Останутся одни федералы? Почему региональные производители бегут из Петербурга
Ушли, но не полностью
Официально «Великолукский мясокомбинат» не сообщал о закрытии своей фирменной сети в Петербурге — пока всё на уровне слухов. О закрытии рассказали СМИ сотрудники магазинов, при этом они указали, что предполагалось закрыть торговые точки ещё в августе, но условия аренды этого не позволили. Теперь закрытие перенесено на начало ноября.
Отметим, что розничная сеть «Великолукского мясокомбината» неуклонно сокращается в последнее время. В 2011 году магазинов было около 140, однако к 2021 году их количество уменьшилось двое — до 70. А на сегодняшний день в городе на Неве осталось всего 14 торговых точек. При этом в Ленинградской области сеть гораздо более обширная — в ней на данный момент, согласно «Яндекс Картам», насчитывается около 40 точек.
Руководство «Великолукского мясокомбината» не комментирует СМИ возможность закрытия сети в Петербурге. Также оно не ответило на запрос 78.ru о судьбе своей торговой сети в Ленинградской области.
В новостях о торговой сети «Великолукского» неизменно вспоминают о том, что меньше года назад подобная же судьба постигла торговую сеть другого регионального производителя, на этот раз из Ленинградской области — «Зелёный берег», торговую марку Приозерского молочного завода (обособленного подразделения АО ПЗ «Красноозёрное»). В конце декабря 2023 года стало известно, что точки «Зелёного берега» в Петербурге закрываются и производитель намерен развивать свою розничную сеть в Ленобласти.
78.ru связался с руководством Приозерского молочного завода и поинтересовался, как сегодня идут дела у производителя и областной розничной сети.
Прежде всего в беседе с 78.ru директор Приозерского молочного завода Сергей Клёшев уточнил, что полностью «Зелёный берег» из Петербурга не ушёл — вопреки сообщениям СМИ о полной смене стратегии.
— Мы все магазины не закрыли, часть до сих пор работает. Основная проблема — высокая аренда. Смены стратегии нет. Мы работаем и с федеральными сетями («Перекрёсток», «Пятёрочка», «Вкусвилл», «Окей»), и с региональными. Своя сеть в Ленобласти не претерпела изменений, рост продаж есть. Продажи в этом году выросли у федералов и в собственной сети, — рассказал Сергей Клёшев.
Действительно, согласно официальному сайту «Зелёного берега», в Петербурге остались шесть фирменных магазинов сети, а в Ленобласти — 15 фирменных и многочисленные торговые точки на базе других магазинов и их молочных отделов. Кроме того, завод активно сотрудничает с федеральными сетями, а также с сетями фермерских продуктов «Удачный» и «Колхоз».
Подобная же ситуация складывается и с «Великолукским мясокомбинатом»: хотя собственные розничные точки, возможно, закроются, его продукция, как и прежде, останется на полках федеральных сетей. Значит ли это, что собственная розница для региональных производителей в Петербурге стала окончательно не рентабельной, а всё поглотят федеральные торговые сети?
Время «резать косты»
Сергей Клёшев уверен, что да — торговые сети мешают развитию собственных сетей производителей, и тенденция очевидна.
— Глобализация никуда не исчезла, маленьких магазинов всё меньше, они разоряются. Федералы скоро будут в каждой деревне. В принципе, скоро в основном разнообразие продуктов уменьшится, так как, по большому счёту, набор продуктов в федеральных сетях один и тот же. Возможно, будет происходить перенос торговли на маркетплейсы, когда они нормально организуют работу со скоропортом, — констатировал он.
Другие эксперты, опрошенные 78.ru, высказались не столь однозначно. Так, независимый эксперт по ретейлу Михаил Лачугин привёл примеры региональных производителей, которые успешно работают в Петербурге.
— Правда, не наши, не ленинградские, но тем не менее региональные игроки сильные. Это «ПсковАгроИнвест», у них сеть магазинов «Деревня Соловьи», это птицефабрика «Зеленецкая», Республика Коми, которые себя очень хорошо чувствуют на рынке Петербурга. И вряд ли они отсюда уйдут в ближайшее время. Наверное, наоборот, будут расширяться. Это и несколько игроков из регионов, которые в ближайшее время должны в Петербург выйти, пока не могу их назвать, потому что в том числе тоже участвую в переговорах с ними. И те же самые «Вологодские продукты», — перечислил эксперт.
Доцент кафедры экономики Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Артём Голубев высказался иначе: по его мнению, каждый должен заниматься своим делом, то есть производитель должен производить продукт, а посредник — его продавать, иначе, особенно в текущих условиях, производитель терпит неоправданные издержки.
— Посредник — он не вытесняет кого-то, он, наоборот, делает (процесс покупки. — Прим. ред.) удобным для потребителя, для производителя. Если производитель направляет свои ресурсы, в том числе финансовые, не только в производство, но и в распределение, он растрачивает ресурсы как на то, чем он занимается по своей деятельности, так и на некую вторичную или дополнительную деятельность, уже связанную с реализацией, — пояснил Артём Голубев.
Эксперты описали две основные причины, по которым региональные производители могут отказываться от собственной розницы в Петербурге. Одну из них уже назвал Сергей Клёшев — это высокая аренда. Михаил Лачугин также обратил внимание, что в Петербурге сейчас наблюдается проблема с нормальными помещениями для аренды, поскольку, несмотря на кризис, коммерческая недвижимость очень востребована.
— Очень активно развиваются пекарни, которые забирают буквально вообще всё, что есть на рынке свободное. Это, конечно, рано или поздно пройдёт, но сейчас в моменте напряжёнка с нормальными помещениями. Соответственно, в области где-то найти места для торговых точек проще, — отметил Михаил Лачугин.
