Кошмарная рутина: станет ли боязнь застрять в лифте массовой фобией у петербуржцев?

14 окт, 13:10
Светлана Коваленко
В 22-х этажной высотке в Красногвардейском районе, сданной в эксплуатацию около 8 лет назад, поездки на лифте практически ежедневно превращаются в аттракцион не для слабонервных. Проблемы начались с самой сдачи дома, а застрять в кабине в темноте можно на 1,5—2 часа, вспоминают пережитое жильцы. Между тем, во многих домах более старой постсоветской постройки планируется активная замена лифтов.
Фото: Shatokhina Natalya/globallookpress.com

Прибыльная статья?

Многие застройщики хорошо отдают себе отчёт в том, что эксплуатация лифтового оборудования всегда была одной из самых болезненных точек для «человейников». Но именно высотное строительство было и остаётся одной из самых прибыльных статей доходов девелоперов.

Все «прелести» таких подходов испытали на себе жильцы 22-этажки в Красногвардейском районе на улице Корнея Чуковского. Для них каждая поездка в лифте оборачивается стрессом. Если кабина не застревает во время движения, то её может раскачивать как карусели, а двери во время движения иногда остаются открытыми так, что видно шахту.

В управляющей компании настаивают: оборудование проходит на ежегодной основе техническое освидетельствование. Но в итоге коммунальщики всё-таки согласны пригласить стороннего эксперта из независимой организации для проведения аудита. Хотя, когда пройдут такие мероприятия, в УК не уточняют.

Конечно, в этой истории есть свои многочисленные нюансы, отмечают эксперты.

Фото: 78.ru

Между тем, до февраля 2025 года в России должны быть заменены более 100 тыс. лифтов, срок службы которых превысил нормативные 25 лет. Впрочем, для части такого оборудования, возможно, будут сделаны исключения после обследований, начали недавно уточнять федеральные чиновники.

Разбираемся, что случились в доме №5 корпусе 3 на улице Корнея Чуковского и стоит ли опасаться замен кабин жильцам, где срок такого эксплуатации лифта превысил 25 лет.

Душераздирающие истории

Как рассказывают сами жильцы, их дом был сдан в эксплуатацию в 2016 году, кто-то называет 2017-й. Но это не принципиальный момент. Формально это уже не новая «вторичка» (до 5 лет с момента ввода), но и назвать его старым фондом тоже сложно.

При этом проблемы, как вспоминают жильцы, начались уже в первые годы, ещё когда дом заселялся. Сейчас ситуация выглядит вообще катастрофической. Уточним также, что всего в доме три лифта: грузовой и два пассажирских разных объёмов вместимости. Самый маленький рассчитан на вес пассажиров в 400 килограммов, но по факту способен перевозить не более двух взрослых человек.

Как рассказывает жительница дома Ольга Алексеева, однажды кабину раскачивало, «как на каруселях». Она с детьми побоялась ехать дальше и решила пойти пешком.

— В итоге дети опоздали в школу, а я на работу. Это очень трудоёмкая работа с 1-го на 20-й этаж подняться пешком. Особенно если есть ребёнок, идущий со школы. Он несёт на себе рюкзак, мешок со сменной обувью, форму, — поделилась она.

Житель Андрей Кошелев застревал в лифте четыре раза.

У собственницы Юлии в кабине лифта оказались заперты 12-летняя дочь, девятилетний сын и собака.

— Они просидели в лифте час без света в темноте. У них были телефоны, они подсвечивали фонариками. Я сама сидела около лифта на корточках и переговаривалась с детьми через дверь. Просили диспетчера: «Помогите, пожалуйста», — делится она.

Совсем душераздирающая история есть у Алёны. У её супруга в 2020-м отказали ноги, он не мог ни стоять, ни сидеть, а только лежать. Когда приехала скорая помощь, выяснилось, что нужна срочная госпитализация.

— Работал только самый маленький лифт. В итоге мужа просто пришлось посадить на пол. С ним смог спуститься только один медик. Остальным пришлось ждать, либо спускаться по лестнице бегом, чтобы мужа волоком по полу вытаскивать. Бывает так, что между четвёртым и первым этажом лифт резко опускается, и двери не закрывались до конца. И я видела всю эту шахту, — поделилась она.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Ещё одна жительница вспоминает, как спускалась с 13-го этажа…15 минут.

— Ну, так, не спеша. Без остановок, мы просто ехали, никуда не торопились. Двери были открыты, — делится она.

Что пробовали жильцы

Как рассказывает Ольга Алексеева, она регулярно четыре-пять раз в месяц подаёт заявки на ремонт лифта.

