Прямой эфир

(Без)опасный сезон: как сэкономить на зимних шинах и не попасть в ДТП

Лилия Батршина
2 октября, 18:19
Октябрь — традиционное время, когда на большей части территории России автолюбители меняют летние шины на зимние. Как обстоят сегодня дела с брендами и качеством на российском рынке шин, как выбрать шины перед зимним сезоном и можно ли на этом сэкономить, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: Petrov Sergey; Nikolay Gyngazov/globallookpress.com, freepik.com/standret, flaticon.com/Freepik

Ничто не радует

Российский авторынок уже два с половиной года находится в состоянии турбулентности: после введения санкций большое количество автопроизводителей ушли из страны, забрав с собой и гарантии, и поддержку, и привычный ассортимент. Коснулась эта напасть и рынка автокомпонентов, в их число попали и покрышки — ведь многие производители закрыли (или попытались закрыть) свои заводы на территории России, ограничив при этом и зарубежные поставки.

Два с половиной года активного импортозамещения не прошли даром: нельзя сказать, что на рынке шин сегодня есть дефицит. Однако некоторые проблемы, конечно, сохраняются, в частности — с ассортиментом и с ценой.

Опрошенные 78.ru эксперты отметили, что на рынке наблюдается планомерный рост цен в течение всего года и конца ему не видно.

— С начала года стоимость всех автомобильных шин в России увеличилась более чем на 15% в рознице. Эта тенденция будет продолжаться до конца текущего года, — отметила в беседе с изданием управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Причины этого роста кроются не только в инфляции, но и в других экономических факторах. Их 78.ru озвучил территориальный управляющий СТО «Кореана» Юрий Яснов: среди них — ограничения параллельного импорта, сложности с трансграничной оплатой зарубежным поставщикам и повышение стоимости перевозок. Все эти факторы не новы, они влияют буквально на все сферы экономической жизни России, поскольку охватывают её важную часть — импорт продукции из-за рубежа. И конечно, поставки автокомпонентов тоже под них подпадают.

Кроме того, есть и сезонные факторы, отметила Ирина Франк.

— Осенью и весной наблюдается рост спроса, что приводит к более интенсивному повышению стоимости покрышек, — пояснила она.

Юрий Яснов указал, что сезонное повышение цен доходит в среднем до 25–30%. Радовать это не может, но покрышки — такая запчасть, без замены которой не обойтись, особенно в осенне-зимний период, когда без надёжного сцепления с дорогой риск попасть в ДТП вырастает десятикратно.

Не радует, кроме цен, и ассортимент, особенно это касается тех, кто привык к премиальным брендам. После ухода Nokian и Michelin в этом сегменте наблюдается спад, отметила Ирина Франк, и учитывая то, что спрос на премиальные покрышки остаётся, их приверженцы могут столкнуться с дефицитом.

— Европейские бренды после ввода санкций представлены в магазинах в ограниченном ассортименте и стоят слишком дорого. К тому же, если они ввезены по схеме «серого» импорта, встаёт вопрос о предоставлении гарантии, — прокомментировал Юрий Яснов.

Сегодня на рынке представлена продукция в основном российских, китайских и тайваньских производителей, рассказали эксперты. Отечественные производители неплохо зарекомендовали себя, они расширяют линейку и активно развиваются, привлекая всё больше спроса. Нижнекамский шинный завод, Ярославский шинный завод, а также производители из дружественной Белоруссии завоевали своё место на рынке; кроме того, не надо забывать и о продукции заводов ушедших из России фирм, которые теперь работают под отечественными брендами — например, бывший завод Nokian во Всеволожске, теперь именуемый «Айкон Тайерс».

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Однако больше всего внимания привлекают китайские производители шин — и потому, что китайских авто сегодня на дорогах очень много, и потому, что их продукция заполонила прилавки. Мнения о китайских шинах, как и об автомобилях из Поднебесной, полярные, отметили эксперты.

— Если отодвинуть в сторону стереотипы, то многие водители отмечают, что шины из Китая обладают достойным качеством и вполне могут заменить ушедшие с рынка бренды, — считает Ирина Франк.
— Если говорить о китайских брендах, то владельцы автомобилей разделились на два противоположных лагеря: те, кого покрышки полностью устраивают, и те, кто категорически отказывается приобретать их. Но многие сходятся в одном, что с точки зрения износостойкости они пока значительно уступают европейским брендам, — возражает Юрий Яснов.

Так или иначе, а покупать шины перед осенне-зимним сезоном тем, кто этим не озаботился летом, придётся. Но можно ли на них сэкономить?

Экономим без опасности

По мнению Юрия Яснова, экономия на замене шин достаточно сомнительна, особенно если это касается самой работы по установке покрышек.

— Например, шиномонтаж, который предлагает цены в несколько раз ниже рыночных, скорее всего, не следит за качеством своего оборудования, не производит его калибровку и т. д. Всё это впоследствии может обернуться для автолюбителя необходимостью повторно произвести монтаж шин, — констатировал он.

Некачественный монтаж часто приводит к ускоренному износу и ухудшению ездовых характеристик, подтвердила Ирина Франк. Поэтому сегодня многие автовладельцы предпочитают обращаться в сетевые сервисы, которые предоставляют не только гарантию на работу, но и комплексную услугу — проведение замены резины, развал-схождения, диагностики ходовой части, резюмировал Юрий Яснов.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

А вот на покупке самих шин сэкономить можно, отметила Ирина Франк и перечислила несколько способов это сделать.

