Авто с доставкой на дом: безопасно ли покупать машину на маркетплейсе
Без спешки и переплат
Покупка автомобилей на маркетплейсах появилась в России совсем недавно — первым её запустил Ozon в сентябре 2023 года, а уже в марте 2024 года к этому движению присоединился «Мегамаркет». Сегодня на них представлены различные бренды, в основном отечественные и китайские.
— Сегодня на маркетплейсе представлено более 25 брендов автомобилей, среди них в том числе LADA, «Москвич», Chery, Haval, OMODA и другие бренды. Мы активно ведём переговоры с автомобильными брендами по расширению количества предложений и привлекаем портфель новых брендов, — рассказали 78.ru в пресс-службе Ozon.
Подобная же картина наблюдается на «Мегамаркете», в пресс-службе которого также заявили о постоянном расширении ассортимента — к примеру, недавно там появились автомобили OMODA и JAECOO.
Внешне покупка автомобиля на маркетплейсе мало отличается от покупки другого товара: нужно зайти на сайт, выбрать желаемую машину, добавить её в корзину, оплатить покупку (оплата доступна в основном онлайн) и указать адрес, по которому необходимо доставить автомобиль. Это может быть как дилерский центр, так и доставка непосредственно на дом. В согласованное время менеджер дилерского центра привезёт автомобиль, оформит все документы (договор купли-продажи, акт приёма-передачи, электронный паспорт транспортного средства) и передаст ключи.
Выглядит совсем несложно, и есть те, кто уже воспользовался такой возможностью: в пресс-службе Ozon рассказали, что с момента запуска продаж автомобили с помощью площадки приобрели более 450 раз, средний чек при этом составил 2 млн рублей, а наибольший интерес проявили жители Московской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Ростовской области. Ничего удивительного в этом нет, поскольку покупка автомобиля на маркетплейсе обладает всеми преимуществами онлайн-покупок любого другого товара.
— Покупатели предпочитают приобретать авто онлайн из-за удобства и прозрачности процесса — без лишнего давления, в комфортном темпе, можно ознакомиться со всеми характеристиками, подобрать для себя оптимальный вариант и получить автомобиль именно по той цене, которая указана в карточке, — отметили в пресс-службе «Мегамаркета».
Отдельным плюсом покупок на маркетплейсе является цена: в отличие от покупки в дилерских центрах, где могут появляться различные накрутки за счёт дополнительных услуг, на маркетплейсах цена окончательная, а Ozon и вовсе указывает фиксированную рекомендованную цену производителя, также предлагая собственные скидки и акции.
Звучит привлекательно. Но есть и обратная сторона медали — как и у любой покупки на маркетплейсе.
Минусы для покупателей, неудобства для дилеров
Дело в том, что, как и при любой покупке на маркетплейсе, отношения у покупателя возникают не с ним, а с продавцом — в случае автомобиля это дилер.
— «Мегамаркет» выступает виртуальной витриной для авто. Продавцами автомобилей являются дилерские центры. Вся информация о комплектации приобретаемого авто содержится в карточке товара, в ней же указана и конечная цена. Авто реализуется по 100% предоплате, после чего остаётся дождаться доставки автомобиля, — подчеркнули в пресс-службе «Мегамаркета».
Как отметила в беседе с 78.ru адвокат Адвокатской конторы №40 «Денисов и партнеры» ВОКА № 1 Милана Дидидзе, при покупке автомобиля на маркетплейсе нужно учитывать сразу два риска — это невозможность оценить автомобиль вживую до покупки и риск, связанный с безопасностью платежей и возможностью мошенничества. Поэтому первое, что она рекомендует при таких покупках, — проверить продавца.
— Необходимо посмотреть в открытых источниках сведения о наличии судебных споров, неисполнении обязательств по договорам, не является ли компания убыточной, является ли официальным дилером и прочее. Предварительный анализ продавца автомобиля необходимо провести для уменьшения риска неполучения оплаченного товара — автомобиля, так как на исследованных маркетплейсах в отношении размещённых правил продаж товаров указано, что покупатель не вступает в правовые взаимоотношения с маркетплейсом. Соответственно, возможные претензии необходимо будет предъявлять непосредственно продавцу автомобиля, а не маркетплейсу. При этом все гарантийные обязательства также лежат на продавце, — пояснила эксперт.
Кроме того, юрист указала и на ещё один риск, связанный с дистанционными покупками: заключение договора купли-продажи с момента, когда покупатель сделал заказ и оплатил его. Таким образом, автомобиль уже считается приобретённым в момент, когда покупатель его оплатил онлайн, — в отличие от обычной покупки в дилерском центре, когда договор считается заключённым только в момент выражения согласия на приобретение (например, при подписании договора при личной встрече).
Однако нельзя сказать, что маркетплейсы полностью освобождаются от ответственности, раз они являются только «витриной» для продукции, отметила Милана Дидидзе.
— Нельзя сказать, что маркетплейс не несёт ответственность за продажу автомобилей. За достоверность размещённой информации о продавце и размещение полученной от продавца информации об автомобиле, а также за возврат денег покупателю ответственность несёт маркетплейс, — указала эксперт.
