть до 90%, начнут действовать именно 11 ноября.
Кроме того, некоторые маркетплейсы в России начинают распродажу уже в пятницу, 10 ноября.
Обычно акция 11.11 длится два дня: 11 и 12 ноября, в 2023 году воскресенье 12 ноября станет её последним днём. В России некоторые магазины начинают распродажу уже 10 ноября, поэтому она продлится три дня вместо двух.
Однако распродажа может продлиться не три дня, а целых семь — с 11 ноября и вплоть до 17 ноября, когда заканчивается распродажа 11.11 на AliExpress. Побили этот рекорд магазины «Эльдорадо» и «М.Видео»: их акции продлятся до 20 ноября.
В распродаже 11.11 участвует большое количество магазинов, в том числе интернет-маркетплейсов. Среди них «Яндекс.Маркет», «Эльдорадо», «М.Видео», «СберМегаМаркет», «Л’Этуаль», а также самые крупные площадки — Ozon, Wildberries и AliExpress.
Хотя акция называется «распродажа 11.11», Ozon начал её задолго до 11 ноября — первые товары по акции появились на маркетплейсе ещё 30 октября. Продлится она до 23:59 13 ноября.
Товары, участвующие в распродаже, меняются каждый день: они представлены на главной странице маркетплейса и на отдельной странице Hot Sale, где разбиты по дням. Некоторые товары получают новые цены в 00:00 своего дня, некоторые — в другое время, которое указывается на карточке товара.
Главные условия — распродажная цена действует только на первую покупку одного товара, участвующего в акции, и только в определённый день и время. При этом количество товара ограничено: в день участия в акции на карточке товара появляется шкала, которая показывает, сколько его осталось на складе.
Чтобы участвовать в распродаже 11.11 на Ozon, нужно зайти на сайт под своими учётными данными.
Распродажу 11.11 «Вайлдберриз» открыл так же, как и «Озон», 30 октября, и продлится она до 13 ноября.
Товары, участвующие в акции, помечены плашкой «День шопинга» и собраны как на главной странице, так и на отдельной странице акции.
Точных условий распродажи маркетплейс не опубликовал, однако, согласно баннерам, предполагаются скидки на широкий ассортимент до 80%. Некоторые продавцы заявляют о скидках до 95%, однако это скорее маркетинговая уловка: динамика изменения цены на страницах таких товаров, как правило, говорит о незначительном снижении, а в некоторых случаях — даже об увеличении стоимости.
В отличие от других крупных маркетплейсов, распродажа 11.11 «Алиэкспресс» начнётся именно 11 ноября. Однако продлится она дольше, чем у остальных — до 17 ноября.
Перед началом распродажи, с 8 ноября, на «Алиэкспресс» действует период «разогрева». В это время скидки на товары уже отображаются, их можно добавить в корзину, однако купить нельзя. Сделано это для того, чтобы покупатели могли заранее определиться с тем, какие позиции им интересны, и в день старта продаж сразу их приобрести. К тому же количество участвующего в акции товара ограничено, и если не добавить его в корзину заранее, можно не успеть купить.
Максимальные скидки будут действовать также только 11 ноября. Кроме того, во время распродажи работает программа лояльности «Алиэкспресс»: за первую покупку 11 ноября от 1111 рублей будут начислены 1111 баллов, которыми можно оплатить до 20% заказа. Также с начала «разогрева» магазины предлагают дополнительные купоны на свои товары, которые можно использовать для покупок.
Опрошенные 78.ru эксперты рекомендовали прежде, чем участвовать в распродажах, провести небольшое исследование рынка — только так можно убедиться в добросовестности продавца.
— К сожалению, даже на крупных маркетплейсах многие продавцы спекулируют на теме «распродаж года», искусственно завышая цены и делая от них скидки. Иногда бывает, что цена с такой скидкой бывает даже выше изначальной, — констатировал директор по продукту b2b-маркетплейса «Рывок» Андрей Пеков.
Эксперт рекомендовал проверить цены на выбранные товары заранее, чтобы убедиться в реальности скидки, а также сравнить её с ценами в других магазинах. Кроме того, важна репутация продавца и отзывы покупателей.
— Нужно, чтобы покупатели заранее знали средний уровень цен на распродаваемый ассортимент. Для покупателя снижение цены должно быть очевидным и значимым, в противном случае эффект от проведения акции будет минимальным. Распродаваемый товар должен быть известен и заметен для покупателя. Таким образом, мониторинг покупателями цен примерно за месяц до распродажи будет иметь свой эффект, — отметила в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Линда Рыжих.
Она обратила внимание, что уже сейчас маркетплейсы и крупные супермаркеты повторяют ошибки «Чёрной пятницы» 2013 года — первой масштабной распродажи в России: за последние дни цены на некоторые категории товаров существенно повысились.
