Зима близко: как спасти автомобиль от опасностей зимнего вождения
Суровая русская зима
Прошлый год отметился для автомобилистов первыми масштабными «ходовыми испытаниями» в условиях российской зимы новых поступлений на авторынок. Ушедшие из России западные бренды автомобилей оставили по себе зияющую дыру, которую начали заполнять китайские марки, да и отечественные постарались составить им конкуренцию. Однако «китайцы» показали себя неважно: оказалось, что электроника, которой буквально «напичканы» их автомобили, начинает барахлить при зимних температурах, а антикоррозийная обработка по-прежнему оставляет желать лучшего.
Мы поинтересовались у экспертов, есть ли успехи у «китайцев» в этом году и как в целом готов авторынок к зиме. Мнения их разделились.
Так, управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк отметила, что больше всего к условиям российской зимы подготовлены западные бренды.
— Наиболее подходящими для холодной поры года, по мнению экспертов, считаются Subaru Forester SH, Toyota RAV4, Renault Duster, Honda CR-V II, Suzuki Jimny, Land Rover Freelander 2, Ford Kuga II, — перечислила она.
Однако, как отметил генеральный директор компании «БериАвто» Ислам Альсултанов, в этом году «китайцы» нагоняют своих западных конкурентов.
— Китайские автомобили, такие как Haval Jolion, продемонстрировали улучшение благодаря адаптации под российский климат. Эти модели оснащены необходимыми зимними функциями, что делает их конкурентоспособными, — рассказал эксперт.
Российская зима действительно предъявляет к автомобилям жёсткие требования, констатировал Ислам Альсултанов. Прежде всего это полный привод, высокий дорожный просвет и надёжные системы обогрева. Ирина Франк указала, что также крайне важна заводская антикоррозийная обработка, с которой раньше и наблюдались проблемы у «китайцев», да и «европейцы» справлялись не все.
— Для комфортной езды зимой более всего подходят автомобили, которые хорошо справляются с низкими температурами, снегом и льдом, а также обладают высоким клиренсом, проходимостью и коррозийной стойкостью кузова. И таких машин достаточно много: например, внедорожники и кроссоверы от западных, китайских и российских автопроизводителей. Главное, чтобы автомобиль обладал качественной заводской антикоррозийной обработкой, — отметила эксперт.
Она рекомендовала обращать внимание на автомобили с пластиковыми или композитными элементами в кузове — они меньше подвержены коррозии по сравнению с металлом. Зимой это важно, особенно в городе, где реагентов для борьбы со снегом применяется большое количество, которые, к сожалению, не только портят обувь и одежду горожан, но и влияют на сохранность автозапчастей. Чтобы этого избежать, нужно защитить элементы кузова перед зимней эксплуатацией.
— Не лишним будет провести дополнительную обработку антикоррозийным составом и специальным воском. <…> Установленная на днище защита также позволит избежать попадания реагентов и появления ржавчины. Практически любой автомобиль можно грамотно подготовить к зиме, чтобы проездить самый холодный период года в комфорте. Например, китайские Geely, Haval и Changan или отечественный «УАЗ Патриот» при должной обработке и подготовке перенесут зиму не хуже европейских или японских авто, — констатировала Ирина Франк.
Ислам Альсултанов рекомендовал обратить внимание также на отечественные модели — например, LADA Niva, которая известна своей выносливостью в суровых зимних условиях. Однако и её, прежде чем вывести на зимнюю трассу, стоит загнать в автосервис и проверить антикоррозийное покрытие.
Переобуться и не только
Ещё один важный момент в зимнем вождении — шины. Они бывают разные: летние, зимние, всесезонные; и если ездить на летней резине зимой — очевидная авантюра, то между зимними и всесезонными шинами бывает выбрать не так просто. «Всесезонки» позволяют сэкономить, поскольку можно не тратиться на обновление комплекта шин по сезону и на их установку. С другой стороны, их универсальность в итоге проигрывает при сравнении с зимними шинами на заснеженной дороге.
