Человек-Сопля, «падающий Блок» и комод вместо царя: самые скандальные памятники Петербурга
Уродливый Шаляпин?
Очередной порыв творческой фантазии угрожающе навис над Петроградским районом. Там планируют установить памятник Фёдору Шаляпину — он будет располагаться в Александровском парке. Судьба великого певца действительно тесно связана с Петербургом, но вот проект будущего монумента вызвал неоднозначную реакцию у горожан.
Многие помнят, что постамент для памятника Шаляпину установили ещё в 1999 году, но вот до самой скульптуру руки дошли только сейчас. На конкурс было представлено около 70 работ, из которых после жарких прений выбрали три лучших проекта, а затем среди них определили победителей. Ими стали печально прославившиеся в Петербурге скульптор Евгений Ротанов и архитектор Иван Кожин. Но о них речь чуть ниже.
Образ Шаляпина у Ротанова и Кожина получился столь неожиданным, что у простых петербуржцев он вызвал весьма смешанные чувства. В соцсетях «мешковатый» памятник уже высмеяли вдоль и поперёк: его называют то «узником концлагеря в занавеске», то «памятником Прохору Шаляпину».
Впрочем, это мнение людей, далёких от искусства — возможно, народ просто не понял глубокой идеи творцов? Оказывается, негативная реакция возникла и у более просвещённых горожан. Так, писатель Александр Пелевин признался, что без нецензурной лексики не в состоянии выразить своё отношение к памятнику.
— Может быть я чего-то не понимаю в скульптуре, может быть у любой скульптуры есть право на существование, но вот такому место на выставке современного искусства, но совершенно явно не на улицах моего родного города и не в качестве памятника великому певцу Шаляпину, — категорично заявил Пелевин в беседе с 78.ru.
Литератор считает, что в данном случае нечто «наспех слепленное из какой-то неизвестной субстанции» выдаётся за передовое искусство
— Мне немного обидно. По-моему, наш город Санкт-Петербург и великий певец Шаляпин такого неуважения не заслужили. Лично по моему мнению — это уродство, — откровенно признался поэт.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что отдельные специалисты от новаторства Кожина и Ротанова пришли в восторг. Например, скульптор Матвей Макушкин — тот самый, что создал памятник Виктору Цою — сравнил новый проект с памятником Трезини на Университетской набережной. «Там и образ, и характер, и состояние, мне кажется, попадают», — подчеркнул художник, назвав стиль авторов «мощным» и «широким».
Дементор по фамилии Блок
Это уже далеко не первый крупный скандал вокруг петербургских памятников. Буквально в начале 2023 года петербуржцев шокировали очередным творческим экстазом в виде памятника Александру Блоку на улице Декабристов. И шокировал не кто иной, как те самые Евгений Ротанов и Иван Кожин.
Образ великого поэта, который чуть более 100 лет назад жил в нашем городе и здесь же умер, получился у художников довольно странным. Памятник высотой четыре метра должен был, по идее, изобразить гуляющего Блока, но получился скорее падающий. По словам Ротанова, тем самым они с коллегой хотели выразить «трагический характер замкнутого в себе человека, его одиночество и, вместе с тем, движение вперёд по „тропе поэта“».
Простые петербуржцы замысел творцов не оценили: они признавались, что им за такой памятник скорее стыдно, а то и страшно — как будто он вот-вот упадёт. Да и к внешнему сходству с Александром Александровичем есть вопросы. «Куда денежки уплыли… Блок красавчик был», «У меня внучка лучше лепит», — язвительно писали тогда пользователи соцсетей. По мнению многих, фигура авторства Кожина и Ротанова напоминает скорее дементора из сказок о Гарри Поттере, чем знаменитого поэта.
Некоторые даже предложили выставлять падающего поэта в паре с печально известной воронежской «Алёнушкой» — «для пущего эффекта врезания в память». «Теперь понятно, почему его так долго в полотне прятали», — иронизировали местные жители.
Писатель Александр Пелевин полностью согласен с горожанами. Говоря о памятнике «падающему Блоку», он не смог удержаться от крепкого словца:
— Это п*ц. Полный. Тотальный. Блок был красивым мужиком, уникальным поэтом, удивительной личностью. Что это за памятник Человеку-Сопле в духе монумента Сахарову у СПбГУ?
По словам Пелевина, Блок не был «маленьким человеком против режима», а потому концепция памятника совершенно неверна.