Артём Голубев, говоря об аренде, также указал и на другие связанные с ней издержки — это холодильное оборудование, поддержание помещений в нормальном состоянии, ремонт или благоустройство. Всё это, по его словам, нетипичные для производителя затраты, которые в экономике называются издержками обращения. Они оправданы тогда, когда собственная розничная сеть становится маркетинговым ходом, привлекающим внимание потребителя и существенно увеличивающим продажи. Однако в современной ситуации, по мнению эксперта, покупатель скорее отдаст предпочтение товару по акции, чем марке конкретного производителя. Поэтому и затраты на собственную розничную сеть перестают быть рентабельными.
Вторая причина, по которой региональным производителям сложно содержать собственную розничную сеть в Петербурге, — необходимость нанимать продавцов и платить им заработную плату.
— В Петербурге ведь очень сильно выросли издержки, связанные с заработной платой. Вполне возможно, что находить продавцов и платить им растущую заработную плату стало не очень выгодно. Традиционно в Петербурге была очень низкая безработица, а безработица в Ленобласти, как и в других регионах, всё-таки повыше, — констатировал Артём Голубев.
Всё это, вероятно, и подвигло «Великолукский» отказаться от собственной розничной сети в Петербурге — это просто стало невыгодно. Кроме того, как напомнил Артём Голубев, сегодня из-за высоких ставок бизнесу сложно взять кредиты, они несут за собой большие затраты на обслуживание долга. В этих условиях производители начинают «рубить косты», то есть сокращать издержки, не связанные с производственной деятельностью. И перенаправлять деньги на то, что приносит наибольший доход и получается лучше всего.
Интересно, что с подобными проблемами сталкиваются и федеральные сети — смена подходов вынуждает их менять собственную маркетинговую стратегию.
— Торговые сети типа «Ленты» до поры до времени развивали гипермаркеты. Это была очень интересная и выгодная тема. Со временем, наоборот, этот вид бизнеса стал убыточным. Например, «Окей», у которого большая часть сети также гипермаркеты, по-моему, до сих пор терпит убытки. «Лента» сменила ориентацию и стала получать больше прибыли, — привёл пример Артём Голубев.
Смена стратегии и отказ от необязательных издержек — нормальная схема развития для любого бизнеса, особенно в кризис. Однако почему всё это не распространяется на розничные сети «регионалов» в Ленобласти?
Патриотичная Ленобласть
В Ленобласти дешевле аренда, ниже зарплаты и выше безработица — это серьёзные причины, которые позволяют производителям сохранять свои розничные сети в регионе. Однако есть там и большая проблема: большие расстояния, сложности логистики и при этом — не такая высокая плотность населения, как в городе. На первый взгляд, странно выглядит то, что производители отказываются от потенциально более высокого спроса за счёт большого населения в Петербурге в пользу области.
Однако, как отметил Сергей Клёшев, несмотря на сложности логистики, по его наблюдениям, спрос в Ленобласти выше, чем в Петербурге.
— С логистикой проблемы у всех, рост транспортных тарифов 50–80% за два года. В Ленобласти спрос лучше, больше доверия к местной продукции, покупатель более мобилен, в Питере мало кто поедет в другой район, и парковки тоже проблема. В области с этим проще, — констатировал он.
Михаил Лачугин отметил, что спрос и в области, и в Петербурге очень разнонаправленный. С одной стороны, в Петербурге есть магазины локальных продуктов вроде «Колхоза», «Удачного», где представлена продукция местных или региональных производителей. Люди туда ходят активно, хотя продукция там дороже, чем в условных «Магнитах».
— С другой стороны, очень активно развивается модель дискаунтеров, тот же «Семишагофф», например, куда ходят люди исключительно за низкой ценой. Их не особо волнует, откуда приехал тот или иной продукт, колбаса или молоко. Им главное, чтобы было дёшево, — указал эксперт.
При этом в области есть успешные проекты, которые собирают локальную продукцию, качественную, но дороже, чем в среднем по рынку, — это, к примеру, сеть «Как сыр в масле» в Гатчине, которая развивается и растёт, несмотря на все кризисы, и очень востребована как среди местных жителей, так и у петербуржцев.
— Возможно, в области действительно сохранился ещё определённого рода потребительский патриотизм, — предположил Михаил Лачугин.
Артём Голубев, в свою очередь, обратил внимание, что населённые пункты в области разные, и спрос зависит не только от их размера, но и от их близости к Петербургу. В сёлах и деревнях, особенно отдалённых от Северной столицы, действительно больше склонность посещать небольшие магазины, пользоваться местными фермерскими продуктами. Однако в более близких к Петербургу населённых пунктах тенденция другая.
— Люди регулярно посещают Петербург и, добравшись даже до ближайшего района Петербурга, понимают, что, приходя в крупные магазины, они могут в одном месте приобрести широкий ассортимент продукции, который, конечно, не предложит им ни «Великолукский мясокомбинат» и никто другой. Даже одну и ту же мясную продукцию можно в крупном магазине от множества производителей купить, то, чего нет у одного производителя, — отметил эксперт.
В Петербурге мелкой фирменной рознице мешают разнообразие и скорость жизни: действительно, большая часть людей предпочтёт купить всё разом в одном магазине, чем посещать разные ради одного или двух фирменных продуктов. В Ленобласти с этим проще, и, возможно, поэтому производители остаются в регионе. Впрочем, учитывая развитие федеральных сетей, которые, по выражению Сергея Клёшева, скоро будут в каждой деревне, фирменная розница и здесь однажды уйдёт в прошлое.
Но если в этих федеральных сетях будет возможность приобрести товары местных производителей (а с этим сегодня есть проблемы) — возможно, это не так уж и плохо.