Экономика
12:4112 сентября 2024

Будем есть дешёвых крабов? Зачем Петербургу и России автотрасса до Владивостока

Страна четвёртый год реализует крайне амбициозный проект — строительство трассы «Россия», которая должна протянуться через большую часть регионов от Петербурга до Владивостока. Но почему крайней точкой выбран именно Петербург и есть ли у проекта какие-то минусы? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.

Коллаж 78.ru: freepik.com, ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько, avtodor-tr.ru, flaticon.com

Новая артерия

Президент РФ Владимир Путин на недавно прошедшем Восточном экономическом форуме — 2024 упомянул автотранспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока — по его словам, этот маршрут должен стать «континентальной артерией», подобной Транссибу.

Согласно планам, скоростная трасса свяжет Северную столицу и главный город Приморья к 2030 году. Реализовывать проект начали в, казалось бы, самое неудачное время — в 2020 году, когда весь мир, и Россию вместе с ним, лихорадило от коронавирусных ограничений, карантинов и сводок оперштабов о заразившихся и погибших. Тем не менее именно тогда был заложен первый участок будущей трассы, который должен был связать Москву и Казань через Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан. Она получила название М-12.

В 2021 году в послании Федеральному собранию президент заявил, что трассу следует продлить до Екатеринбурга, а в июне 2022 года, тоже в достаточно сложное время после начала СВО и санкций — что трасса должна продлиться также до Тюмени и Челябинска. А к концу 2022 года стало понятно, что М-12 — только начало и в среднесрочной перспективе трасса пройдёт по большей части регионов страны от Петербурга до Владивостока. Протяжённость её составит около 12 тыс. километров.

Тогда же, в конце 2022 года М-12 получила народное название «Восток», а большая трасса до Владивостока — «Россия». К этому времени открыли три участка магистрали до Казани и Екатеринбурга, в сентябре 2023 года закончили строительство участка от Москвы до Нижегородской области, а в декабре — до Казани. Следующие участки должны открыться к концу 2024 года, трасса пройдёт до Екатеринбурга.

Фото: vk.com/Трасса М12 Москва - Нижний Новгород - Казань

Трасса «Россия», как и её уже открывшиеся участки, будет платной. Однако главные её преимущества — это скорость (она доходит до 120 км/ч, а на некоторых участках — до 150 км/ч) и обходы крупных городов. Так, планируется построить обходы Омска, Новосибирска, Кемерово, Канска. Фактически при желании можно будет заезжать только в конечные точки маршрута.

Но почему конечной точкой трассы выбран именно Санкт-Петербург, а не Москва? Казалось бы, более логично закончить на столице, ведь, как говорится, «все дороги ведут в Рим», в случае России — в Москву. Однако здесь логика другая, и её описал для 78.ru заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев.

— Оконечные точки коридора, Санкт-Петербург и Владивосток, выбраны не случайно. Если не считать Калининград, то это две максимально удалённые друг от друга точки на карте России с Запада на Восток и обратно. А ведь именно в этих направлениях движутся в последнее время большинство грузов. Трасса пройдёт практически через все часовые пояса и свяжет между собой большинство регионов нашей огромной страны. Кроме того, не следует забывать, что если раньше Петербург в основном снабжался по морю, то сейчас доминируют именно наземные автомобильные перевозки, — рассказал он.

С морским сообщением в текущих условиях действительно проблемы, особенно после приёма в НАТО ранее нейтральных Швеции и Финляндии. И если Калининград — отдельная во всех смыслах история, добраться до него по земле через две границы не так-то просто, то Петербург — более реальная точка для начала или конца маршрута.

— Ещё в 2023 году на полях Восточного экономического форума Владимир Владимирович Путин характеризовал данный проект не только как основу для развития внутреннего туризма, но и как связующую магистраль между логистическими, аграрными и производственными центрами страны, — напомнил Александр Дмитриев.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Александр Полегенько
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

И на этом — на логистике, связности регионов и не только — следует остановиться особо.

Центр жизни и логистики

Трассу очень ждут в среде грузоперевозчиков — опрошенные 78.ru представители логистических компаний говорят о ней с воодушевлением.

— Данный проект очень перспективный, поскольку позволит в будущем существенно увеличить скорость логистики, а также помочь разгрузить основные транспортные пути в стране, — отметил операционный директор логистического оператора GLP Данил Сальников.
— Строительство данной трассы повысит транспортную доступность восточных регионов России. Высокоскоростная автомагистраль поможет оптимизировать логистические цепочки и сократить сроки доставки благодаря отсутствию пробок и увеличению скорости движения. Это, в свою очередь, приведёт к снижению затрат на топливо и повышению оборачиваемости транспорта. Кроме того, отсутствие светофоров и пешеходных переходов минимизирует риски возникновения аварийных ситуаций, — рассказали в пресс-службе ГК «Деловые Линии».
— Строительство транспортного коридора Санкт-Петербург — Владивосток — важный шаг для улучшения логистической инфраструктуры в нашей стране. У данного проекта есть все шансы стать основной магистралью для грузоперевозок между западными и восточными регионами. Мы прогнозируем сокращение времени в пути примерно на 10–15%, что даст возможность грузовым компаниям оптимизировать свои графики и снизить затраты на логистику, — отметил специалист по маркетингу и PR Taglex Борис Царев.

