Прямой эфир

Борьба с Китаем и невыгодные кредиты: чего ждать от цен на автомобили в 2024 году

Светлана Коваленко
17 января, 17:06
В 2023 году цены на машины увеличивались галопирующими темпами. Но росла и ключевая ставка ЦБ, которая тащила за собой вверх ставки по автокредитам. В 2024 жёсткая кредитная политика будет продолжена, и придётся с этим жить, считают эксперты. Разбираемся, чего ждать в таких условиях от цен на машины.
Коллаж 78.ru: freepik.com, Elena Mayorova; Bulkin Sergey/globallookpress.com, flaticon.com/M Karruly

В целом 2023 год для рынка новых автомобилей прошёл под знаком восстановления. Если в первом полугодии ещё наблюдался дефицит, то затем склады начали активно пополняться. А продажи, скорее всего, возьмут психологическую планку в 1 млн штук, хотя цены и выросли на 23%.

Однако в конце года оптимистические настроения на рынке несколько угасли. Дело в том, что Центробанк последовательно повышал ключевую ставку, что уже нашло отражение в «стоимости» автокредитов. Как говорят некоторые участники рынка, ноябрь и декабрь стали провальными.

В 2024 году курс на подъём ставки, скорее всего, будет продолжен, хотя продажи и могут при лучшем раскладе дорасти до 1,4 млн авто.

На рынке машин с пробегом также наблюдалось заметное оживление, продлившееся до августа, когда был увеличен утилизационный сбор. При этом средняя стоимость таких машин в декабре скакнула до 1,6 млн рублей. Выясняем, чего ждать от цен в 2024 году, который, как говорят участники рынка, для дилеров будет очень тяжёлым и ознаменуется новыми бездефицитными реалиями.

Растут не только цены, но и импорт?

Как рассказал исполнительный директор «АВТОСТАТа» Сергей Удальцов, если в первые месяцы 2023-го импортировалось по 40 тыс. машин, то теперь этот показатель вырос до 100 тыс.

— Я уверен, что на этом уровне и будем находиться дальше, всё больше производителей расширяют свои модельные ряды. Не вижу причин для снижения импорта новых авто, — заверил Сергей Удальцев.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

По его данным, в целом по стране по финансовой ёмкости рынок вырос практически на 100% и преодолел отметку в 4 трлн рублей. Но при этом стоимость новых машин подскочила в среднем на 23%.

— На рынке новых авто в июне-августе были самые максимальные цены. В сентябре-октябре они пошли чуть-чуть вниз и замерли на отметке в 3,027 млн рублей. Для ноября средневзвешенная цена составила 2,91 млн, — сообщил Сергей Удальцов.

Примечательно, что в 2022 году речь шла о 2,38 млн руб, в 2019 — 1,52.

Директор по коммуникациям ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Анна Уткина оценила рост в 8,08%. Но подчеркнула, что повышение цены значительно отличается у каждого бренда и дилера. Кто импортировал автомобили по новому курсу юаня, наиболее заметно повысил цены в 2023 году. Кто хеджировал эту валюту, смог сохранить и удержать стоимость.

Война с китайцами?

Анна Уткина отметила, что в 2023 году российский авторынок уже преодолел рубеж в 1 млн проданных авто.

— В 2024 году мы ожидаем роста отечественного авторынка в пределах 20%, объём продаж может составить от 1,3 до 1,4 млн автомобилей, — поделилась она.

Эксперты «АВТОСТАТа» с такими прогнозами согласны.

Как считает Сергей Удальцов, рынок новых авто сейчас переходит на принципиально новую фазу, когда впереди всех ждёт жёсткая конкуренция между марками за покупателей. Выросло в 2023 году и количество дилерских центров, правда, в основном за счет китайских дистрибьюторов, на которых приходится более 83% импорта.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Так, если осенью 2022 года в РФ насчитывалось 3141 центр, то теперь их свыше 3500.

Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов согласен: рынку придётся жить в совершенно новых реалиях, когда больше не будет дефицита, диктовать условия начнёт покупатель, и «придётся что-то интенсивно делать, чтобы что-то продать».

— Российские производители обещают поставить 1,5 млн машин. Ещё 1,8—1,9 млн обещают привезти китайцы. А они свои обещания привыкли выполнять. То есть, у нас образуется наконец-то излишек. А это значит, что дилерские сети и дальше будут расширяться. Это будут очень тяжёлые времена и год для нас, — констатировал он.

Сейчас в Петербурге и Ленобласти насчитывается около трёх сотен дилерских центров.

Не всё так просто?

