Партер, бельэтаж или бенуар: с каких мест в театрах Петербурга лучше видно и слышно сцену
Северная столица богата на культурные развлечения: выставки, музеи, дворцы, экскурсии по улицам и даже крышам, а главное — лучшие театральные площадки страны. Любой турист знает, что посещение Петербурга невозможно без похода в Мариинский, Александринский или Михайловский театры. Особенно, если вы приезжаете сюда на зимние каникулы, либо же на длительное время.
Театров в Санкт-Петербурге больше сотни, включая как государственные, так и частные. Мы недавно представляли свою десятку самых лучших из них, а также рассказывали, что смотреть в новогодние праздники (Лучшие спектакли театров Петербурга в декабре-январе). Однако после выбора представления у любого неискушенного зрителя, либо же человека, который впервые идет в данный театр, возникают закономерные вопросы. Куда именно брать билет? Где лучше сидеть: в партере, на балконе или выбрать амфитеатр? Какие места нужно избегать несмотря на привлекательную цену? Ответы на эти вопросы вы найдете в этом материале.
Какие бывают места в театре
В любом театре есть партер — это нижняя часть зрительного зала, где места находятся непосредственно напротив сцены, порой у оркестровой ямы. Иногда данная зона бывает с подъемом, тогда можно рассчитывать на хорошую видимость даже на дальних рядах, тем более с биноклями. Заканчивается же партер стеной, либо же амфитеатром. Места здесь расположены полукругом и, как правило, имеют достаточно высокий подъем.
Не всегда билеты продают в литерные ложи, однако некоторые театры в определенных спектаклях открывают для зрителей и их. Эти места считаются элитными, ведь находятся буквально на сцене, а актеры при этом передвигаются в паре метров, однако обзор отсюда ограничен левой или же правой стороной.
Ложи бенуара расположены на уровне партера, по обе стороны от него. Их количество, а также число мест — зависят от театра.
Второй этаж после бенуара, который расположен ниже нумерованных ярусов, называется бельэтаж. Он тянется по обеим сторонам театрального зала. Именно здесь зачастую находится «царская» или «губернаторская» ложа — в центре, напротив сцены, откуда все видно как на ладони.
Над бельэтажем располагаются купон и ярусы, часто это и есть — балконы. Однако в некоторых театрах есть четкое разделение этих понятий, поэтому нужно ориентироваться по схеме зала. К слову, балконы считаются самыми высокими местами, отсюда видимость хуже, чем с других мест, но и стоят они значительно дешевле.
Мариинский театр
Один из самых известных театров не только города и России, но и мира. Посещают его ради лучшего балета и из-за опер. О стоимости билетов в Мариинку ходят легенды, однако здесь можно увидеть и вполне бюджетные постановки, которые обойдутся примерно в 5 000 рублей за лучшие места. При этом нужно с умом подходить к выбору билетов, потому что даже партер не гарантирует хорошую видимость.
Нужно учитывать, что в партере исторической сцены — «Мариинский-1» — практически нет подъема, поэтому уже после седьмого ряда видимость ухудшается из-за сидящих впереди зрителей. Акустика лучше в центре зала, потому что звук не искажается. При этом присмотреться стоит к 13-му ряду, который отделен от партера проходом: здесь есть 3 и 24 места, где впереди вовсе нет стульев, поэтому помех для просмотра не будет.
Отлично видно будет с первых рядов бенуара, бельэтажа или 1-2 яруса. Однако в ложах ближе к сцене срезается один из ее краев. В данном случае лучше выбирать что-то по центру, не забыв бинокль.
Вторые и последующие ряды в этих зонах стоят дешевле, но и обзор будет хуже. Вам будут мешать головы впереди сидящих. Балкон и 3-й ярус находятся очень высоко, поэтому вряд ли оттуда вам удастся рассмотреть лица актеров и детали.
Стоит учитывать и расположение ложи «Д», так называемой «царской», края купола которой перекрывают обзор для мест над ней — на балконе ближе к центру зала. Отметим, что для балета хороши места на ярусах, чтобы видеть картину целиком, а для опер — в партере и ближних ложах бенуара и бельэтажа.
Комфортнее же для просмотра новая сцена («Мариинский-2»), где не только у партера есть подъем, поэтому даже на дальних рядах вам не так сильно будут мешать головы зрителей. Однако стоит учесть, что, например, на первом ряду балкона обзор перегораживают перила, поэтому лучше брать места подальше.
