Рано радоваться? Цены на авто с пробегом падают, но это ненадолго
Годовое падение
Подержанные автомобили в России стабильно дешевеют уже на протяжении полугода — об этом сообщило агентство «Автостат». Так, по его данным, цены на авто с пробегом снижаются уже седьмой месяц подряд: к примеру, в сентябре по сравнению с августом она снизилась на 0,7%, а по отношению к прошлому году падение составило 3,4%. Средняя же цена подержанного легкового автомобиля на рынке сегодня составляет 1 млн 475 тыс. рублей.
Это не слишком похоже на апокалиптические прогнозы начала 2024 года: тогда эксперты в один голос говорили, что подержанные автомобили и дальше будут стабильно дорожать. Их трудно обвинить в панических настроениях, ведь за предыдущий 2023 год подержанные автомобили выросли в цене на 30%, а за два года рост составил около 100%. Причины понятны: помимо общей экономической ситуации, уход западных брендов из страны оставил любителей конкретных автомарок без любимых новых автомобилей, и они бросились на вторичный рынок. В результате спрос вырос, а количество автомобилей — напротив, упало, ведь купить новый автомобиль на замену старому стало гораздо сложнее.
Однако прогнозы автоэкспертов от начала года не сбылись. Конечно, падение цен на 3,4% не выглядит таким уж большим на фоне предыдущего роста на 30% и даже на 100%, но сам факт, что вместо подорожания автомобили с пробегом дешевеют, вызывает интерес и недоумение. Что же произошло на авторынке, если это стало возможно?
Первая причина, которая приходит на ум, — снижение спроса. Действительно, согласно экономической теории, снижение спроса влечёт за собой снижение цен, а в текущей ситуации в экономике страны потребительский спрос «режется» всеми силами.
— Прогнозы о росте цен могли не сбыться из-за нескольких факторов: улучшения ситуации с поставками новых автомобилей, изменения в потребительских предпочтениях, а также экономической нестабильности, которая могла снизить покупательский спрос. Также влияние оказали высокие процентные ставки по автокредитам, что сделало покупки менее доступными для многих покупателей, — констатировал в беседе с 78.ru CEO проекта Likvi.com Александр Коротков.
Автокредиты, как и кредиты вообще, сегодня и впрямь становятся всё менее доступными — на это влияет политика Центробанка, который «закручивает гайки». Традиционно в первую очередь это сказывается на выдаче ипотеки и других потребительских кредитов, но и программы автокредитования также попадают «под раздачу». Однако, как ранее рассказывали эксперты 78.ru, дилеры тоже не сидят сложа руки и активно поддерживают спрос на фоне высокой ключевой ставки специальными программами.
Вероятно, именно поэтому никакого значительного падения спроса на автомобили с пробегом другие опрошенные 78.ru эксперты не увидели. Так, в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» изданию рассказали, что в сентябре спрос на автомобили с пробегом в России вырос на 12,3% по сравнению с августом, а генеральный директор компании «БериАвто» Ислам Альсултанов отметил, что за первую половину 2024 года на вторичном рынке было продано 2,75 млн авто, что всего на 0,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Таким образом, нельзя списывать падение цен на снижение спроса — он не только не падает, но в некоторых сегментах и растёт. Однако тогда следом за ним должны расти цены — почему же этого не происходит?
Китай против дефицита
Эксперты вслед за Александром Коротковым обращают внимание на отсутствие дефицита на рынке подержанных авто — в отличие от прошлых лет, когда уход самых популярных брендов резко ударил по рынку не только новых, но и подержанных автомобилей. Сейчас же ситуация в корне иная.
— Снижение цен на 3,4% по сравнению с прошлым годом связано с расширением модельного ряда, так как даже рост спроса не привёл к резкому подорожанию автомобилей с пробегом, — пояснили в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
По словам экспертов, в первую очередь от дефицита вторичный авторынок спасли китайские бренды: их доля в продажах постепенно увеличивается, и это позволяет сдержать рост цен. При этом интересуются россияне и корейскими, и японскими автомобилями. На западные автомобили спрос также есть, особенно в части кроссоверов и внедорожников.
— На рынке подержанных автомобилей в настоящее время популярны такие бренды, как Toyota, Volkswagen, Kia и Renault. Сегменты кроссоверов и внедорожников продолжают быть востребованными, особенно модели с хорошей репутацией по надёжности и экономичности, такие как Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan и Kia Sportage также пользуются высоким спросом среди покупателей, ищущих сочетание комфорта и практичности, — рассказал Александр Коротков.
Китайские бренды пользуются популярностью, хотя ещё совсем недавно к ним было принято относиться со здоровой (а иногда и нездоровой) долей скепсиса. Тем не менее сегодня всё чаще можно встретить на дорогах России автомобили из Поднебесной, и это объяснимо: несмотря на весь скепсис и сложности, именно китайские автомобили — одни из немногих, которые сегодня могут похвастаться стабильной технической поддержкой.