Вместе с тем, как добавил Алексей Седов, в ноябре-декабре 2023-го продажи новых авто практически встали, «многие работали себе в убыток». Так произошло из-за планомерной политики Центробанка по поднятию ключевой ставки.

Как рассказал старший проектный лидер FRANK RG Станислав Сухов, как только она шла в рост, банки начинали реагировать и тоже повышать ставки.

— Сейчас мы имеем 15,5% в новом сегменте, и 18% в пробеге. Максимально это 21% для новых авто и 20% в пробеге. ЦБ говорит, что жёсткая кредитная политика в 2024 будет сохраняться. Пока непонятно, это будет несколько кварталов или весь год. По нашим ощущениям 2024 год будет довольно жёстким в плане автокредитования. И с этим придётся жить. Понятно, что даже по высоким ставкам клиенты будут брать кредиты, хотя таких людей станет меньше, а условия для них окажутся жёстче, — признал он.

Анна Уткина согласна: спрос во всех сегментах активно увеличивался в первую половину года, когда уровень ключевой ставки Банка России был на уровне 7,5 %. Затем она и снижение курса рубля начали давить на спрос.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Как знают опытные автолюбители, вопрос с кредитами на авто имеет принципиальное значение. Банковским заёмщикам дилеры дают хорошие скидки. А долг затем можно погасить досрочно.

А как же машины с пробегом?

Как отметил Сергей Удальцов, в отличие от рынка новых авто поставки машин с пробегом во втором полугодии, наоборот, сократились с 50 до 20 тыс.

При этом в финансовом выражении рынок также вырос с 4 до 5 трлн рублей или на 43%.

— Здесь ёмкость в два раза больше, чем по новым авто, но динамика чуть меньше, — пояснил он.

В целом б/у авто подорожали по году на 16%, в ноябре их средняя стоимость составляла 1 млн рублей, однако в декабре произошёл скачек до 1,6 млн. Для сравнения, в 2022 речь шла о 890 тыс. рублей, в 2019 — 490 тыс.

Но при всём этом динамика удорожания была всё-таки более плавная, чем на «первичке».

Машины с пробегом старались обновить до августа 2023 года, когда резко взлетел утилизационный сбор.

Фото: freepik.com/prostooleh
Фото: freepik.com/prostooleh

Маскировка цен?

Как считают участники рынка и эксперты, несмотря на преодоление дефицита в 2024 году, официально цены на новые авто никто снижать не будет, но дилеры начнут работать с клиентами в индивидуальном порядке, предлагать персональные скидки, устаивать акции и понижать стоимость иными путями.

— Уже есть акции и идёт реклама по подаркам шин в комплекте с новым автомобилем и снижением цены при сдаче авто в trade-in. Есть и субсидированная ставка, — рассказывает Сергей Удальцов.

Игорь Седов предполагает, что в 2024 году будут нередки ситуации, когда на ценнике станет значиться одна сумма, но в беседе с менеджером можно будет добиться гораздо лучших условий.

— В 2024 году рост стоимости автомобилей продолжится. Одним из факторов станет то, что цены на китайские автомобили 2023 года сформировались в 2022 году. И весь текущий год производители держали цену, несмотря на колебания курса рубля, который с осени 2022 года ослаб на 30%. Стимулом для снижения цены может стать возврат курса рубля к показателю 80 рублей за доллар США, — уверена Анна Уткина.
Фото: freepik.com/standret
Фото: freepik.com/standret

Автоэксперт, шеф-редактор портала об автомобилях Денис Смольянов напоминает: новые автомобили с конвейера ещё никогда не дешевели. Другое дело, что они могут простоять на складах долгое время и только после такого простоя потом незначительно упадут в цене.

— С удешевлением в среднем по рынку возможен сценарий с приходом новых бюджетных брендов и их линеек, — убеждён он.

Что с б/у авто?

В отношении цен на авто с побегом собеседники готовы предоставить различные версии.

По мнению Дениса Смольянова, такие машины начнут только дорожать, потому что рынок будет стремительно вымываться. По классике жанра на «вторичку» идут «железные кони», приобретенные 3—5 лет назад. А в том же 2020-м со стартом карантинных ограничений уже начались проблемы в третьем квартале с логистикой.

Игорь Седов прогнозирует противоположенную картину, правда, не для тех, кто покупает авто у частных продавцов, а приобретает в салонах.

— Trade-in получит хорошее развитие в 2024 году, потому и машин станет больше. Держать высокие цены на б/у дилерам не имеет смысла, когда нет дефицита, — подчёркивает он.

По словам Сергея Удальцова, в своё время авто с пробегом были относительно дешёвые, так как их массово везли из Японии. Повторение этой истории с Китаем невозможно, так как большинство дилеров связываться с таким сценарием не захотят.