— Чтобы избежать аварийных ситуаций в снежную погоду, владельцы автомобилей должны использовать только зимние шины. Даже частично изношенные шины, которые соответствуют сезону, обеспечивают надёжное сцепление со скользким дорожным покрытием, что позволяет улучшить управляемость автомобиля. При этом зимние шины предназначены для использования в сильный мороз и не теряют эксплуатационных свойств в зависимости от температуры воздуха или уровня осадков, — рассказали в беседе с 78.ru в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Дефицита зимней резины сегодня на авторынке нет, отметил в разговоре с 78.ru территориальный управляющий СТО «Кореана» Юрий Яснов. Представлены как российские, так и китайские бренды, а также есть шины европейских и японских производителей, которые завозятся в Россию с помощью схем параллельного импорта. Поэтому без зимних шин российские автомобилисты не останутся точно, однако к их качеству есть определённые вопросы.
— Китайские и российские бренды пока отстают от премиальных европейских производителей с точки зрения управляемости и износостойкости. Например, на шинах китайских и российских брендов значительно чаще выпадают шипы. Но поскольку сегодня основным критерием выбора резины остается её стоимость, то каждый ориентируется на свои потребности по типу резины из представленного ассортимента, — констатировал Юрий Яснов.
Октябрь в европейской части России выдался нетипично тёплым, поэтому традиционное время сезонной смены шин сдвинулось. Однако зима уже на подходе, и владельцам машин необходимо озаботиться этим вопросом. Как сэкономить на зимних шинах и не попасть в ДТП, 78.ru разбирался вместе с экспертами ранее.
Тем не менее, как указал Юрий Яснов, помимо шин есть и другие запчасти и элементы подготовки к зимнему сезону, к которым следует отнестись с вниманием. К примеру, он посоветовал выбирать проверенные сервисы, которые не только предоставляют гарантию на работу по шиномонтажу, но и предоставляют комплексную услугу: замена резины, развал-схождение, диагностика ходовой части.
— Перед наступлением зимы важно проверить уровни технических жидкостей автомобиля, в особенности антифриза и тормозной жидкости. Кроме того, важно обратить внимание на наличие влаги в тормозной жидкости и проверить температуру замерзания антифриза. При приближении к холодам обязательно необходимо провести проверку и при необходимости зарядить или заменить аккумуляторную батарею, — напомнил Юрий Яснов.
Всё это нужно, чтобы чувствовать себя на дороге уверенно — причём не только в городе, но и за городом.
В городе тепло и сыро, а за городом зима…
Зимнее вождение само по себе имеет ряд серьёзных отличий от летнего и осеннего. Прежде всего эксперты рекомендуют в это время отказаться от агрессивного стиля и резких манёвров на дороге.
— На снегу автомобиль легко может потерять управляемость, поэтому любое превышение скорости увеличивает вероятность заноса, — указали в ГК «АвтоСпецЦентр».
В снегопад лучше всего двигаться со скоростью до 40 км/ч и сохранять дистанцию между автомобилями — это позволит избежать ДТП в случае форс-мажора. Нужно быть более осторожным, чем всегда, и сохранять максимальную концентрацию, чтобы успеть среагировать на внезапные происшествия. Кроме того, в зимнее время иначе работает круиз-контроль, на который многие автомобилисты привыкли рассчитывать.
— Зимой сильно снижается эффективность работы круиз-контроля. Современная система предназначена для поддержания выбранного скоростного режима во время поездки, но программа не учитывает погодные условия и качество дорожного покрытия. Если использовать круиз-контроль в снежную погоду, у владельца автомобиля не будет возможности быстро снизить обороты двигателя, а при резком торможении риск аварии останется высоким, — предупредили в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Однако так же сильно, как зимнее вождение от летнего, отличается вождение зимой в городе и за городом. Эксперты называют тому ряд причин: это и качество дорог, и особенности дорожного потока, и дорожные условия сами по себе — ведь в городе, в отличие от периферии, улицы чаще всего очищают от снега и посыпают песком и солью для повышения сцепления. С этой точки зрения дороги в городе можно было бы назвать зимой более безопасными, если бы не одно «но».