Зрители же советуют в «Мариинский-2» покупать билеты в середину партера — на 15-й ряд, где хороший звук, а также в бельэтаж, особенно на первые ряды. Относительно хороший вид открывается даже с ярусов.
Официальный сайт: mariinsky.ru
Адрес: Театральная площадь, 1 (основное здание); Декабристов, 34 (Мариинский-2)
Александринский театр
Покупать билеты в один из старейших драматических театров России также стоит с умом, потому что можно оказаться в положении, когда не видно ничего. Ряды партера расположены с подъемом, поэтому видимость сцены хорошая, а все зависит от предпочтений зрителя.
Есть здесь и категория «за креслами» — отсюда также неплохо видно, однако сиденья жестче, но и в первом ряду вам не будут мешать головы зрителей. Отличный обзор и с бельэтажа, но также лучше брать первый ряд.
Слепая же зона Александринского театра — это ложи ярусов. Об этом нужно помнить, когда берете билеты ближе к сцене: там весь обзор закрывается бортиком и людьми. В лучшем случае вам будет виден край сцены, в худшем — кулисы, а чем выше, тем хуже видимость.
«На спектакле зрители в ложах с 24 по 20 ярусы с 1 по 3 вынуждены весь спектакль стоять на ногах, чтобы что-нибудь увидеть», — написал один из зрителей.
Если же и выбирать места на ярусах, то только первые ряды и ближе к центру зала, чтобы сцена не обрезалась. Балкон стоит брать, думая о том, что без бинокля ничего не будет видно. Однако стоимость билетов сюда и на ярусы значительно ниже, а некоторые зрители вовсе встают с мест, но такой выход из ситуации подойдет не всем. Особенно, если вы отдали за билет не 500 рублей, а в четыре или пять раз больше.
Официальный сайт: alexandrinsky.ru
Адрес: площадь Островского, 6
Михайловский театр
Еще один знаменитый на всю страну театр оперы и балета находится в центре Петербурга, на площади Искусств. Партер здесь имеет лишь небольшой наклон, поэтому брать билеты на дальние ряды — плохая идея. Весь обзор будет закрыт зрителями. Лучше приобрести места в первые ряды лож бенуара и бельэтажа.
Хороший же обзор открывается ближе к центру и «царской» ложе, а также из нее. Еще зрители советуют покупать билеты в первые ряды бельэтажа или 1-го яруса.
Частые гости категорически не рекомендуют брать ложи 2-го и 3-го яруса (крайние четыре от сцены по обеим сторонам), потому что там обрезается обзор, а чем выше, тем сложнее будет рассмотреть происходящее. Мешать будут и кулисы, и борт, и осветительные приборы. Может быть такое, что вам придется стоять.
Если хочется все же сходить в этот исторический театр, то внимание лучше уделить первым рядам ярусов, потому что даже с 3-го будет хороший обзор, особенно с биноклем.
Официальный сайт: mikhailovsky.ru
Адрес: площадь Искусств, 1
Эрмитажный театр
Этот камерный театр с вместимостью в 230 мест появился по приказу Екатерины II. Находится он на территории Зимнего дворца.
Зал Эрмитажного театра представляет из себя амфитеатр с загнутыми скамьями, в центре же располагается партер, состоящий всего из трех рядов стульев. Зрители отмечают, что здесь бывает плохой обзор из-за музыкантов и дирижера — они зачастую находятся на расстоянии вытянутой руки.
Видно же сцену абсолютно из любой точки амфитеатра, а лучше всего — ближе к центру. Чуть хуже обзор с боковых мест — у сцены. Однако стоит запастись терпением, потому что сиденья в Эрмитажном театре неудобные, зато расстояние между рядами большое. Можно вытянуть ноги и проходить, не мешая соседям.
Официальный сайт: hermitagetheater.ru/theater
Адрес: Дворцовая набережная, 34
Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
Именно на сцене этого театра в 1957 году в «Идиоте» сыграл известный тогда на всю страну Иннокентий Смоктуновский. Они исполнил главную роль – князя Мышкина. И с пор БДТ неизменно привлекает внимание жителей и приезжих своими постановками.
Самыми удачными местами для просмотра спектаклей является центр первых семи рядов партера. Однако это при условии, что перед вами будут сидеть не слишком высокие люди. Подъем здесь так незначителен, что во время спектакля вам будет казаться, что стулья просто стоят друг за другом.
