Без жиру бесятся: чего ждать от цен на «молочку» с осени 2024 года?

20 авг, 16:08
Светлана Коваленко
Производители молочной продукции угрожают поднять на неё цены в сентябре, рассказывают в торговых сетях и оптовики. Среди причин подорожания «молочки» называют беспрецедентный рост стоимости сырья, увеличения затрат на логистику, обслуживание импортного доильного оборудования. Между тем, в августе крупные игроки уже уведомили ретейлеров о повышении стоимости хлебобулочных изделий.
Коллаж 78.ru: pngwing.com, Maksim Konstantinov/globallookpress.com, flaticon.com/muhammad atho'

О том, что крупные производители молочной продукции направили торговым ретейлерам в конце лета 2024 года уведомления о планах по повышению цен в сентябре, 78.ru сообщили сразу несколько участников рынка. Среди отправителей «писем счастья» есть, например, «Пискарёвский молзавод», «Галактика», «Милком», структуры бывшего французского Danone. С 1 августа обсуждать корректировку стоимости продукции в сторону увеличения готовы и в «Экомилке». В среднем поднять оптовые цены производители хотят на 5—10%.

Ранее крупные хлебопёки также предупредили торговые сети об увеличении стоимости продукции на 10—15%.

Эксперты напоминают, тот же «Пискарёвский молзавод» не поднимал цены вот уже несколько лет, сырьё только дорожает, растёт в цене и стоимость кормов, затраты на оборудование, логистику и т.д. Между тем, без дешёвого хлеба россияне точно не останутся.

Не до жиру, быть бы…

ООО «Пискарёвский молзавод» кратко информирует ретейлеров о повышении отпускных цен в среднем на 10% с 10 сентября в связи с увеличением стоимости закупочного сырья. В компании рассчитывают на «долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество».

В «Галактике» стоимость части ассортимента хотят поднять с 1 сентября. Там готовы более подробно перечислить «множество факторов», в которые, кроме сырьёвого, входят рост ставки ЦБ и прогнозы по её увеличению, дефицит кадров, а, как следствие, рост зарплат и затрат на оборудование. Отдельно подчёркивается, что очень подорожал «молочный жир».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В «Милкоме» (бренды «Село Зелёное, «Молочная речка» и т.д.), где стоимость готовы увеличить на 5—15% также с 1 сентября, к вышеперечисленному добавляют рост расходов на немолочное сырьё (сахар, ягоды, закваски), упаковку, логистику, электроэнергию. В компании тоже обращают внимание на «молочный жир» и взметнувшиеся в цене на 20% сливки.

В «Экомилке», уже предложившему ретейлерам поднять цены на 5—10% с 1 августа, ссылаются на «необходимость поддерживать заданный уровень качества продукции». При этом у предприятия есть в ассортименты растительно-сливочные спреды и некие молокосодержащие продукты по технологии сметаны, тоже растущие в стоимости. Подорожает от этого поставщика плавленый и твороженные сыры.

ООО «Виола» (ранее Viola) рапортует о повышении цен с 15 августа. Масло от этого производителя хотят поднять в цене на 30%, сыры — на 5%, молоко — 4,5%.

А кто-то уже готов и закрыться?

Информацию о получении уведомлений от крупных молочных производителей подтвердил генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антон Вересов. Он не исключил, что на будущее рост стоимости такой продукции может стать ежемесячным.

По словам Антона Вересова, некоторые производители уже подумывают о том, чтобы в принципе уйти с рынка. О каких конкретно компаниях идёт речь, он не уточнил.

— Так, например, у нас был раньше один поставщик из Новой Зеландии. Но работа с ним сейчас замерла из-за проблем с оплатой продукции в валюте. С теми же китайцами с ней теперь не договориться в силу всем известных обстоятельств, — пояснил Антон Вересов.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В пресс-службе «Ленты» ситуацию прокомментировали кратко:

— Мы получали уведомления от поставщиков о повышении закупочных цен на молочную продукцию от 3 до 15% в зависимости от производителя и продукции, — сообщили там.

Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский рассказал, что в среднем их сети цены предложили поднять на молочку на 5—10%. По итогам переговоров через несколько месяцев рост стоимости для покупателей может составить 7—8%.