— В городе часто встречаются плотные потоки и частые остановки, что требует большей концентрации и частого использования стоп-сигналов. За городом же ключевыми факторами становятся качество дороги, большее количество снега и льда, а также необходимость поддерживать более высокую и стабильную скорость, — констатировал Ислам Альсултанов.
Плотность транспорта, скоростной режим, возможности маневрирования — всё это отличает условия поездки за городом и в городе в зимних условиях. Отличаются и главные опасности, с которыми сталкивается на дороге автомобилист.
— Наибольшую опасность в городе для автомобилистов представляют пешеходы и другие водители, тогда как на загородной трассе риск больше связан с дикими животными, особенно в вечернее время, а также с недостаточной видимостью, — отметила Ирина Франк.
Свой стиль вождения необходимо подстраивать под конкретное место и условия, резюмировали эксперты. Но общими для любой зимней дороги остаются главные правила: соблюдение скоростного режима и дистанции, плавное и постепенное торможение для предотвращения скольжения, а также избегание резких манёвров, подытожила Ирина Франк.
Зимний Петербург как полоса препятствий
Петербург с точки зрения зимнего вождения мало отличается от других городов, хотя, конечно, необходимо учитывать климатические условия. Зима в наших краях бывает разная, причём погода может измениться стремительно в течение суток — от сильного мороза до оттепели и капели и обратно. Всё это создаёт проблемы коммунальщикам, жителям города и — автомобилистам.
— Водителям Санкт-Петербурга при езде в холодное время года нужно учитывать, прежде всего, климатические условия региона: зима в городе может быть достаточно суровой, с частыми снегопадами и холодными температурами, что приводит к образованию снежного покрова и гололёда на дорогах, особенно в первые дни после снегопадов. Периодические оттепели также могут привести к образованию льда, что делает дорожные условия особенно опасными, — отметила Ирина Франк.
Именно поэтому большое внимание следует уделить выбору шин. И, пожалуй, не скупиться на комплект зимней резины в случае суровой зимы, если же зима тёплая, можно обойтись и всесезонными. Однако среди запчастей в зимних условиях заслуживают внимания не только шины, отметил Юрий Яснов.
— Для Петербурга, с учётом регулярных температурных перепадов и различных видов осадков, важно подбирать качественные щётки стеклоочистителя. Например, бескаркасные или гибридные щётки, имеющие пластиковый корпус, защищены от обмерзания, — рекомендовал он.
Городские власти активно борются зимой со льдом, снегом и гололёдом. Недавно вице-губернатор Евгений Разумишкин в ходе прямой линии рассказывал, что в основном в городе используется для этого смесь песка и соли, иногда просто техническая соль, а также «ноу-хау» прошлого года — «превентивная» обработка дорог солевым раствором перед снегопадом.
Все эти методы борьбы с гололёдом и снегом тоже являются факторами, на которые автомобилистам необходимо обратить внимание, указали эксперты. Ислам Альсултанов напомнил, что антигололёдные материалы могут ускорять коррозию автомобиля.
— Водителям желательно подготовить машину — провести антикоррозийную обработку, нанести воск для создания защитного водоотталкивающего покрытия. Также рассмотрите возможность установки плёнки на наиболее уязвимые участки кузова (бамперы, пороги и капот), — рекомендовала Ирина Франк.
Кроме того, эксперт посоветовала петербургским водителям регулярно чистить свой автомобиль — частая мойка в зимний период поможет удалить солевые отложения и грязь, особенно в нижней части автомобиля и колёсных арках, где скапливаются реагенты, пояснила она.
Зима близко, вот-вот наступят первые гололёды — а вместе с ними и 10-балльные пробки в городе из-за многочисленных аварий. Поэтому к зимнему вождению и самому водителю, и его автомобилю стоит подготовиться заранее — чтобы, по крайней мере, не стать их причиной.