Сокращение времени в пути — важный «козырь» новой трассы, который достигается благодаря обходу крупных городов. Так, уже существующие участки сокращают время в пути вдвое: к примеру, от Москвы до Казани теперь можно доехать за 6–6,5 часа вместо 12–13 часов ранее. В логистике время — деньги: это и скорость доставки, в том числе скоропортящихся товаров, и уменьшение износа транспорта, и снижение затрат на топливо и зарплаты водителей. Отдельно перевозчики обращают внимание на то, что современные трассы более безопасны, как и отсутствие на магистралях светофоров и пешеходных переходов.

— Современные дороги и транспортные развязки значительно снизят риски ДТП и повреждения грузов. Грузоперевозки на трассе с хорошим покрытием более безопасны и предсказуемы. Это, в свою очередь, снизит расходы на страховку и увеличит доверие клиентов, — констатировал Борис Царев.
Фото: Edgar Breshchanov globallookpress.com
Фото: Edgar Breshchanov/globallookpress.com

Дороги являются центром жизни, неслучайно во все времена люди селились и развивали города вокруг основных торговых путей, напомнил Данил Сальников. Трасса «Россия» в этом смысле действительно станет жизненно важной артерией, особенно учитывая сложную географию страны, и не только потому, что свяжет друг с другом отдалённые регионы. Эксперт отметил, что строительство трассы потянет за собой сразу несколько факторов: увеличение товарооборота, ускорение экономической жизни в стране, развитие инфраструктуры, появление новых рабочих мест.

— Увеличенные объёмы трафика позволят создать новые возможности — увеличение складских площадей в охваченных трассой регионах, новых логистических хабов, создать много новых транспортных компаний, они принесут финансовые средства как на развитие инфраструктуры, так и для увеличения доходов регионов, — отметил Данил Сальников.

Кроме того, нельзя забывать, что трасса «Россия» — это международный маршрут: в неё входят в том числе таможенные переходы на границе с другими странами. А с их пропускной способностью, учитывая кратное увеличение трафика с Юго-Восточной Азией вообще и Китаем в частности, сегодня большие сложности.

Конкурент для РЖД?

Не секрет, что раньше Россия развивалась в основном вокруг торговли с Европой — именно поэтому все дороги так или иначе вели в европейскую часть страны, при этом восточные регионы были вечно обделены вниманием. В современной ситуации, когда экономика России резко развернулась на Восток, значение сибирских и дальневосточных регионов сильно выросло, а заодно вскрылись и все транспортные проблемы, которые раньше из-за низкого трафика были неактуальны.

К примеру, обнаружилось, что великой Транссибирской железнодорожной магистрали и Байкало-Амурской магистрали катастрофически не хватает для перевозки всех необходимых грузов. Сегодня идёт их реконструкция, а модернизацию БАМ Владимир Путин на том же ВЭФ-2024 назвал даже более масштабным проектом, чем её строительство в СССР. И тем не менее даже после обновления магистрали будут работать на пределе своих возможностей.

Фото: Petrov Sergey globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Именно эту проблему призван решить в том числе автотранспортный коридор «Россия». Кроме того, у него есть преимущество: Транссиб проходит от Москвы до Хабаровска и Владивостока, БАМ — от Иркутской области до Хабаровского края, а трасса «Россия» впервые захватит в транспортный поток Петербург.

— Не секрет, что в последние годы основу грузоперевозок товаров народного потребления составляет именно автомобильный транспорт, существенно конкурируя с железнодорожным как на средних, так и на дальних расстояниях. Поэтому осуществление данного масштабного проекта будет существенным подспорьем для развития автотранспортной инфраструктуры нашей страны, поскольку позволит существенно сократить транзитное время грузовиков в пути, — отметил Александр Дмитриев.

Тем не менее, по его словам, хотя конкуренция между железнодорожными магистралями и автотрассой определённо будет, всё же скорее всего они станут дополнять друг друга. Причина этого прежде всего в различиях грузов, которые перевозят по железной дороге и автотранспортом.

— По железной дороге чаще всего перевозят большие партии массовых грузов (лес, нефть, уголь, минеральные удобрения, химикаты), а автотранспорт в основном предназначен для доставки сравнительно небольших партий разнообразных товаров (продукты питания, одежда, обувь, продукция повседневного спроса), чаще всего представленных в виде грузовых единиц (коробок, паллет, ящиков), — указал эксперт.

