Обман у всех на глазах: поможет ли раскрытие наценки на продукты притормозить рост цен
Депутат петербургского ЗакСа Андрей Рябоконь подготовил федеральную инициативу, которая обяжет продуктовые сети размещать на ценниках информацию о собственных наценках на социально значимые продукты питания. Этот перечень был утверждён ещё 14 лет назад и закреплён постановлением правительства РФ № 530 от 15 июля 2010 года.
В списке имеется 24 позиции. Это, в том числе мясо (за исключением бескостной продукции) многострадальные куриные яйца и сливочное масло, питьевое молоко, хлеб, некоторые виды круп, овощей и т.д. Зато из фруктов указываются, например, лишь яблоки.
Участники рынка заверяют, что социально значимые продукты сейчас и так продаются с минимальными наценками. Другое дело, что торговля всегда была бизнесом, заточенным на получение прибыли. И если на что-то накрутка будет минимальной, то ретейл отыграется на других позициях ассортимента.
По многочисленным просьбам трудящихся
Как рассказал Андрей Рябоконь, федеральный перечень является минимальным, на эти товары возможно сдерживание цен, что является прерогативой правительства РФ.
— В мой адрес поступают обращения жителей на высокие цены в магазинах. Информация о наценке должна быть размещена на ценниках в качестве дополнения. Это необходимо, чтобы дисциплинировать коммерческие организации и чётко ограничить их прибыль, — пояснил автор инициативы.
Так, если покупатели заметят высокие наценки, то они могут обращаться в ФАС, и та будет проводить проверки на конкретном продукте.
Как подчёркивает Андрей Рябоконь, есть, конечно, инфляционный рост цен, который продиктован экономикой, а есть и спекулятивный рост.
— Мы знаем, что масло сейчас очень подорожало, но мы должны следить именно за наценкой. Сколько коммерческая организация заложила прибыли на это масло. Надо сделать так, чтобы цены корректировались на уровень инфляции, но не более того. Если наценка 300%, то понятно, что продавец максимально пользуется увеличением прибыли в свой адрес. А если 10%, то это допустимо, это в пределах инфляции. ФАС может возбудить административное производство, провести проверку, и в отношении магазина будут предприняты действия. Штрафы сейчас за завышение цен достаточно высокие, — уверен Андрей Рябоконь.
Те же бананы и сметана
Опрошенные 78.ru эксперты не припоминают, чтобы мировой практике было нечто подобное.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин обращает внимание на то, что федеральный список социально значимых продуктов был утвержден ещё в 2010-м. Документ, конечно, нуждается в корректировке.
— С тех пор поменялись потребительская модель поведения, изменились пропорции распределения доходов населения. В такой список сейчас вполне можно было бы включить те же бананы, которые на весах во многих сетях сейчас идут под номером 1 в перечне ассортимента. То же самое касается отдельных видов молочной продукции такой как, йогурты, а не только питьевого молока. Я вообще полагаю, что подобные перечни вообще необходимо формировать на уровне каждого конкретного региона. В северных регионах, где как раз молочные продукты традиционно стоят дорого, в список можно было бы включить ту же сметану, — рассуждает эксперт.
Как подчёркивает Михаил Лачугин, говорить, что наценки выше или ниже для каких-то конкретных категорий, не вполне корректно. Правильнее обсуждать категорию в её разрезе. Потому что по какому-то конкретному продукту наценка может быть 2—3—5%, а по какому-то другому и все 40%.
— Как правило, по чувствительным для населения продуктам крупные ретейлеры работают даже себе в убыток, «чтобы не потерять клиента». Но нельзя забывать, что торговля — это всё-таки бизнес, он изначально рассчитан на получение прибыли. То есть, если, например, ретейлер уйдет в минус с яйцами, он сильно повысит цену на что-то другое, чтобы «отыграться за себя и того парня», это закон экономики, — добавляет Михаил Лачугин.
Хитрые игры для своих?
Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский также настаивает: цены на социально значимые продукты большинство ретейлеров не задирают. Но если кто-то хочет жёстко поиграть со стоимостью, то он это сделает, и никакое разглашение наценок не поможет.
— Это хитрые игры для своих. Здесь много звеньев, которые можно задействовать. В пример могу привезти ситуацию с поставками того же подсолнечного масла. У нас есть три варианта покупки. Мы можем заказать продукт у завода, отправить туда свою машину, привезти продукт за свой счёт и самим же доставить его уже в конкретные точки. Тогда бутылка нам обойдётся в условные 115 рублей. Во втором варианте мы можем договориться, что сюда масло привезёт транспорт производителя, а уже в городе по магазинам развезём сами. Это будет 120 рублей. Наконец, мы можем попросить производителя даже развозить продукт по точкам сети. Тогда это уже 130 рублей. И здесь встаёт вопрос: с какой конкретно схемы мы должны демонстрировать наценку? — интересуется Александр Мышинский.
Он упоминает и такую вещь, как ретро-бонусы.
— Мы их сейчас не используем. Вот с них как и чего демонстрировать? — опять же задаётся вопросом Александр Мышинский.
Как разъясняет Михаил Лачугин, речь идет о том, что когда торговая сеть берёт на себя обязательство реализовать, например, условный 1 млн бутылок молока в конкретный период и исполняет условие, тогда производитель выплачивает ретейлеру вознаграждение. Ретро-бонусы законодательно ограничены в размере 5% от объёма проданного товара.
Примечательно, что в постановлении №530 есть и второй раздел. Он как раз в принципе запрещает ретро-бонусы производителям при поставках определённых партий социально-значимых товаров: куриное мясо, питьевое молоко (определённой жирности), хлеб и хлебобулочные изделия со сроком годности менее 10 суток.
Ставить вопрос радикально?
Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов поясняет, что с федеральным списком важно понимать следующее: все продукты в нём уже давно производятся в России. Здесь не может быть дефицита и по здравой логике не должно быть и импорта.
— При этом попытки регулировать цены на государственном уровне уже в нашей стране предпринимались. Закончилось это, на мой взгляд, достаточно печально. Напомню, в конце 80-х мы закупали пшеницу в США и Канаде. А затем были так называемые ножки Буша, о которых молодёжь теперь не знает. Курицей мы себя обеспечиваем.
И если мы хотим действительно контролировать торговлю, то вопрос надо ставить радикально и создавать государственную продовольственную сеть. Вот пусть она и публикует свои наценки, а я посмотрю, как этой выйдет на практике и сколько такая торговля продержится на плаву, — рассуждает Иван Кузнецов.
Эксперт обращает внимание на то, что все говорят о продуктах питания, как только они дорожают. Вот только никто не предлагает раскрыть рецепт, как формируются наценки на тоже топливо, бензин. А затраты на них серьёзно отражаются в стоимости продуктов.
После утверждения ЗакСом инициативы в двух чтениях, её направят на рассмотрение в Госдуму.