Однако нашлись у нового памятника и защитники. Так, художественный директор Центра Михаила Шемякина Дарья Лобанова уверена, что автора памятника просто не поняли.
— Мне он показался, по крайней мере, очень необычным и интересным. Очень даже нетривиальный взгляд на поэта, — заявила эксперт в беседе с 78.ru.
По словам Лобановой, ничего неуважительного к памяти Блока в скульптуре нет,
Скульптор Вячеслав Бухаев, автор памятника Сергея Довлатову, признался, что его несколько смущает падающая конструкция. По его словам, показать движение можно было и иным способом.
Но есть в истории с памятником Блоку и приятные моменты: изготовление и установка памятника обошлись городу в 3 млн рублей, причём за время торгов цена сократилась почти вдвое. То есть получилось даже сэкономить. Другое дело, пошло ли это на пользу?
Пётр, обогнавший клизму
Петербуржцев и раньше стабильно «радовали» странными памятниками. От некоторых горожане до сих пор заливаются краской стыда. Например, «Лысого Петра I» авторства Михаила Щемякина в Петропавловской крепости многие восприняли как личное оскорбление. Не так давно он даже возглавил топ самых забавных памятников России, опередив и железноводскую композицию с клизмой, и краснодарских «Влюблённых собачек».
Несколько лет назад губернатора Петербурга Александра Беглова даже попросили наконец убрать намозоливший глаза несуразный памятник. С таким призывом к главе города обратился депутат Госдумы Евгений Марченко. Его поддержала искусствовед Вера Смирнова, которая заявила, что это не памятник, а карикатура на императора, не обладающая к тому же никакой художественной ценностью. В крайнем случае монумент предлагали перенести в другое место — мол, рядом с усыпальницей русских царей, где в том числе захоронен Пётр I, такой «шедевр» стоять не должен.
Однако в Центре им. Шемякина с этим мнением не согласились и объяснили, что художник имеет право на « собственное видение» образа царя. Тем более что памятник на самом деле максимально реалистичный: при его создании Шемякин использовал прижизненную маску, снятую с императора. Ну, а то, что тело императора по сравнению с головой непропорционально большое, так это азы модернистских традиций XX века, понимать надо.
Да и сам Михаил Шемякин своё творение убирать не согласен. В эфире передачи «Открытая студия» с Никой Стрижак художник заявил, что лично ему скульптура нравится. Он признался, что нападки на этот памятник идут постоянно, но напомнил, что вообще-то установку памятника в своё время поддержал глава Союза художников Михаил Аникушин. Тот говорил, что «документальные стремления к точности характера понятны и оправданы» и называл установку памятника «Лысому Петру I» именно в Петропавловской крепости «огромной честью» для Петербурга.
Шар-спекулянт
Некоторые памятники Петербурга вызывают изумление не столько своим внешним видом, сколько своей стоимостью. Например, в прошлом году возле станции метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился необычный арт-объект в виде металлической сферы. Что именно был призван изображать памятник, не совсем ясно, но зато известно, что на него потратили порядка 3,2 млн рублей. Цифра, как выяснили закалённые боями с Aliexpress петербуржцы, могла быть превышена в десять раз: дело в том, что на сайте популярного китайского онлайн-магазина подобную фигуру можно купить всего за 5000 долларов. Но все запросы возмущённых горожан представители выигравшей контракт фирмы просто проигнорировали. Действительно, денежки получены, шар стоит — чего тут разбираться?
Свято место
А самым многострадальным в нашем городе оказался так называемый памятник «человеку-невидимке» на набережной Фонтанки. Вообще-то до революции на этом месте находился памятник Александру II, но его сняли и просто сбросили в реку. А постамент остался.
С тех пор что только на него не ставили — из последнего, например, электросамокат. Его пригнали и водрузили на постамент буквально в августе этого года. При этом «автор» шедевра пожелал остаться неизвестным.
А несколькими месяцами ранее на этом же постаменте появился памятник белому пальто с завязанными сзади рукавами. Авторы на сей раз были известны: ими стали художники арт-группы «Явь», которые посвятили свою работу всем «белопальтовым» то есть тем, кто осуждает другого человека с позиции сверху, считая, что он сам «без греха».
Кстати, с тех самых пор памятник Александру III так и называют — Комод. В 1939 году его наконец убрали с глаз долой, перенеся с площади у Московского вокзала во двор Русского музея, где он и простоял более 50-ти лет. А с 1994 года памятник «Комоду» скромно прячется от глаз туристов во дворе Мраморного Дворца.