Данил Сальников также отметил, что новая трасса дополнит другие транспортные пути и существенно их разгрузит. И действительно, если снять с РЖД необходимость перевозить товары, которые жители Петербурга заказывают на «Алиэкспрессе», вероятно, это освободит место для перевозки стратегически более важных грузов. И чем чёрт не шутит — может быть, на рынках Северной столицы даже появится камчатский краб не из Баренцева моря, а с самой Камчатки.

Фото: Petrov Sergey globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Нюансы о туризме

Однако, говоря о перспективах трассы «Россия» на ВЭФ, президент неожиданно сделал акцент не только на грузоперевозках.

— Речь не только об увеличении объёмов грузоперевозок и повышении качества автомобильного сообщения. Со строительством коридора получит развитие и внутренний туризм. Весь маршрут трассы проходит через десятки регионов Российской Федерации, — сказал Владимир Путин.

С одной стороны, звучит логично: самая большая проблема внутреннего туризма сейчас — огромные расстояния и запредельные цены на авиаперелёты. Чтобы добраться от Петербурга до Владивостока, туристу придётся выложить от 20 тыс. до 40 тыс. рублей за билет на самолёт в одну сторону. Правда, и провести времени в пути придётся в худшем случае полтора дня, а в лучшем — чуть больше 11 часов.

Автотрасса «Россия», даже когда будет достроена, такой скоростью похвастаться не сможет. Да и расценки кусаются: так, чтобы доехать на легковой машине из Москвы до Казани, придётся потратить почти 4,5 тыс. рублей. Самолётом эконом-класса, как ни странно, получится дешевле.

С другой стороны, сложно представить себе широкий поток туристов из Петербурга и Москвы, которые отправятся в отпуск во Владивосток на автомобиле или, к примеру, в автобусном туре. Тем не менее, как рассказали 78.ru в пресс-службе турклуба «Клуб Приключений», новая трасса однозначно поспособствует развитию автотуризма.

— Будет проще и быстрее добраться семьёй до другого города, выбраться туда на выходные. Потоки внутренних туристов вырастут, также станут более распространены путешествия в автодомах, — рассказали в пресс-службе.
Фото: Victor Lisitsyn globallookpress.com
Фото: Victor Lisitsyn/globallookpress.com

Произойдёт это не скоро, отметили в турклубе: так как маршрут развивается поэтапно, на ближайшее будущее для путешествий в Сибирь и до Владивостока он повлияет мало. Кроме того, есть и ограничения по видам туризма — к примеру, люди, предпочитающие походный туризм, обычно ограничены по времени длительностью отпуска и часто пользуются самолётами, чтобы сократить время в дороге. Однако трасса станет хорошей альтернативой в том случае, когда авиаперелёты стоят огромных денег, а на поезд уже проблематично купить билеты.

— Для части туристов, которые выберут добираться до места встречи с инструктором на машине, может быть интересно и удобно продлить путешествие и, например, когда и если будет открыт участок до Иркутска, часть из них может выбрать автомобиль как средство передвижения. В любом случае уже открытые участки дают участникам больше выбора, как добраться и что посмотреть по дороге. Кроме того, улучшается инфраструктура вдоль трассы, лучше становится связь, уменьшается время в дороге на машинах за счёт открытия более скоростного движения, — резюмировали в турклубе.

Можно предположить, что если не из Петербурга до Владивостока, то, по крайней мере, из Петербурга в Казань или Екатеринбург люди ездить будут чаще с открытием новой трассы. И, конечно, станет гораздо легче добраться из одного города в другой на протяжении всей магистрали, а не только до её конечных пунктов.

А минусы будут?

И что же, у новой трассы нет минусов? Пожалуй, да — это редчайший случай, когда найти отрицательные стороны у проекта крайне трудно.

— Если говорить о минусах, а точнее о сложностях реализации проекта, то можно отметить его достаточно высокую стоимость, а также трудоёмкость проведения строительных работ из-за сложного рельефа местности и природных условий Сибири и Дальнего Востока, — отметил Александр Дмитриев.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Александр Полегенько
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Цена вопроса действительно очень высока. Только трасса до Казани протяжённостью в 810 км стоила больше 800 млрд рублей, продление до Екатеринбурга в 2022 году оценивалось ещё в 260 млрд рублей. В конце 2023 года вице-премьер Марат Хуснуллин оценивал вложения в продление трассы до Владивостока в 500 млрд рублей, но, учитывая инфляцию и подорожание строительных материалов, можно предположить, что это не окончательная сумма. Правда, нужно отметить, что частично трасса не строится с нуля, а расширяется до четырёх или шести полос — это проще, чем строительство, и несколько дешевле.

Стоит ли оно того? Определённо да: как заявлял глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, вклад в ВВП только от строительства М-12 за 20 лет составит больше 1,8 трлн рублей — что уж говорить обо всей трассе. Экономика получит новый импульс развития, не только в процессе строительства от увеличения количества рабочих мест, но и после того, как трасса откроется. В новых реалиях, когда Россия может рассчитывать только на себя (и немного на Китай), это безусловный приоритет.

СтроительствоТранспорт
Лилия Батршина
Другое по теме