Стоять часами: чем оборачивается введение единых квитанций за ЖКУ для петербуржцев?

21 нояб, 15:11
Светлана Коваленко
Через год в Петербурге не останется привычных розовых квитанций за ЖКУ. Многие уже получают единые белые платёжки, в которых предлагается сразу внести средства за свет, воду, капремонт, вывоз мусора, телевидение. Но новшеству, призванному упростить жизнь, рады не все. Чтобы просто выяснить, правильно ли начисляли платежи, теперь приходится стоять часами в очередях.
Коллаж 78.ru: vk.com/ЕИРЦ Санкт-Петербурга, Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com, freepik.com/wavebreakmedia_micro, flaticon.com/Smashicons

Очереди не за колбасой

Долгие годы петербуржцы получали привычные розовые квитанции, которые печатал и рассылал раньше «Петроэлектросбыт». Сами платежи рассчитывал ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». В районных отделениях «Петроэлектросбыта» и можно было оплатить счета наличными с минимальными процентами за услуги. Банки также принимали платёжки, но брали комиссию.

Бухгалтеры большинства ЖСК и ТСЖ готовили квитанции самостоятельно, хотя и пользовались при этом данными баз ВЦКП. Отдельные счета часто рассылал Фонд капитального ремонта.

В начале 2022 года чиновники Смольного решили поставить точку в многолетней и многострадальной дискуссии, нужны ли горожанам единые платёжки, которые изначально должны были избавить петербуржцев от возни с ворохом бумаг.

Тогда же было принято решение создать некий общий информационно-расчётный центр Петербурга (ЕИРЦ). Затем он появился и стал, грубо говоря, «братской могилой» для поглощённых им «Петроэлектросбыта» и ГУП ВЦКП. А собственникам «квадратов» в ТСЖ и ЖСК на общих собраниях начали навязчиво предлагать работать с ЕИРЦ.

Фото: vk.com/ЕИРЦ Санкт-Петербурга

В итоге летом 2023-го горожанам начали приходить первые единые квитанции, а привычные очереди в пункты «Петроэлектросбыта» стали ещё намного длиннее

Так произошло потому, что, если раньше в этой компании давали разъяснения по начислениям удалённо, то в ЕИРЦ от этой практики отказались, как заверяют некоторые горожане. Разбираемся, почему ноу-хау вместо пользы пока работает во вред горожанам.

Интеграция розовых и белых

Как рассказал генеральный директор AO «ЕИРЦ Петербурга» Денис Шабарин в ЗакСе, с начала этого года проходила интеграция баз, то есть, сверка данных по лицевым счетам, которых в городе насчитывается около 3 млн.

Сейчас единые квитанции приходят 75% петербуржцам в 12 районах: Калининском, Выборгском, Фрунзенском, Василеостровском, Петроградском, Центральном, Приморском, Адмиралтейском, Кировском, Красносельском, Красногвардейском и Московском. На такие документы уже перешли 80% государственных ЖКС, и около 50 частных УК, ТСЖ, ЖСК.

Процесс передачи данных в целом по городу должен завершиться к концу 2024-го, и тогда в Петербурге больше не останется розовых квитанций, а будут только белые платёжки.

Сейчас в «освоении» оставшихся городских районов взят перерыв, так как начался отопительный сезон, и жильцы и так платят больше, чем обычно.

Как пояснил Денис Шабарин, некоторые УК столкнулись с проблемами из-за перехода на новую систему и выпадением платежей за определённый период, но проблема массового характера не носит.

Долги горожан за ЖКУ даже снизились с 22 млрд рублей на 1 октября прошлого года до 20 млрд на аналогичный период 2023-го.

Фото: Hendrik Schmidt globallookpress.com
Фото: Hendrik Schmidt/globallookpress.com

Между тем, как лаконично констатировал представитель ГЖИ, «по начислениям жалобы у населения как были, так и остались, качественно скачка в улучшении ситуации не произошло».

«Клубы по интересам»?

Многие депутаты обратили внимание на поступающие к ним жалобы на колоссальные очереди в «Петроэлектросбыте» в дни платежей, стартующие накануне 20-го числа, точки «икс» для ЕИРЦ.

Денис Шабарин в ответ обвинил… самих плательщиков.

— Люди реально там договариваются: «А, давай, пойдём туда в этот „Петроэлектросбыт“ и там поговорим. Это как клуб по интересам». Я вообще не понимаю людей 30—40 лет, которые активно пользуются соцсетями, месседжерами и приложениями, и не хотят платить on-line в личном кабинете. Это же так просто, — возмутился он.

По словам Дениса Шабарина, есть и пенсионеры, которым негде поговорить и они отвлекают кассиров. При этом в Северной столице работают 68 офисов «Петроэлектросбыта», где трудятся 460 сотрудников.

— Если раньше там было 40—60 сотрудников, отвечающих на вопросы, то теперь мы обучили 140 специалистов, — заверил он и добавил, что теперь платят наличными около 40% горожан.

Как отметил депутат Михаил Амосов, согласно социологическим опросам, около 20% респондентов по различным собственным причинам хотят платить только наличными. То есть с учётом существующих в городе 3 млн лицевых счетов, это, примерно, 600 тыс. абонентов.

— А теперь давайте поделим эти 600 тыс. на количество ваших сотрудников. Получается, что на 1250 плательщиков приходится один специалист. Вас это не смущает? — задал он вопрос.

