Холодный душ для России: ЦБ повышает ставку ради спасения экономики от перегрева
Ничего неожиданного
Накануне июльского заседания Центробанка по ключевой ставке наиболее популярным среди аналитиков мнением было, что ЦБ всё же пойдёт на её увеличение, причём повышение до 18% стало общим на всех консенсус-прогнозом. Как пояснял в беседе с 78.ru независимый экономист Дмитрий Адамидов, высказывались и другие мнения: одни говорили, что ставку могут «задрать» до уже неприятно знакомых по 2022 году 20%, иные предполагали, что, напротив, ставку могут понизить до 14%.
Полярность этих предположений объяснял в разговоре с 78.ru руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.
— Любое ожидаемое решение имеет невысокую эффективность. В этой связи ЦБ для достижения цели регулирующего воздействия должен поступить не вполне ожидаемо. А это либо оставить ставку без изменений, либо повысить её существенно выше ожиданий. То есть рынок одинаково сильно удивит ставка и на уровне 16%, и на уровне 19–20%, — указал он.
Ставку в 19–20% эксперт оценил как «стоп-кран» для экономики — слишком много негативных процессов на фондовом рынке она бы запустила. Ставка в 16% при этом не оказала бы существенного влияния на рынок, как отметил Дмитрий Адамидов, хотя и удивила бы игроков. Понижение же до 14% и вовсе сейчас немыслимо: хотя инфляция чуть-чуть замедлилась, как и рост деловой активности в стране, который к ней приводит, всё же этого «чуть-чуть» недостаточно для того, чтобы регулятор успокоился.
В итоге Центробанк пошёл по описанному экспертами пути — поднял ставку на 2%, до 18%, и ужесточил сигналы по дальнейшим решениям в денежно-кредитной политике.
Все беды от инфляции
Именно инфляция стала главной причиной повышения ключевой ставки, причём не на 1 процентный пункт, а сразу на два, пояснил в беседе с 78.ru руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития, экономист Никита Масленников.
— Годовая инфляция сейчас чуть-чуть выше 9%, хотя июнь мы закончили на уровне 8,6%. Растут все показатели инфляции, в том числе базовые, это тревожно, потому что это означает, что экономика продолжает находиться в состоянии перегрева, с разрывом между спросом и предложением, — отметил эксперт.
Разрыв между спросом и предложением означает, что потребительский спрос существенно превышает возможности экономики, поэтому инфляция остаётся высокой. Центробанк даже пересмотрел свой прогноз по инфляции: на конец года он повышен до 6,5–7%, и это серьёзный показатель, поскольку прошлый год закончился на уровне 7,4%. Получается, за весь год, несмотря на все принимаемые меры, инфляцию удалось сбить всего на полпроцента.
Повышение ключевой ставки должно охладить потребительский спрос и привести экономику к более или менее нормальной траектории развития. Однако получится ли это у ЦБ, пока сказать затруднительно, констатировал Никита Масленников.
— Центральный банк достаточно чётко сказал о том, что возможно и следующее повышение, скажем, ещё на 2 процентных пункта, до 20%, потому что перегрев экономики чреват большими рисками, — указал эксперт.
Ещё в апреле Центробанк предполагал, что экономика России вырастет в этом году на 2,5–3%, а сегодня он пересмотрел свой прогноз в сторону увеличения до 3,5–4%, при этом на будущий год прогноз, наоборот, понижен с 1–2% до 0,5–1,5%. Это означает, что если не обуздать инфляцию, Россия рискует «влететь» в сильное замедление экономического роста.
— Если будет ещё усиливаться неблагоприятный внешний фактор, вплоть до стагфляционного состояния, которое не способствует росту экономики, выполнению социальных обязательств, повышению реальных располагаемых доходов и прочего. Это не кризис, конечно, кризис у нас не просматривается в ближайшей перспективе, но это существенное замедление, которое не очень хорошо скажется на динамике жизни населения, — объяснил Никита Масленников.
