Их силуэт виден издалека, они стоят на самой высокой точке Московского проспекта. Нет в нашем городе человека, который ни разу не видел бы Московские ворота.
По императорскому хотению и велению
Пётр Первый заложил традицию устанавливать триумфальные ворота в Петербурге. Екатерина Великая переняла добрый обычай — задумывалась о строительстве арки при въезде в Петербург со стороны Москвы. Она рассматривала рисунки архитектора Шарля Луи Клериссо, и в 1781-м году француз вместе с моделью ворот прибыл в Петербург. Но проект, предлагаемый знатоком классического искусства и древнеримской архитектуры, оказался слишком дорогим. Документы и модель ворот и по сей день можно найти в музее при Академии художеств.
Внук Екатерины, император Николай I с бабушкой никогда не разговаривал, — она скончалась, когда ему было всего четыре месяца. Зато Николай ценил военные мотивы во всём, в том числе и в архитектуре. Арка Главного штаба с «Колесницей славы», Нарвские ворота — всё это появилось во времена правления императора. Но одних ворот было мало, поэтому выдающийся архитектор Василий Петрович Стасов, пока трудился над Нарвскими, заодно создал проект Московских ворот. Как и француз, он был воодушевлён античным Акрополем.
Несмотря на тяжёлую судьбу, Московские триумфальные ворота по-прежнему хранят в себе отголоски радости и чаяния архитектора Василия Стасова. Сегодня это один из важнейших памятников Петербурга, наравне с Исаакиевским собором и Александровской колонной.