Видимо, с этим связаны довольно жёсткие правила, которым приходится следовать дилерам, чтобы разместить свои товары на маркетплейсе: так, в пресс-службе «Мегамаркета» указали, что регулярно получают заявки на подключение от разных дилерских центров, но из-за высоких требований к качеству работы выводят на витрину не всех. Дилеры, со своей стороны, также рассказывают, что маркетплейсы как площадки продажи автомобилей пока не слишком удобны.
— Выставить на продажу автомобиль или другой технически сложный предмет — это не то же самое, что продавать зубные щётки и другую мелочёвку в онлайн-магазине. Например, для продажи авто на маркетплейсе продавцу нужно указать множество параметров, включая вес машины, объём двигателя и т. д. При этом каждый параметр нужно подтвердить документами, что отнимает время. Плюс сложное ценообразование, поскольку цена автомобиля обычно включает доставку, стоимость которой может сильно варьироваться в зависимости от региона. Методы продвижения авто тоже не сильно помогают продавцам, как и скидки, которые иногда устанавливают сами площадки, и их нужно обязательно предоставлять, чтобы не попасть под санкции маркетплейса, — рассказала в беседе с 78.ru управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Таким образом, то, что является несомненным плюсом для покупателя — контроль со стороны маркетплейса, скидки, акции, предоставление исчерпывающей информации о товаре — является минусом для дилеров, которым приходится даже отказываться от маркетплейсов как площадок для продажи своей продукции. Во всяком случае, до момента, когда функционал доработают для удобства продавцов.
Однако подобный контроль явно приносит свои плоды: по заявлению пресс-служб Ozon и «Мегамаркета», за всё время работы не было зафиксировано ни одного случая возврата или отказа от автомобиля. Милана Дидидзе также отметила, что в открытых источниках нет информации о судебных спорах из-за купленных на маркетплейсах автомобилей. Значит, система работает — по крайней мере, до тех пор, пока продажи не приобрели массовый характер.
Как принять автомобиль с маркетплейса
Ирина Франк отметила, что к покупке автомобиля на маркетплейсе нужно быть психологически готовым — ведь машины стоят больших денег, а выглядит их покупка без проверки приобретением «кота в мешке», хотя благодаря контролю всех задействованных лиц таковой и не является.
— Если вы хотите протестировать автомобиль перед покупкой, осмотреть его со всех сторон, то приобретать его дистанционно через маркетплейсы вам вряд ли захочется, — констатировала эксперт.
Однако для тех, кто решился на покупку автомобиля через маркетплейс, она дала несколько советов по приёмке товара:
1. Проверьте внешнее состояние.
— Внимательно осмотрите автомобиль на наличие царапин, вмятин, сколов или других повреждений кузова. Убедитесь, что цвет кузова однородный и не имеет отличий на разных частях машины, — указала Ирина Франк.
2. Уделите особое внимание работе двигателя и коробки передач.
— Удостоверьтесь, что мотор запускается легко, работает плавно и без посторонних шумов. Проверьте переключение передач на всех скоростях, — рекомендовала эксперт.
3. Проверьте состояние амортизаторов, пружин, стоек и других элементов подвески.
4. Проверьте колёса.
— Убедитесь, что все колеса в хорошем состоянии, без износа или повреждений шин, — отметила эксперт.
5. Проверьте работоспособность всех фар, поворотников, стоп-сигналов и других элементов оповещения.
6. Убедитесь, что электрические системы автомобиля работают исправно.
7. И только после этого подписывайте акт приёма-передачи автомобиля — как и при покупке в автосалоне.
— При этом при передаче автомобиля покупателю рекомендуется оформить акт приёма-передачи и зафиксировать в нём состояние автомобиля, комплектацию, а также указать документы, которые передаются вместе с автомобилем (например, технический паспорт, паспорт транспортного средства и пр.), — рекомендовала Милана Дидидзе.
Кроме того, как отметила Милана Дидидзе, на покупку автомобиля на маркетплейсе распространяются положения Закона о защите прав потребителя. Это значит, что от товара можно отказаться в любое время до его передачи, а после передачи — в течение 7 дней, если сохранились товарный вид и потребительские свойства автомобиля, а также документ, подтверждающий покупку. Однако возврат автомобиля придётся осуществлять за свой счёт.
Есть и другие возможности избежать рисков: так, если в течение 15 дней в автомобиле обнаружатся недостатки, от договора купли-продажи можно отказаться и потребовать возврата денег либо замены товара. Но если 15 дней истекли, сделать это можно будет только в случае, если обнаруженные недостатки окажутся существенными.
Впрочем, несмотря на все сложности и риски, в пресс-службах маркетплейсов отметили растущий интерес покупателей к приобретению автомобилей на их площадках — в современных условиях обещания фиксированной цены без накруток дорогого стоят, как и возможность выбора без спешки. Поэтому, вероятно, такие продажи продолжат развиваться и рано или поздно станут обычным делом, каким уже стали покупки любых других товаров на маркетплейсах.