Дорогая экзотика: станут ли кварталы плавучих домов новой элиткой в Петербурге
Хаусботы вне закона?
Понтоны, сварные конструкции и строительные вагончики в Галерной гавани обнаружили на днях участники группы «ВКонтакте» «Живём на Васильевском | Васильевский остров». С тех пор дискуссии местных жителей в социальной сети только разгораются.
Согласно информации на баннере, размещённом на одном из строительных вагончиков, речь идёт о квартале плавучих домов, или так называемых «хаусботов».
Как заверяют в группе, местные муниципалы уже обратились к чиновникам, чтобы уточнить насколько законны такие действия. В администрации района заявили, что сведения о строительства квартала к ним не направлялись, а в КГИОП отметили, что никаких разрешений не выдавали.
Примечательно, что тема хаусботов недавно всплыла и в Ленобласти. Правда, там предложили за счёт них увеличивать гостиничный номерной фонд. Есть даже уже и реализованные проекты.
Разбираемся с экспертами, нужны ли такие проекты Северной столице, станет ли это новым трендом и чем может обернуться жизнь в плавучих домах, популярных в Европе.
Чиновничьи «бои на воде»
Разъясним сразу, на «берегу» за соблюдением законодательства при проведении земляных и строительных работ следит Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ). Но порядок кардинально меняется, если речь заходит о водных акваториях. В зависимости от расстояния от берега это могут быть различные структуры Федерального агентства водных ресурсов. Такое положение дел, собственно, и подтверждает ответ КГИОП на запрос телеканала 78.
В документе поясняется, что ещё в 2022-м чиновники ведомства выявили факт размещения на территории Гавани двухэтажного здания, понтона с баннерами «Бои на воде» и ринга. Это, по мнению представителей Смольного, противоречило заключённому с неким ООО «Марина» договором в далёком теперь 2005 году.
После чего чиновники КГИОП подали иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с требованием демонтировать незаконные объекты. Но в феврале 2023 истец разбирательство проиграл. ООО «Марина» смогло доказать, что это вовсе не постройки, а маломерные суда и понтоны. Они и были размещены на основании уже договора с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов.
Сейчас в КГИОПе заверяют: в связи с информацией о новом строительстве будут организованы новые проверки.
По-элитному?
Жителей Гавани волнуют как возможное в перспективе собственное ухудшение качества жизни, так и технические вопросы реализации будущего проекта, если дело до этого дойдёт.
Пользовательница Лариса Соколова обращает внимание на то, что у каждого такого дома, скорее всего, будет припаркована машина, а это создаст дополнительную нагрузку на берег и борьбу за места.
— У них в аренде берега Галерного ковша, средняя часть которого уже сильно размыта, чёрная ольха, растущая по берегам, в плачевном состоянии, несколько деревьев погибли, пара или тройка накренилась в воду. Что-то делается для сохранения памятника федерального значения? — задается вопросом она.
Jane Kaplan интересуется, как будет подаваться электричество и топление в дома, какие есть решения по очистным сооружениям.
— Jane, электричество соплёй с берега, делов-то. По-элитному, — ехидно отвечает участник под ником «Кусандра Полосатая».
Александр Анхимов предполагает, что отапливаться дома будут только за счёт электричества.
— В общем, можно констатировать, что проблемы будущих домовладельцев, пардон, судовладельцев, прожектантов не особо волнуют. Прожектанты продают красивые нарисованные на компе картинки. Частности, вроде охранного статуса Гавани, инженерных подключений и прочих «мелочей» их не беспокоят, — констатирует он.
Татьяна Жильцова озабочена качеством и составом воды в Гавани, она напоминает об «анамнезе места» и добавляет, что сама бы «даже единожды палец опустить побоялся, а не то, чтоб находиться в этом месте каждый день».
— Татьяна, вы беспокоитесь о здоровье обитателей домов мечты? — снова иронизирует Кусандра Полосатая.
С проверками придут все
Опрошенные эксперты считают, что проблемы с коммуникациями при современных технологиях можно решить, другое дело, что у таких домов есть свои «прелести» с учётом климата Северной столицы.
Транспортный инженер и автор Telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов напоминает, что плавучие дома есть в Нидерландах, во Франции, собственно в тех европейских странах, где имеется большая водная поверхность.
— С инженерной точки зрения такие проекты воплотить в жизнь вполне реально, с технической — тоже. Но здесь важно разобраться, о каких объектах идет речь: они будут перемешаться или располагаться стационарно? Это будут классические лодки или... — интересуется эксперт.
По словам Ивана Вергазова, по электричеству вопрос решается прокладкой кабеля. В городе есть пристани. Это нестационарные объекты, но там же ничего никогда не тарахтит, как дизель-генератор.
По канализации речь тоже может пойти о подключении к стационарным сетям, либо это будет какой-то накопительный бак с последующей переработкой отходов.
Отопление можно организовать с помощью электричества.
— Но здесь всё может упереться в излишнюю зарегулированность. В Европе нацелены на результат. У нас же идёт сосредоточенность на методах. Потому такие объекты будут под пристальным вниманием чиновников, и с проверками к ним придут абсолютно все, — прогнозирует он.
Пираты петербургского моря
Генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов согласен с тем, что с коммуникациями есть варианты. Он обращает внимание на другое.
Дело в том, что термин «плавучий дом» и его статус не определены в настоящее время ни в Градостроительном кодексе, ни в Жилищном.
— Если поправки в эти документы появятся, тогда уже и можно будет говорить о какой-то конкретике. Сейчас остаётся предполагать, что ситуация будет развиваться по сценарию апартаментов, продаваемых как коммерческие помещения. Потому что те же дебаркадеры и торгуются как коммерческие объекты со всеми вытекающими последствиями. Это коммунальные тарифы не как для населения, а бизнеса. Это невозможность регистрации и пользования по месту жительства социальными объектами (школами, детсадами, поликлиниками и т. д.). Но как будет на самом деле, сейчас никто не знает, — признаёт Алексей Белоусов.
Он также обращает внимание на то, что именно крупные дебаркадеры на самом-то деле никакие не плавучие. Они плотно прикреплены ко дну, именно поэтому их не шатает, как любой другой корабль.
Привлекательная экзотика
Руководитель проекта LifeDeluxe Сергей Бобашев подчёркивает, что даже в Амстердаме и Париже эта история, скорее, про туризм и временное пребывание на таких объектах.
— В России я знал человека, который какое-то время жил в такой доме-лодке. Но в основном он её сдавал в аренду опять же туристам. И если сначала всё было замечательно, то потом энтузиазм поумерился, а затем и вовсе переехал в стандартное жильё, так и не объяснив причин, — поделился эксперт.
Как считает Сергей Бобашев, привлекают такие объекты некоторых своей экзотикой, видовыми характеристиками. Но затем начинается реальная жизнь, когда и всплывают бытовые моменты. Это, прежде всего, затраты на само содержание лодки-дома, особенно в наших климатических реалиях с низкими температурами зимой и затяжными осенью и весной.
— Да, летом всё выглядит весьма привлекательно. Но затем выясняется, что той же осенью уже холодно, ветрено и промозгло у воды, да и вид теряет свою красоту. Да, коммуникации можно протянуть, но их придётся и постоянно ремонтировать, — отметил аналитик.
Сергей Бобашев считает, что «ноу-хау» вряд ли приживётся, у россиян нет такой культуры проживания на воде, как существует у европейцев. Это точно не станет массовой историей для Северной столицы.