«Алло, нам нужны ваши деньги»: как вычислить звонок мошенника и вернуть оформленный кредит
Звонки с незнакомых номеров и электронные письма с непонятных адресов-однодневок — первый признак интереса к вам мошенников и попытки проникнуть в ваш кошелек — виртуальный, а порой и реальный. Вместе с программой «Полезное утро» разбираемся, как не попасться на крючок жуликов.
Вот список типичных тем телефонных разговоров с незнакомцами, которые могут привести к потере значительных сумм из бюджета:
- Звонок из «службы безопасности банка» — как правило, такие жулики долго не церемонятся и почти сразу требуют от вас цифры с карты.
- Попавший в беду родственник – здесь цель напугать, обескуражить, поэтому, сохранив спокойствие, вы можете услышать быстро гаснущий к вам интерес.
- Звонок об ошибочном переводе денег. И тут попытка сбить с толку. Можно попросить перезвонить и проверить операции по карте, но ни в коем случае не перезванивайте сами.
- Выигрыш в лотерею. Тут мошенники напротив, рассчитывают на радостную эмоцию. Важно помнить, что выигрыш с неба не падает и если вы не покупали билета — вряд ли что то выиграли, а если покупали— информация о победителях есть на сайте организатора.
- СМС с просьбой перезвонить. Вряд ли кто-то, кто вас хоть сколько-нибудь уважает, пришлет подобную.
- Обман по СМС. По сути, дублирует все разговорные схемы, но в эпистолярном жанре.
- Фишинговые атаки через телефон. Звонки с «выгодными» предложениями, касающимися чего угодно — от цен на интернет-услуги до дешевой страховки. Опять же всю эту информацию крайне легко перепроверить. Не бойтесь положить трубку.
- На вас пытаются взять кредит. Это может иметь довольно серьезные последствия, особенно если дело касается микрокредитных организаций. Здесь рекомендуется не просто не разглашать ничего о себе, но после свериться самому с банковскими данными и в противном случае оспорить эту финансовую нагрузку.
Что делать, если перевел деньги мошенникам
К сожалению, переведенные на карту деньги вернуть можно не всегда. По крайней мере пока. В России разрабатываются нормы, согласно которым банки обяжут возвращать клиентам незаконно переведенные средства.
Но пока что банки смогли возместить клиентам лишь малую часть от общего объема средств, похищенных мошенниками (только 8,7% в 2023 году). Это связано с невозможностью установления личности преступников и несвоевременным обращением пострадавших, а также с фактически добровольным переводом денег злоумышленникам.
Если вы перевели мошенникам деньги на карту, ввели свои данные на подозрительном сайте или сообщили свои данные неизвестным необходимо:
1. Заблокировать карту. Это можно сделать в мобильном приложении, личном кабинете на сайте своего банка или по звонку на горячую линию.
2. Подать в банк заявление о происшествии в течение суток с момента события через сайт или в мобильном приложении.
3. Написать заявление в полицию, сообщив все детали происшествия, включая известные данные о мошенниках, выписку банка об операции по счету — ее можно получить онлайн.
4. Обратиться в страховую компанию, если ваша банковская карта застрахована.
По закону, вернуть деньги, перечисленные добровольно, просто забрав их со счета получателя, нельзя. Переводы, поступившие в пользу третьих лиц, могут быть возвращены только получателем средств.
К слову, и полиция, если перевод совершен лично вами, может отказать в возбуждении дела. В этом случае вам следует обращаться в суд. Правоохранительные органы имеют право инициировать расследование, только если вашу карту украли, вы ее потеряли, забыли в банкомате или на кассе и по ней прошли списания.
В сухом остатке действительно эффективным способом и с телефонными и с кибер мошенниками является сочетание собственной бдительности, знания методов работы таких «специалистов» и специальные программы, помогающие обратить внимание на подозрительный контент. Но главный помощник — спокойствие и хладнокровие, уверяют специалисты.