Куда свернёт параллельный импорт авто после 1 февраля 2024?
Параллельный импорт для автомобилей брендов, ушедших из РФ, был запущен в мае 2022 года в рамках постановления правительства № 855. Этот документ действует до 1 февраля 2024-го.
Между тем, в Минпромторге считают необходимым продлить механизм, который трансформировался всё это время, до конца 2027 года. Так, например, с 1 октября 2023 года «ноу-хау» перестало работать для зарубежных компаний, которые не замораживали деятельность, не сворачивали поставки и представлены в РФ. Это, в основном, китайцы. Вместо так называемого ЗОЕТС (заключение о соответствии единичного транспортного средства) авто стали сертифицировать в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».
Сейчас вопрос с продлением параллельного импорта находится на согласовании в правительстве РФ. Выясняем, пролонгируют ли его в итоге и в каком его варианте.
В усечённом варианте?
Большинство опрошенных экспертов уверены, что параллельный импорт продлят, рынок далёк от пика насыщения, хотя спрос последнее время падает из-за галопирующего роста цен в 2023-м и повышения ключевой ставки ЦБ, которая в итоге вообще рискует стать запретительной для получения автокредитов.
По словам вице-президента Ассоциации РОАД Вячеслава Жигалова, по сути, на авторынке наблюдается ситуация 2019 года, и автодилеры проводят схожую политику. Они готовы субсидировать кредитные ставки, только чтобы хоть что-то покупали.
— При этом ввоз моделей с двигателями внутреннего сгорания из Китая уже сейчас запрещён по параллельному импорту. Остались только гибриды и электрокары.
Но их также могут исключить из схемы, потому что у того же АвтоВАЗа есть большие планы по выпуску электроавто.
Так что, возможен и вариант, когда параллельный импорт оставят исключительно для западных, американских и корейских авто, — поясняет Вячеслав Жигалов.
Здесь стоит отметить, что в декабре АвтоВАЗ запустил в Ижевске производство опытной партии электромобилей e-Largus. Ранее глава предприятия Максим Соколов сообщал о планах по старту серийного выпуска с мая 2024-го.
Как напоминает автоэксперт Денис Смольянов, изначально «ноу-хау» было внедрено для того, чтобы на рынке появилась хоть какая-то возможность привозить новые и с пробегом машины без запроса разрешений со стороны производителей-правообладателей.
— Но за два года в Россию пришли новые компании, в основном, из Китая. И теперь они столкнулись с серьёзными проблемами из-за этого параллельного импорта. Речь идёт, прежде всего, о дорогих внедорожниках, а не массовом сегменте. И выходит так, что эти авто дешевле купить на 1—1,5 млн рублей по параллельному импорту, чем через официальных дилеров в России.
Хотя понятно, что у покупателя не будет гарантий, и он рискует остаться без русифицированных мультимедийных систем. Последнее, впрочем, решается за счёт их перепрошивки, — рассуждает он и добавляет, что такие дорогие внедорожники и могут оказаться «вычеркнуты» из параллельного импорта.
Так хватает или нет?
Денис Смольянов приводит данные, согласно которым 10 лет назад в России приобреталось более 3 млн новых авто в год, в 2023-м была еле взята планка в 1 млн, а до этого и вовсе чуть более 600 тыс. штук. Но при этом колоссально подорожали и сами машины.
— Никто не говорит, что для рынка механизм стал спасением, около 70% сделок идёт без него. Но свой вклад он всё-таки вносит, — констатировал эксперт.
Руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин с коллегами не согласен.
По его мнению, параллельный импорт автомобилей могут в принципе запретить.
— Данная мера выполнила свою функцию — предотвратила острый дефицит любых авто на российском рынке. Сейчас же, когда модельный ряд отечественных и китайских производителей регулярно расширяется, нашу страну рассматривают в качестве перспективного рынка иранские партнёры и представители других дружественных стран.
А европейские бренды всё больше усложняют процесс эксплуатации своих авто при помощи отключения на них ряда функций, эффективность и объёмы параллельного импорта постепенно снижаются, — поясняет он свою точку зрения.
Как считает Евгений Житнухин, точно снимутся ограничения на установку ЭРЫ-ГЛОНАСС на ввозимые в РФ автомобили, введённые в период кризиса, так как это не только вопрос безопасности будущих владельцев, но и стоит не столь значительно: 70—100 тыс. рублей в сравнении со стоимостью ввозимых авто (зачастую от нескольких миллионов рублей). Кроме того, современные устройства стали компактнее, их проще устанавливать — наклеить на лобовое стекло без вмешательства в салон авто.
Рынок покупателя, но временно?
Директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский настаивает: вопрос не в том, продлят ли механизм, а это точно произойдет, а все упирается в то, какие утилизационные сборы чиновники установят на авто для юридических и физических лиц.
Так с 29 октября 2023 правила взимания утильсборов были изменены так, что расходы для многих серьезно выросли, а получение льгот стало все более затруднительным.
От себя отметим, что это «ноу-хау» было изначально разработано для борьбы с серыми автосалонами, переписывающими машины на частных лиц при продажах. Но в итоге от изменений пострадали и добросовестные покупатели
— После внедрения этой новой схемы объёмы параллельного импорта снизились к настоящему времени в три раза. Если утильсбор ещё раз поднимут и/или перепишут правила, то поток и вовсе рискует иссякнуть с учётом того ещё, что дальше будет с ключевой ставкой, — отмечает Александр Шапринский.
При этом участники рынка готовы успокоить: на фоне падения спроса, роста ключевой ставки и прихода новых брендов цены на новые авто сейчас откатились. На рынке пока царит покупатель.
Вячеслав Жигалов отмечает, что снижение цен на авто носит, скорее всего, технический характер. По его словам, также важно учесть тот момент, что в конце прошлого года, да и до сих пор, производители принуждают автодилеров принимать новые машины на складах. Нормальным считается запас на два месяца. У некоторых продавцов сейчас есть затоваривание на четыре месяца. Но затем, когда запас будет распродан, ситуация может измениться.
Александр Шапринский напоминает, что январь и февраль традиционно характеризовались низкой покупательской способностью, когда и делали скидки.
Статья подготовлена с использованием материалов «Известий».