1. Выбор бренда.

— Вместо дорогих премиальных марок рассмотрите более доступные, но качественные шины от известных производителей. Многие из них предлагают неплохое сочетание цены и качества, — рекомендовала эксперт.

При этом ни в коем случае нельзя экономить на качестве шин и выбирать дешёвые покрышки от малоизвестных производителей, предупредила она.

— Низкокачественные шины из плохой резины могут привести к ухудшению сцепления с дорогой и увеличению риска аварии, — отметила Ирина Франк.

2. Акции.

В противовес магазинам, которые в сезон «задирают» цены в небеса, некоторые, напротив, устраивают распродажи и сезонные скидки. Поэтому Ирина Франк советует следить за акциями в магазинах или на интернет-площадках.

3. Б/у покрышки.

Б/у покрышки — не лучший вариант, однако он подойдёт, если денег совсем мало. Главное — проверить состояние резины и её протектора. При этом не стоит покупать шины с рук, указала Ирина Франк.

— Никогда не покупайте с рук и не используйте шины с изношенным протектором, поскольку это влияет на безопасность и управляемость автомобиля, — предупредила она.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

4. Всесезонные шины.

Всесезонные шины — отдельная тема. Они действительно позволяют сэкономить на покупке и замене покрышек, так как их не приходится покупать раз в сезон, напротив, они созданы для того, чтобы использоваться круглый год. Однако у них есть серьёзные ограничения, предупредила Ирина Франк.

— Всесезонные шины считаются компромиссным вариантом, подходящим для умеренных климатических условий. Они объединяют черты летних и зимних покрышек, но не могут полностью заменить ни те, ни другие. Всесезонка чаще всего используется в регионах с мягкими зимами и небольшим количеством снега, — рассказала она.

Главный недостаток всесезонных шин — невозможность обеспечить оптимальное сцепление в экстремальных условиях: снег, лёд, сильный дождь. В регионах с жёсткими зимами или жарким летом производительность всесезонки заметно уступает специализированным шинам, отметила Ирина Франк.

— Выбор шин зависит от климата вашего региона и личных предпочтений в вождении. Если вы живёте в месте с чётко выраженными сезонами, лучше рассмотреть специализированные варианты. Если же зимы мягкие с нечастыми осадками, всесезонные шины станут разумным выбором, — резюмировала эксперт.

Как правильно выбрать шины перед зимой

Юрий Яснов отметил, что сегодня зачастую первоочередной параметр выбора той или иной резины — её стоимость. На втором месте по приоритету — производитель, которых сегодня, как было сказано выше, не такой уж большой выбор.

— Что касается выбора с точки зрения характеристик, то нужно ориентироваться исключительно на свои предпочтения по типу резины, а также учитывать климатические условия, стиль вождения и характеристики вашего автомобиля, — рекомендовал он.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Выбор шин осенью — важная задача, так как этот сезон характеризуется изменчивыми погодными условиями. Особенно это заметно в Петербурге, где осень и зима непредсказуемы: дождь, снег, гололёд — всё это непременные спутники петербургских автомобилистов в осенне-зимний период, причём зачастую одновременно. Поэтому мы попросили экспертов дать рекомендации, на что следует обязательно обратить внимание при покупке шин перед зимой.

1. Тип шин.

Тип шин нужно выбирать исходя из климатических условий региона, предупредили эксперты. Для осени хорошо подойдут всесезонные покрышки, о которых сказано выше: они обеспечивают сцепление как на сухом, так и на мокром асфальте.

— Если в вашем регионе в осенний период часто бывают снег и лёд, лучше рассмотреть зимние шины, — отметила Ирина Франк.

2. Профиль и рисунок протектора.

Как пояснила Ирина Франк, глубокий и агрессивный рисунок протектора помогает отводить воду и снижает риск аквапланирования.

— Обратите внимание на шины со специальными ламелями для лучшего сцепления на влажной дороге, — рекомендовала она.

3. Индекс износа протектора.

Это индикатор срока службы шин. Чем выше индекс износа протектора, тем дольше шины прослужат.

4. Размер шин.

Размеры шин обязательно должны соответствовать рекомендациям производителя автомобиля — это важно для безопасности.

— Использование покрышек неправильного размера или типа, которые не соответствуют вашему автомобилю, может негативно сказаться на управляемости и безопасности, — предупредила Ирина Франк.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

5. Отзывы.

— Учитывая многообразие новых брендов шин и их относительно недолгое существование на российском рынке, покупателю действительно сложно сориентироваться. Поэтому многие при выборе обращаются к сайтам с отзывами, прислушиваются к советам «сарафанного радио», — отметил Юрий Яснов.

Ирина Франк также обратила внимание, что рейтинги и отзывы других пользователей помогут оценить реальное поведение шин в различных условиях.

Определившись со всеми характеристиками шин, можно наметить бюджет, в который требуется уложиться. Однако все эксперты предупреждают: ни в коем случае нельзя экономить на одном — на качестве покрышек. Отдать предпочтение менее известному бренду можно, но потерять в качестве нельзя, так как осенью и зимой это особенно опасно.

— Качество шин может значительно повлиять на безопасность и комфорт во время вождения, поэтому лучше инвестировать в качественные покрышки, — резюмировала Ирина Франк.