На таблице в кабине обслуживающей организацией указана ООО «Эко-город». В таблице есть и телефоны. Но в компании журналистам телеканала 78 заявили, что эксплуатацией этих лифтов не занимаются. Все вопросы попросили предъявлять к УК.

— Мы пытались связаться, но там трубки никто не берёт. Все заявки мы подаём через приложение ЛСР. И нам приходит ответ, что заявка выполнена. По факту лифт не работает. Мы стали выяснять, почему так. Нам заявили, что это не мы ставим выполнение, а ваша УК. А она явно в шесть утра спит и вряд ли может поставить выполнение заявки, — констатировала Ольга.

При этом она платила за «двушку» на 57 «квадратов» за лифт в апреле — мае по 400 рублей, а летом по 280. По её данным, в доме за счёт таких платежей накоплено уже около 5—6 млн рублей.

— Это какие-то странные суммы. Наверное, летом вышло меньше, потому что лифты не работали совсем, — недоумевает она.

В самой УК картину видят следующим образом.

— Лифты на ежегодной основе проходят техническое освидетельствование, которое подтверждает их исправность и безопасность, о чём есть соответствующие отметки в документах. Для обслуживания лифтового хозяйства УК заключён договор со специализированной организацией, которая все поступающие заявки от жителей решает в регламентные сроки.
Понимая обеспокоенность жителей, УК приняла решение пригласить стороннего эксперта из независимой организации для проведения аудита, — отмечается в ответе на запрос телеканала 78.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Представитель застройщика говорит о том, что в гарантийный период было принято восемь заявок от собственника, пять из них были отработаны. Остальные признали негарантийным случаем.

А как всё должно быть

Как разъясняет инженер-конструктор Владимир Милованов, УК не обязана иметь специалиста, разбирающегося в лифтах. Она нанимает организацию, которая должна выполнять функции технического обслуживания и нести ответственность за текущий ремонт. УК должна оповещать, что есть заявки от жителей и обозначать сроки устранения ремонтов.

Председатель совета ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин рассказывает примерно о таком же порядке. Но уточняет: такая организация несёт ответственность именно за текущую надлежащую эксплуатацию и аварийные случаи. В последнем варианте специалист должен прибыть в течение 30 минут после обращения и обеспечить надлежащую безопасную эвакуацию пассажиров.

По словам Владимира Милованова, ситуация с открытыми дверями во время движения не является нормальной. Это говорит о нахождении оборудования в аварийном состоянии.

— Мы говорим о том, что лифт должен плавно подниматься и опускаться. Средняя скорость движения 7 секунд на метр. Если здесь 22 этажа, то вы должны за 90 секунд спокойно подняться, либо опуститься, если мы едем без остановок. Это должно быть без рывков, без шатаний. Двери должны быть обязательно закрыты. Чтобы ни дети не могли руку просунуть, ни сумка застрять, — поясняет он.

Что теперь делать жильцам, и стоит ли бояться остальным?

По словам Владимира Милованова, теперь необходимо проводить экспертизу оборудования и обследование дверей на каждом этаже.

Как уточняет юрист Евгения Суббота, провести её придётся, скорее всего, за счёт жильцов, а дальше остаётся идти в суд. Ещё один вариант — обратиться в следственный комитет.

— Если повезёт, то будет уголовное дело, тогда собственникам за экспертизу платить не придётся. За ЧП, если оно произойдёт, будет отвечать УК. Пишите им претензии по каждому случаю. Кроме материального и морального вреда в суде можно потребовать и компенсации за понесённые расходы. Это, например, случай, когда человек из-за поломки лифта опоздал в театр, на работу и т.д., — советует она.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

По данным Евгения Пургина, установить лифт Могилёвского завода с грузоподъемностью 400 кг в доме на 22 этажа будет стоить примерно 7—8 млн рублей. Это работа, оборудование, материалы и услуги инженерного центра. Но в этой сумме не учитывается расходы на разработку проектно-сметной документации.

Есть и ещё один важный нюанс. В домах допандемийной относительно новой постройки, как разъяснялось выше, обычно устанавливали импортные лифты. В пандемию логистические цепочки начали стремительно разрушаться. Добили поставки запчастей санкции и уход западных компаний после февральских событий 2022 года. Так и могло выйти с многострадальным домом на улице Корнея Чуковского.

Как успокаивает Евгений Пургин, теперь лифты устанавливают в домах либо российского, либо белорусского производства. Они хорошо зарекомендовали уже себя, все запчасти к ним в наличии.

Между тем, в начале октября стало известно, что в подмосковном Бирюлево жильцы 45-этажной высотки стоят в очередь в лифт по 30 — 40 минут.

Другое по теме