Доналивались: какие новые запреты на продажу алкоголя предлагают ввести в Петербурге?
Заседание рабочей группы ЗакСа по так называемым «наливайкам» неожиданно переросло в дискуссию о том, что в Петербург надо приезжать исключительно за духовными ценностями, а не потреблением алкоголя в общепите. Досталось и горожанам, которых заподозрили в массовой алкоголизации и бытовых пьянках, «когда папа бьёт маму».
Активисты настаивали: продажу горячительного надо не просто ограничить по времени в HoReCa, а вообще изгнать его из продуктовых магазинов, переселив в мягком варианте в специализированные точки, находящиеся, как минимум, на расстоянии 500 метров от жилья, а еще лучше, 5 километров.
В ответ на это всё же звучали призывы не демонизировать белый бизнес, который честно платит налоги и создаёт рабочие места. Вспоминали участники дискуссии и территории с преимущественно мусульманским населением, где по религиозным убеждениям пить нельзя, но кому надо, тот, как известно, найдёт. А также упоминались и скандинавские страны с их особенностями торговли спиртным.
Что характерно, представители вот тех самых «наливаек» на заседании рабочей группы как раз и не присутствовали.
Яд на законодательном уровне?
«Ящик Пандоры» с «наливайками» для петербургских депутатов, ведущих с такими заведениями многолетнюю борьбу, в очередной раз открыл федеральный закон, который Госдума утвердила в третьем чтении 1 февраля 2024 года.
— Сегодня принят закон. Регионы смогут устанавливать требование о продаже пива, сидра и других алкогольных напитков в ресторанах, барах, кафе, буфетах, а также ограничивать время продажи алкогольной продукции в точках общественного питания (за исключением ресторанов), расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях, — цитировались на сайте Госдумы слова её председателя Вячеслава Володина.
Запомним этот важный момент.
В свою очередь, в рамках первого заседания рабочей группы ЗакСа речь как раз и шла о том, чтобы разграничить и внести ясность в понятие категорий общепита. Затем появились идеи о запрете торговли в них спиртным в определённое время суток, например, с 03:00 до 07:00.
На днях депутаты ЗакСа Ленобласти как раз и утвердили законопроект, запрещающий работу «наливаек» в жилых домах с 23:00 до 09:00. В 47 регионе «ноу-хау» должно вступить в силу с 1 сентября 2024. Но в этом документе опять же ничего не говорится именно о ресторанах.
В Петербурге активисты решили зайти намного дальше. Так, они предложили в принципе запретить нахождение общепита в жилых домах и его точки на прилегающих территориях, а не просто торговлю там спиртным в определённое время.
Кто-то из авторов радикальных подходов заявил и о том, что алкоголь в принципе надо продавать исключительно в специализированных магазинах, находящихся на расстоянии 500 метров от жилья. Ещё одним вариантом было местонахождение таких объектов в 5-километровой зоне от жилой застройки.
Следующее «ноу-хау» заключалось в том, чтобы прогнать зелёного змея из спальных районов и оставить его только в ведущих туристических локациях и крупных точках притяжения горожан, таких как Апраксин и Гостиный дворы, Никольские ряды, Новая Голландия и т. д.
Активисты приводили доводы и о том, что с 1 рубля доходов от алкогольного бизнеса государству приходится потом тратить 6—7 рублей на восстановление здоровья населения. Но откуда взялись такие цифры, впрочем, никто не прояснил.
Самым оригинальным оказался председатель общественной организации «Трезвый Петербург» Никита Рубцов. Он заявил, что алкоголь является ядом и консервантом, и это надо прописать на законодательном уровне, а в ресторанах стоит обязать продавать исключительно еду.
При этом, как заявили активисты, у общепита тот же алкоголь приносит только 3% доходов.
А что тогда — столовая?
Как заметил в ответ на такие радикальные идеи член правления Союза «Улица Рубинштейна» ресторатор Максим Жуков, для определения понятия ресторан в тех же ГОСТах используется словосочетание сложное приготовление пищи, но что конкретно под этим подразумевается, не раскрывается.
— А что тогда кофейня, столовая, где может быть большой ассортимент. А может и не быть? Как это всё разграничивать? А что такое кофейня, рюмочная? — задался вопрос он.
Представитель «РосАла» указал на то, что самый радикальный подход по общепиту и спецмагазинам приведёт к закрытию многих точек, а спрос никуда не денется. В итоге предсказуем расцвет нелегальной торговли спиртным, которую будут курировать криминальные структуры.
Впрочем, представитель компании согласился с ещё одним, пожалуй, самым мягким предложенным запретом: не торговать горячительным с 03:00 до 07:00. Оно будет относиться и к барам.
Глава рабочей группы депутат Денис Четырбок также высказал претензии к существующей терминологии в общепите, а заодно задался вопросом, «что такое прилегающая территория».
Достаточно ярким было и выступление главы фракции ЛДПР в ЗакСе Павла Иткина, припомнившего создателя их партии Владимира Жириновского, у которого бы в день дискуссии была бы 78-я годовщина рождения, с его попытками создать госмонополию на производство алкоголя.
Он честно признал, что потенциальные ограничения готовятся именно для белого бизнеса, тех, кто честно работает и присутствует на заседании. Напомнил парламентарий и о том, что в своё время в ресторанах запретили курить, ограничения дали свои положительные моменты, но в итоге произошёл расцвет вейп-бизнеса.
— Виноваты в алкоголизации населения не рестораны, а алкогольные сети, — заключил Павел Иткин.
Здесь нужно прояснить следующий момент. Подавляющее большинство точек таких ретейлеров горячительного как «Красное&Белое», «Норман», «Винлаб» как раз и располагаются в жилых домах.
Следом за Владимиром Жириновским вспомнили участники дискуссии и Михаила Горбачёва с его вырубкой виноградников и последующим расцветом самогоноварения.
Обратили внимание и на территории, где население исповедует ислам, пить там нельзя по убеждениям, но кто хочет, тот найдёт.
Ортодоксы?
Опрошенные 78.ru рестораторы и участники рынка назвали идеи активистов не просто радикальными, а даже ортодоксальными.
Как рассказал президент федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар, около 70% объектов общепита располагается именно в жилых домах, еще около 10% — в бизнес-центрах, около 20% — в отдельно строящих строениях или ТЦ.
Как он подчеркнул, «ноу-хау» в принципе приведет к тому, что «в живых» останутся 10 — 20% точек.
Основатель управляющей компании Evdokimov group (ресторанная группа «Паруса») Владислав Евдокимов отметил, что у сети есть бар, располагающийся в МКД.
По его данным, алкоголь приносит примерно 40% доходов с заведениях с хорошей кухней, куда приходят именно есть, а не пить. Во втором варианте это 70%.
Как добавил Владислав Евдокимов, проблема в том, что запреты ударят не только по общепиту, но и по винному бизнесу, а также по сотрудникам этих отраслей, генерирующих огромное количество рабочих мест.
Директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский готов успокоить: ортодоксальные и радикальные предложения активистов носят единичный характер и вряд ли будут в итоге утверждены на законодательном уровне.
Письменно оформить и собрать в таком виде инициативы планируется к 24 мая.