— В закупке, скорее всего, молоко уйдет за 70 рублей за литр. Но тут надо понимать, что такую продукцию ретейлеры всегда реализовывали себе в убыток. Например, мы закупаем сейчас молоко у одного известного производителя по 63 рубля, а торгуем по 59, кефир обходится в 65 рублей, а выставляем по 59. Рост цен, думаю, покупатели увидят через 1—2 месяца, примерно столько длится торг между сетями и поставщиками, — делится Александр Мышинский.

Не в корову корм и оборудование…

Заместитель генерального директора ООО «Пискарёвский молзавод» Георгий Житмарев признаёт, что компания рассылала уведомления своим клиентам. Производитель отправлял письма всем участникам рынка, с которыми сотрудничает.

— Но здесь есть важные моменты. Так, до августа стоимость наших продуктов не повышалась два года. А за этот период подорожало практически всё. Та же стоимость сливочного масла выросла в среднем на 60%. Существенно увеличились расходы на топливо, обслуживание оборудования, «коммуналку», зарплаты персоналу и т.д. Трудно представить себе товары, которые бы не подорожали. У нас просто не было другого выхода в этой ситуации, — констатирует Георгий Житмарев.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Он ещё раз подчеркивает, что подорожание вызвано, в первую очередь, ростом стоимости сырья. Издержки у производителей молока выросли за два года значительно. Выросла и стоимость корма для животных.

— Без повышения цены на сырое молоко мы рискуем остаться без молока, а значит и без молочной продукции, — полагает Георгий Житмарев.

Здесь стоит отметить, что, как считают некоторые собеседники, отечественные корма, которыми сейчас пытаются заменить импортные, просто не способны обеспечить требуемую жирность для определённых позиций в ассортименте. На будущее этот вопрос может быть решён, но необходима усиленная работа в этом направлении.

— Сейчас жир в молоке сильно упал, но мы это связываем не с кормами, а с жарой, которая стояла всё лето. В такую жару жир всегда падает. Корма наши производители молока используют в основном отечественные, — парирует Георгий Житмарев.

Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов вспоминает, что в СЗФО ранее частно использовалось доильное оборудование шведской компании DeLaval. По понятным причинам с его обслуживанием сейчас возникли проблемы.

Между тем, производство молока в последние годы в России растёт. Тот же «Экомилк» раньше был именно крупным производителем «молочки», а теперь сам взялся за её переработку.

— Например, в той же Карелии до 80% затрат бизнесу на производство компенсируется бюджетом. При этом у поставщиков молоко сейчас закупается по примерно 40 рублей за литр, — отмечает он.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Платить будут не бедные?

Примечательно, что кроме производителей молока, цены хотят поднять и хлебопёки. Так, уведомления о повышении стоимости своей продукции направили сетям ООО «Каравай» на 10% с 7 августа и холдинг «Коломенский». В последний входит, например, ООО ГК «Дарница», ООО «Хлебный дом», хлебокомбинат «Пролетарец» и т.д. Там цены рассчитывают поднять на 10—15% с 1 августа. В компании ссылаются на подорожание пшеничной муки высшего сорта на 35% и сахара — 15%.

Александр Мышинский припоминает, что производители хлебобулочных изделий уже пытались поднять стоимость изделий на 30% в начале этого года, но тогда её всё-таки удалось отчасти сдержать.

Вместе с тем, эксперты успокаивают: без дешёвого и бюджетного хлеба сегмента эконом россияне точно не останутся.

— У нас сейчас идёт подъём развития пекарен. Есть, например, известная сеть, где батон вполне приемлемого качества можно купить за 19 рублей. Так что по этому поводу нервничать точно не стоит, хлеба на всех хватит, — рассуждает Иван Кузнецов.

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин не видит никаких предпосылок для того, чтобы хлеб исчезал или на него резко росли цены.

— Тут надо понимать, что когда мы говорим, что хлебозаводы разослали письма и грозятся поднять стоимость, мы рассуждаем в целом о категории. Но, на мой взгляд, объективнее рассуждать о каких-то конкретных позициях. Хлебозавод просто не может разослать уведомления о том, что абсолютно на весь хлеб поднимает цены на условные 15 рублей. У него себестоимость производства разных видов продукции разная. И наценка в магазине разная будет в итоге, — поясняет он.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Как заверяет Михаил Лачугин, на бюджетные позиции по хлебу цены никто поднимать не будет. Если же цена на премиальные позиции вырастет на 10 рублей, то покупатели такой продукции вряд ли на себе это серьёзно ощутят.

Другое по теме