Есть Жилищный кодекс, а есть инструкция…?

Депутат Алексей Макаров назвал возмутительным ответ про «клуб по интересам». Он вспомнил случай, когда сам попытался заплатить on-line, но у него не прошёл QR-код.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Народный избранник поинтересовался также, на каком основании ЕИРЦ требует от населения вносить плату до 20 числа текущего месяца за текущий, хотя в Жилищном Кодексе чётко прописано: жилец рассчитывается именно за предшествующий месяц и делает это до 10 числа текущего.

Как пояснил Денис Шабарин, существует инструкция Минстроя, которая допускает первый сценарий.

— Мы именно просим население. Если человек заплатит 21 или 22 числа, конечно, никто с него пени не возьмёт и в должники он не попадёт. Другое дело, что штрафные санкции наступают через 31 день после неуплаты по варианту ЖК, то есть, где-то через месяц. При этом наша система устроена так, что 25 числа идёт сверка данных по платежам. И даже честный плательщик, внёсший деньги после этого срока, рискует угодить в «должники», и в квитанции может появиться соответствующая пометка. Но потом опять произойдёт перерасчёт, и всё наладится, — заверил чиновник.

Он также дал совет: стоит обращаться за разъяснениями по начислениям в период, когда нет массовых очередей: с 25 по 15 числа, так как обработка именно платежа «занимает всего 40 секунд».

— То есть, вы предлагаете людям не действовать по Жилищному кодексу, а по какой-то мало кому знакомой инструкции? — уточнил Михаил Амосов.

«Все пошли, и мы пошли»

Председатель постоянной Комиссии по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды ЗакСа Александр Ходосок продемонстрировал фотографию, согласно которой отделение «Петроэлектросбыта» в пригороде работает по весьма странному графику.

— Там открыто с 09.00 до 18.00 в понедельник и четверг. А вторник, среда, пятница суббота, воскресенье — это выходные дни. Это кто такое придумал? Это была инициатива на местах или? — поинтересовался он.
Фото: vk.com ЕИРЦ Санкт-Петербурга
Фото: vk.com/ЕИРЦ Санкт-Петербурга

Как пояснил Денис Шабарин, график уже был скорректирован, теперь работа налажена нормально.

— Вы извините, но, по-моему, Вас откровенно подставляют, как одного известного теперь на весь мир политического деятеля, — констатировал Александр Ходосок.

Интересовались депутаты и тем, почему новые единые квитанции теперь печатаются в Москве, ведь очевидно, что за их доставку в Петербург придётся платить.

По словам Дениса Шабарина, так произошло потому, что раньше «Петроэлекстросбыт» печатал платёжки сам на оборудовании американской Xerox. Оно морально устарело, а новых поставок на фоне санкций быть не может.

При этом в Москве есть два крупных печатных центра, и услугами одного из них пользуется, например, «Межрегионгаз».

— А, ну, тогда всё понятно, — раздались смешки в зале.

А кто заказчик?

Председатель Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Петербурга Евгений Пургин считает, что город изначально пошёл по неправильному пути монополизации расчёта платежей, потому и вышло, что всё стало только хуже.

По словам эксперта, эта услуга может и должна предоставляться малым и средним бизнесом. Сейчас существуют it-технологии и приложения, которые позволяют рассчитывать платежи для индивидуального дома. Такие операции проводятся усилиями, максимум двух—трёх it-специалистов.

— Все здравомыслящие люди понимают, что монополизация — это плохо, потому что в итоге товары и услуги для конечного потребителя становятся в три-пять раз дороже чем то, что может предложить конкурентный рынок, — констатировал Евгений Пургин.
Фото: vk.com ЕИРЦ Санкт-Петербурга
Фото: vk.com/ЕИРЦ Санкт-Петербурга

По его мнению, в отношении навязчивой идеи платить on-line остаётся сказать, что это нонсенс. ЕИРЦ в этом процессе выступает как подрядчик, а заказчиком как раз и является население.

— Вы когда-нибудь встречались с ситуацией, когда бы подрядчик к чему-то принуждал заказчика? Такого по здравой логике быть не может, — подчеркнул он.

Впрочем, в платежах on-line Евгений Пургин ничего плохого не видит. Даже если дело дойдёт до конфликтной ситуации, и жильцу предъявят задолженность, человек может предъявить реквизиты счёта, с которого была проведена оплата в Интернете. После чего нормальные люди в суд не пойдут, так как он встанет на сторону плательщика. Такие судебные прецеденты были.

— Если же мы говорим об инструкции Минстроя, то на то она и инструкция, а не документ, носящий нормативно-правовой характер. Это именно рекомендация к действию и только, — пояснил он.

Юрист в сфере ЖКХ Кирилл Захарян рассказал, что в Петербурге существуют крупные и десятки небольших расчётных центров. Это, например, система С-300, которая вообще позволяет дома печатать эти квитанции с принтера. Это тот же «Квартал».

— С какими структурами работать, формально собственников всегда спрашивали. Но решали всё глава ТСЖ, ЖСК, УК и главный бухгалтер. Раньше всегда исходили из принципа, что жильцу должно быть комфортно. А теперь мы имеем то, что имеем, — признал он.

По словам Кирилла Захаряна, всё так вышло потому, что сначала принимаются принципиальные и волевые решения, а потом идёт разработка механизма, как и что делать. А должно быть всё ровным счетом наоборот.

Другое по теме