Зрители советуют обратить внимание на места за креслами — особенно на первый ряд, но не слишком далеко к краям. Хорошо видно сцену из лож бенуара, так как вы будете сидеть выше партера, а значит — никто впереди не будет мешать просмотру.
При покупке мест в ложи бельэтажа стоит учитывать, что из-за бортика будет срезаться часть сцены, особенно, если вы находитесь к ней ближе. Однако можно наклониться чуть вперед, но все представление в таком положении высидеть будет сложно.
Балкон бельэтажа идеален, но только первые ряды, потому что дальше вы ничего не увидите. Многие рассказывают, что им пришлось стоя смотреть спектакль, так как с третьего по пятый ряды обзор ужасный. Похожая ситуация с ярусами, особенно балконом 3-го, где дальше второго ряда лучше не покупать билеты.
С биноклем можно сидеть в ложах 2-го яруса и галереях 3-го, но лучше — дальше от сцены, так как сетка и осветительные приборы будут срезать края.
Официальный сайт: bdt.spb.ru
Адрес: набережная реки Фонтанки, 65
Какие какие еще интересные театры Петербурга обязательно нужно посетить после Мариинки и БДТ? Ответ ищите в нашем материале.
ТЮЗ имени Брянцева
Театр юного зрителя является одним из первых репертуарных детских театров мира. Зал ТЮЗа очень удобен, так как создан для просмотра спектаклей юными зрителями: здесь между рядами есть подъем, поэтому, как уверяют завсегдатаи, видно отовсюду. Кресла расположены полукругом, будто в цирке, сцена также закруглена.
Лучшие места — конечно, ближе к центру и сцене, чтобы видно было актеров в анфас. Если же вы купите билеты на боковые, то придется наблюдать за ними в профиль. Хуже видно детали, лица актеров с дальних рядов, однако в некоторых спектаклях используют экран, на который транслируют происходящее, чтобы все зрители были в комфортных условиях.
Официальный сайт: tyuz-spb.ru
Адрес: Пионерская площадь, 1
В Петербурге есть и другие, не менее интересные и захватывающие детские театры для ребят любого возраста и предпочтений. Перечень из десяти лучших можно найти на нашем сайте. Ищите лучшие новогодние постановки для детей в театрах Петербурга? Тогда вам будет интересен этот материал.
Театр музыкальной комедии
Партер в Музкоме имеет небольшой подъем, но он никак не упрощает жизнь зрителям после 5-6-го ряда. Хороший обзор открывается с первого и второго ряда амфитеатра: сцену видно как на ладони, однако вряд ли удастся без бинокля рассмотреть лица актеров. Отметим, что места с 12 по 15 на четвертом ряду амфитеатра находятся прямо за пультом звукорежиссера. Не советуем брать сюда билеты, так как огоньки и работа специалиста будут отвлекать от происходящего на сцене.
Литерные ложи стоят дешевле, но нужно быть готовыми к тому, что весь спектакль вы будете смотреть на актеров снизу вверх и только сбоку. Происходящее в глубине сцены с этих мест не видно. Активно же на старте продаж раскупают места в первые ряды ложи бенуара, потому что они находятся выше партера: ничего не мешает обзору.
Более или менее можно сесть и на вторых рядах, но чем дальше от сцены, тем хуже будет обзор, поэтому присмотреться стоит только к первым трем ложам. Зрители не советуют брать сюда билеты на третий или четвертый ряды, так как велика вероятность, что вам придется весь спектакль стоять, чтобы увидеть хоть что-то.
Лучшие места на балконе — это первые ряды Литер «Б», «В», «Г», «Д». Они находятся чуть дальше от сцены, поэтому сетка и бортик не срезают обзор. Видно все и из «царской» ложи (Ложа «А»), но дальше второго ряда билеты брать также не рекомендуют.
Хуже всего сидеть на балконе ближе к сцене — это Литер «А» и «Е». Отсюда обзор ограничен, а билеты стоят в разы дешевле. Вторые и третьи ряды балкона также вариант не самый удачный, потому что вам будут мешать не только головы, но и бортики, срезающие углы.
Ложи балкона тоже неудачный выбор, потому что отсюда вы ничего не увидите. Не зря эти места называют галеркой.