Помимо инфляции, также нужно обратить внимание на бюджетную политику страны. Именно бюджетные вливания во многом поддерживают экономику сегодня и стимулируют экономический рост, поэтому то, какой будет бюджет в ближайшие три года, определит и дальнейшую политику Центробанка, отметил эксперт. Однако известно об этом будет только к 1 октября текущего года.
— Считаю, бюджетная расходная политика будет усиливаться. Это будет дополнительным импульсом, который будет разогревать инфляционное давление. И самый главный вопрос — как выстроить сейчас стимул на будущий период, — констатировал Никита Масленников.
Конечно, не исключено, что инфляцию удастся сбить быстрее, чем прогнозирует Центробанк. На это намекают некоторые показатели деловой активности: промышленное производство за полугодие начало тормозить, но, с другой стороны, у населения заметно выросли инфляционные ожидания, как и прогнозы будущего спроса. Немного греют показатели инвестиционной активности, но Никита Масленников призывает ими не обольщаться.
— Доля инфляции в инвестициях просто огромная. Вы покупаете столько же машин, оборудования, станков, комплектующих. Из-за инфляции вы платите больше, а в статистике это отражается ростом инвестиций. На самом деле для перспектив производства это совершенно нездорово, потому что реально инвестиций приходит немного, несмотря на высокие показатели траектории, — резюмировал эксперт.
Таким образом, сегодняшнее решение ЦБ абсолютно оправданное и обоснованное, отметил Никита Масленников, если учесть все возможные проблемы.
Следующий шаг — 20%
Повышение ключевой ставки скажется на всех областях жизни: из-за него снова повысятся ставки по кредитам, упадёт кредитная активность, снизится потребительский спрос, особенно на товары высокого ценового сегмента. В целом это замедлит темпы роста экономики, но вряд ли приведёт к рецессии, рассказал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
— Повышение ключевой ставки рефинансирования обычно ведёт к замедлению темпов экономического роста, что в перспективе может перерасти в рецессию, как это было в ЕС в прошлом году. Однако в России в текущих условиях экономический рост обеспечен льготным кредитованием и бюджетными вливаниями в оборонно-промышленный комплекс и смежные с ним отрасли (металлургия, электроника и т. д.), в обрабатывающую промышленность и IT для форсирования процесса импортозамещения в стране и т. п. Да и сам бизнес берёт кредиты даже по таким высоким ставкам, чем обеспечивает рост ВВП России, а население пока только начинает постепенно переходить к сберегательной модели поведения. Поэтому пока рецессия российской экономике не угрожает, но на фоне подорожания кредитования темпы экономического роста в стране могут немного замедлиться, — указал эксперт.
В текущих условиях скоро снижения ключевой ставки можно не ждать: как отметил Владимир Чернов, вероятно, это случится не раньше июня-июля 2025 года. Пока же мы только проходим пик инфляции, и если его удастся миновать в текущем месяце — будет хорошо. В противном же случае Центробанк может не ограничиться повышением ставки до 18%.
— Отвечаю на вопрос: сейчас возможно ли новое повышение? Не исключаю того, что оно возможно, потому что пока предполагаю, что инфляция будет проходить свой пик именно в июле. Если этого не случится, если достаточно высокая инфляция в годовом интервале 8,5–9% сохранится в течение августа и сентября, то тогда, очевидно, Центральному банку придётся уже в сентябре принимать новое решение по новой ставке. Тем более что следующее заседание 13 сентября, — спрогнозировал Никита Масленников.
Июль-август — традиционно пиковые месяцы по инфляции, которые вызывают больше всего озабоченности у Центробанка. И если инфляция не уймётся, а население не поумерит потребительский пыл, нельзя исключать, что в конце года повторится неприятный рекорд 2022 года с ключевой ставкой на запретительном уровне — 20% годовых.