— Очевидно, что 11 ноября продавцы их снизят, но будет ли это реальной выгодой для неискушённого скидками покупателя? Безусловно, нет, — резюмировала эксперт.
Однако случаи серьёзного снижения цен в дни крупных распродаж действительно бывают, уточнила Линда Рыжих. Например, это касается магазинов одежды и обуви: если поступила новая коллекция, а старая ещё не распродана, её будут продавать с крупными скидками, чтобы товар не залёживался.
Таким образом, главное, что нужно сделать покупателю перед участием в распродаже, чтобы не попасться на ложные скидки:
Когда начинается распродажа 11.11, магазины устанавливают скидки на самый широкий ассортимент товаров — как повседневного спроса, так и те, которые потенциально могут пригодиться в качестве подарка на грядущие праздники.
— Скидки обычно устанавливаются на самые популярные категории товаров: электронику, одежду, обувь, косметику и товары для дома. <…> Наибольший спрос обычно наблюдается на те же категории: на электронику, гаджеты, игрушки, косметику и одежду. Кроме того, покупатели также активно приобретают товары для дома и кухонные принадлежности, — отметил Андрей Пеков.
«Яндекс.Маркет» накануне старта распродажи сообщал, что в этом году меньше людей интересуются покупкой смартфонов, однако остальные категории по-прежнему актуальны.
А «Озон» отличился тем, что во время распродажи 11.11 можно не только приобрести товары, но и забронировать отели и купить билеты для путешествия со скидкой до 50%. Кроме того, в это время действует кешбэк 15% за отдых на горнолыжных курортах.
По сути, распродажа 11.11 и «Чёрная пятница» ничем особым друг от друга не отличаются, кроме истории возникновения, отметили эксперты.
— Распродажа 11.11 и «Чёрная пятница» имеют разные истории и традиции. Распродажа 11.11 возникла в Китае 13 лет назад (изначально это был День холостяка) и быстро превратилась в крупнейший онлайн-шопинг-день в мире. В то время как «Чёрная пятница» исторически проходит после Дня благодарения в США и служит началом праздничных покупок в преддверии Рождества — традиция существует в американской культуре с 1966 года, — рассказал Андрей Пеков.
В России распродажа 11.11 проводится с 2017 года, а «Чёрная пятница» — с 2013-го, и именно этой первой «Чёрной пятнице» мы обязаны невысоким мнением о распродажах, принятом в российском обществе: тогда акция была признана обманом покупателей, поскольку накануне недобросовестные продавцы сильно повысили цены, а в день распродажи просто снизили их до прежних значений, преподнеся это как существенную скидку, отметила Линда Рыжих.
— Обычно распродажу проводят с целью повышения уровня продаж и избавления от старых товаров. Это один из инструментов торгового маркетинга. На мой взгляд, в России пока нельзя назвать культуру распродаж полностью состоявшейся по разным причинам, в том числе связанным с долгим периодом господства плановой экономики (потребительское поведение у нас специфично и отличается от принятого на Западе: многие покупатели воспринимают эти маркетинговые акции как продажу бросового, некондиционного и невостребованного товара, чем зачастую пользуются компании, устраивающие распродажи), — указала эксперт.
Каких-либо особых выгод от распродажи 11.11 Линда Рыжих призывает не ждать: по её мнению, акция больше выгодна продавцам, а не покупателям. Есть и ошибки в организации этой распродажи.
— Со стороны организаторов акции, на мой взгляд, допущено много ошибок в процессе подготовки к этому событию, результатом которых можно назвать недостаточное и не всегда корректное информирование потребителей о предстоящих скидках, неудобство ориентирования покупателя в ассортименте и ценовых показателях, — считает она.
С этим трудно не согласиться, когда видишь, например, на «Вайлдберриз» на одном баннере обещания скидок до 80%, а на другом — до 90%. Кроме того, точных условий акции не удалось обнаружить на «Вайлдберриз» и «Яндекс.Маркете», а у «Эльдорадо» и «М.Видео» хоть они и в доступе, но акции называются «Чёрная пятница 11.11», что путает покупателя.
Несмотря на то что распродажа 11.11 и «Чёрная пятница» очень близки по сути, они друг другу не мешают, хоть и конкурируют, считают эксперты.
— Распродаж, безусловно, не много, и они никак не мешают друг другу. С помощью распродаж каждый товаропроизводитель решает свои маркетинговые задачи и стремится расширить потребительскую аудиторию. Единственное, над чем нужно серьёзно работать организаторам таких акций в России — это развитие культуры потребления. В свою очередь, это станет эффективным инструментом создания качественных и востребованных товаров, — указала Линда Рыжих.
Распродажа 11.11 и «Чёрная пятница» — это крупные события, которые могут помочь покупателям сэкономить на шопинге дважды. Однако главное в этом — сохранять критическое мышление и трезво оценивать выгоду от покупки, резюмировал Андрей Пеков.