Ссылка на окраину: как и зачем чиновники в Петербурге заставляют бизнес работать в убыток
Торговая норма
Комиссия по промышленности, экономике и предпринимательству ЗакСа одобрила в первом чтении законопроект, вводящий новые минимальные нормативы обеспеченности торговыми объектами для петербуржцев.
Согласно документу, подготовленному на основе приказа Минпромторга от 8 мая 2023 года №2103, эти показатели будут рассчитываться не с учётом количества «квадратов» на 10 тыс. человек, а на основе числа точек. Так, чиновники рассчитывают избежать ситуации, когда в какой-то локации есть крупный объект, по старой методике он объёмы закрывает, но по факту остаётся для многих вне зоны шаговой доступности.
Торговых точек не хватает в Красногвардейском, Курортном, Красносельском, Приморском районах, уверены в Смольном. Но в целом минимальные потребности горожан в торговых объектах даже перекрываются в 1,3 раза.
Участники рынка разъясняют: бизнес идёт туда, где торговать прибыльно, заранее и детально всё просчитывает, а существующие в том же центре Северной столицы ограничения обрекают на «нет» все благие намерения чиновников. Проблемы есть и в спальных локациях, где, например, невозможно получить лицензию на продажу алкоголя, если в 100 метрах располагается даже клиника по сдаче анализов.
Даже возраст и семейное положение…
Независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин подчёркивает, чиновники выполняют нормативы Минпромторга, и за такую работу надо будет отчитываться.
— Другой вопрос, нужно ли в принципе здесь регулирование, и не приведёт ли оно к появлению павильонов и ларьков, в которых условная бабушка будет торговать условными огурцами, и все будут считать, что проблема закрыта. Будет интересно посмотреть, как всё в итоге реализуют на практике, — рассуждает он.
По словам Михаила Лачугина, грамотные продуктовые ретейлеры проводят серьёзный анализ, прежде чем открыть где-то точку. Так, анализируются плотность застройки, состав жителей, их возраст, семейное положение, род занятий, а так же располагающие на территории предприятия, график работы их сотрудников, когда они возвращаются домой и идут по пути туда в магазин.
— Понятно, что есть локации, где проживают преимущественно пенсионеры, где-то преобладают студенты, где-то — семьи. И ассортимент покупок у каждой такой категории будет разный. Потому и ассортимент у одной и той же сети будет тоже разным. В пример можно привести те же «Пятёрочки» от X5 Retail Group, — поясняет эксперт.
Так, в точках на проспекте Народного Ополчения, где располагаются хрущёвки и живут, в основном, пенсионеры, торговать будут одним набором товаров. В новой застройке на Васильевском острове, где много молодёжи и молодых семей, ассортимент будет другой.
Детально анализируется даже транспортная доступность территории.
— Около 15 лет назад одна сеть начала активно развиваться на Парнасе. Многие участники рынка над ней посмеивались, что она идёт «в чистое поле». Но в компании знали, что «Главстрой СПб» вынашивает планы по масштабной жилищной застройке, в итоге ретейлер получил там лидерство.
Есть и ещё одна сеть, которая скупала высвобождающие точки без расчётов, а итогом стали закрытия, — вспоминает он.
Также ретейлеры смотрят на наличие по соседству конкурентов и их трафик. А кто-то даже делает по нему обезличенные записи для дальнейшего анализа в своих торговых залах.
Пальцем в карту?
Президент и председатель Совета Гильдии маркетологов Игорь Березин не понимает, что за проблема решается новыми нормативами, а, главное, каким образом.
По его мнению, в российских мегаполисах, таких, как Москва, Петербург, Екатеринбург в принципе нет недостатка торговых площадей. Наоборот, что-то даже может простаивать пустым. Даже 10 лет назад обеспеченность населения объектами была на уровне показателей европейских городов.
— При этом у нас с каждым годом только растет on-line торговля. На неё по пищевым продуктам уже приходится до 15% всех оборотов. По бытовой технике и мебели — это 30%, — приводит данные он.
Как вспоминает Игорь Березин, в той же Москве около 10 лет назад был перекос с торговыми объектами в центре. Там открывались ювелирные магазины, бутики, флагманские точки продавцов бытовой техники и электроники, а вот купить еду было негде. Но сейчас эта проблема как-то решилась. Бизнес уловил потребность населения, и сам пришёл.
— Этот вопрос надо решать не «чохом», а точечно, применительно к каждой конкретной локации, каждого квартала. В этом плане и принцип «квадратов» тоже не был выходом. А ткнуть пальцем в карту и решить, что здесь будет магазин в принципе неправильно. Надо анализировать качество таких объектов, их целевую аудиторию, её потребности, — подчёркивает эксперт.
Насильно не загонишь
Глава агентства недвижимости Lapina (специализируется на стрит-ретейле) Екатерина Лапина отмечает, что намерения чиновников понятные, по сути хорошие: обеспечить всех магазинами шаговой доступности, но как оно будет реализовываться в ближайшие годы, не представляет.
— Дело в том, что у нас есть разные кварталы, с разной плотностью и годами застройки, историей её формирования и уже существующим набором объектов. Так, например, нельзя торговать спиртным по соседству с детскими садами, школами, медицинскими учреждениями и т.д. То есть, такую точку при всём желании поставить будет в принципе нельзя, даже если по нормативу не хватает, — констатирует она.
Екатерина Лапина добавляет: надо понимать и то, что никакого опытного ретейлера не загонишь насильно в локацию, если он не считает её привлекательной по каким-то причинам для себя. А не хватает как раз там, где никто не хочет работать.
А мы здесь очками торгуем!
Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский готов развить тему имеющихся в городе ограничений для торговли.
По его словам, при выборе точки оцениваются, прежде всего, потенциальные денежные потоки, затем проводится юридическая проверка объекта, потом включается служба безопасности, а затем анализируются располагающиеся по соседству объекты.
— Например, мы несколько раз отказывались от объектов из-за располагающихся по соседству детских садов. Хотя не понятно, неужели дети пойдут к нам покупать алкоголь.
Один раз мы не вышли на точку, потому что там на седьмом этаже закрытого бизнес-центра располагался косметический салон, формально считающийся медицинским учреждением. Был и случай, когда на расстоянии 40 метров имелся салон оптики, также относящийся к медицинским учреждениям, хотя там и торгуют очками. И что мешает по соседству продавать алкоголь? — недоумевает Александр Мышинский.
Напоминает он и о действующих в городе правилах выгрузки-погрузки товаров, хранения и вывоза мусора. Получится в итоге, что открываться в центре практически нигде нельзя.
— В Приморском и Красногвардейском районах есть гипермаркеты, их достаточно. Но чиновники пересчитали на штуки, вот и вышло, что не хватает. При этом надо понимать, что такие объекты убивают все торговли на определённом расстоянии от себя. Так, например, условный «Окей» генерирует прибыль в 15-20 млн рублей в день, а точка типа «Продукты 24» — 15-20 тыс., — делится Александр Мышинский.
Общественный омбудсмен Ассоциации предприятий индустрии красоты Ляля Садыкова разъясняет: spa, салоны красоты, оптики формально медучреждениями не считаются, но, другое дело, что они могут иметь лицензию на оказание медицинских услуг. Таких объектов в городе не более 3%. Однако продавать алкоголь нельзя, если рядом есть медицинские клиники, стоматология и даже компании, занимающиеся забором анализов.