Официальный сайт: muzcomedy.ru
Адрес: Итальянская улица, 13
Молодежный театр на Фонтанке
Зал этого театра называют одним из самых удобных в Петербурге, потому что ряды здесь расположены с хорошим подъемом, а кресла мягкие, с откидными спинками. Прекрасно будет видно как из первого ряда партера, так и из седьмого.
Особое внимание же нужно уделить местам с пометкой «неуд» — это приставные стулья, на которых сидеть не так удобно. Однако есть и нюансы, например, на четвертом и 11-м ряду весь обзор перекрывают столбы. Зрители советуют не покупать сюда билеты, хоть и зачастую капельдинеры пересаживают зрителей в более комфортные условия, но это только при наличии свободных мест в зале.
Официальный сайт: mtfontanka.ru
Адрес: набережная реки Фонтанки, 114
Театр имени Ленсовета
Этот драматический театр занимает бывший особняк князя Василия Голицына. При выборе мест стоит учесть, что в партере почти нет подъема между рядами, поэтому дальше 10-13-го ряда лучше не брать билеты, если вы хотите рассмотреть хоть что-то кроме причесок соседей впереди.
Лучшие места, конечно, в центре первого и второго ряда партера (ближе к проходу) — отсюда видно даже мимику актеров. Однако такой вариант не подойдет тем, кто любит созерцать картинку целиком.
Не рекомендуется брать крайние места партера, которые находятся у стен. Обзор там ограничивается и срезается.
Прекрасный обзор открывается с бельэтажа, особенно с первых двух рядов. Здесь стулья стоят с подъемом, поэтому головы впереди мешать не будут, однако именно отсюда хуже всего видно детали, так как данные места находятся далеко от сцены.
Присмотреться стоит и к ложам. Они расположены тоже на высоте, но ближе к сцене, а также в них не так много людей, поэтому, если вы идете парой или с подругой/другом, то можете вовсе оказаться в ложе вдвоем.
Официальный сайт: lensov-theatre.spb.ru
Адрес: Владимирский проспект, 12
Малый драматический театр
Здание Малого драматического театра — Театра Европы является памятником архитектуры. По словам заядлых театралов, лучшие места, которые относительно недорого стоят и с них прекрасно видно — это первый ряд бельэтажа. Однако стоит учитывать, что вход находится только с одной стороны, поэтому лучше не опаздывать, если вы сидите слева. Придется отвлекать соседей, просить их встать, потому что расстояние от кресел до бортика минимальное, а просто так там не протиснуться.
Хорошие места, конечно, в партере, но не дальше 7-8-го ряда. Отличный обзор открывается в ложах «А» и «Б», но только с мест, расположенных у перилл. Всю сцену отсюда видно как на ладони. Зал театра достаточно камерный и небольшой, но чем дальше от актеров и декораций, тем хуже видно.
Официальный сайт: mdt-dodin.ru
Адрес: улица Рубинштейна, 18
На что обратить внимание при выборе мест в театрах Петербурга
Если не хотите оказаться в неудобном положении во время спектакля, когда ничего не видно, а порой — и не слышно, то отнеситесь к выбору мест серьезно. Если, конечно, вы не покупаете билет за несколько дней до представления, когда свободных практически нет.
Стоит ознакомиться со схемой зала, не перепутав при этом, где именно начало и конец партера, а такое происходит довольно часто. Отметим, что во многих театрах на сайтах есть виртуальный тур, поэтому можно заранее понять, откуда обзор будет выигрышнее.
Прислушивайтесь к советам родственников, знакомых и друзей, потому что тот, кто хотя бы раз бывал именно в этом театре, лучше знает, где сесть. Сами на будущее в антракте прогуляйтесь по разным зонам, оценивая при этом визуальную видимость сцены. Так вы поймете, куда в следующий раз купить билеты, а где садиться не стоит.
Советуем также воспользоваться специальным сайтом, о котором знают театралы Петербурга. В перечне достаточно выбрать площадку, а там ознакомиться с залом по фото других зрителей с определенных мест. Отметим, что снимки можно загружать и самим, так вы упростите жизнь другим людям, которые хотят посетить театр, но не знают, какой обзор с выбранного места.
Эти простые советы помогут провести вечер в театре не только с удовольствием, но и в комфортных условиях. Ведь куда приятнее видеть сцену и слышать актеров, чем пытаться занять удобное положение, скрючиваясь или переваливаясь через бортики. Добавим также, что во многих театрах, если зал не сильно заполнен, капельдинеры могут предложить пересесть на места поближе.