— Сейчас россияне чаще отдают предпочтение китайским автомобилям с пробегом, в том числе Haval Jolion и другим популярным моделям из массового сегмента, чтобы избежать проблем с техническим обслуживанием и ремонтом авто, — отметил Ислам Альсултанов.
В ГК «АвтоСпецЦентр» также подтвердили интерес россиян к китайским моделям — в частности, Chery и Haval. И если Chery — марка, знакомая российским водителям уже 10 лет, то Haval завоевал популярность именно в последние годы, активно вытесняя западных конкурентов из сегмента кроссоверов.
Интересно, что при этом, по словам экспертов, спросом пользуются авто в хорошем техническом состоянии, возраст которых не превышает 5–7 лет, а стоимость стартует от 1,2 млн рублей. В свою очередь, как сообщают СМИ, подержанные автомобили возрастом от 1 до 3 лет просели в продажах аж на 25%. Александр Коротков предположил, что это может быть связано с увеличением цен на новые автомобили, изменением предпочтений в пользу более старых моделей и экономическими условиями — ведь чем новее автомобиль, тем он дороже.
— Россияне редко отдают предпочтение авто в возрасте от 1 до 3 лет, так как на вторичном рынке есть дефицит автомобилей 2020–2023 годов выпуска, — подтвердили в ГК «АвтоСпецЦентр».
Ислам Альсултанов отметил также, что спрос на авто с пробегом в возрасте от 1 до 3 лет снизился, поскольку россиянам доступны все китайские новинки, при покупке которых дилеры предлагают выгодные кредитные программы.
Таким образом, дефицит есть только в одной категории — совсем новых автомобилей, в то время как остальные сегменты вторичного рынка наконец перестали его испытывать благодаря поставкам из дружественного Китая и, разумеется, параллельного импорта. Отсюда и отсутствие повышения цен, которое предрекали в начале года.
Радоваться рано
Общее снижение цен может говорить как о стабилизации рынка, так и о менее оптимистичных тенденциях, указал Александр Коротков.
— С одной стороны, это может означать, что спрос начинает соответствовать предложению. С другой стороны, это может указывать на снижение покупательского интереса или ухудшение экономической ситуации, что может привести к дальнейшему падению цен, — отметил он.
Не то чтобы покупатели не обрадуются, если сильно выросшие за два года цены начнут снижаться ещё больше, но тогда явно начнётся противодействие дилеров — ведь их расходы не будут покрываться продажами.
Другие эксперты уверены, что цены на вторичном рынке автомобилей продолжат расти — не резко, но постепенно они вырастут ещё на 10–15%. Связано это прежде всего с подорожанием новых автомобилей.
— Цены на вторичном рынке зависят от стоимости новых автомобилей, поэтому при отсутствии предпосылок для резкого подорожания подержанные авто начинают дешеветь. Уровень снижения цен зависит от марки, модели и технического состояния автомобиля, — напомнил Ислам Альсултанов.
А новые автомобили определённо вскоре подорожают — на это повлияет повысившийся с 1 октября 2024 года утильсбор. Причём на легковые автомобили от вырастет на 70–85%, а затем будет подниматься каждый год на 10–20% до 2030 года, как сообщил Минпромторг. Сделано это в первую очередь для поддержки отечественного производителя, поскольку сегодня он не выдерживает ценовую конкуренцию с китайскими поставщиками, которые не спешат локализовывать своё производство в России. Теперь же ввозить автомобили из-за рубежа будет становиться всё более экономически невыгодно. Не сразу — ведь на складах дилеров ещё достаточно машин, ввезённых по старым правилам, но постепенно это приведёт к новому росту цен.
Впрочем, это не значит, что спрос на подержанные иностранные автомобили будет падать. Так, в ГК «АвтоСпецЦентр» и в «БериАвто» уверены, что в будущем на вторичном рынке будет расти спрос на автомобили известных китайских брендов.
— Доля японских, корейских и европейских автомобилей начнёт снижаться, что обусловлено ухудшением технического состояния и подорожанием сервисного обслуживания большинства авто иностранного производства, — констатировали в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Есть и более экзотические тенденции: так, Александр Коротков прогнозирует, что со временем на вторичном рынке начнёт расти спрос на электромобили и гибриды.
— Цены на подержанные внедорожники могут продолжать колебаться в зависимости от экономической ситуации и уровня предложения. В условиях растущего интереса к новым технологиям и более строгим экологическим нормам подержанные электромобили и гибриды могут стать более востребованными, — отметил эксперт.
А в целом ждать дальнейшего снижения цен, видимо, не приходится: учитывая грядущее подорожание новых иностранных автомобилей, вторичный рынок обязательно за ним потянется, и не исключено, что последует новый виток дефицита. А тем, кто желает сэкономить, останутся только отечественные бренды — как новые, так и с пробегом. Чего, похоже, и добивается Минпромторг.