Экобоксы и торговые сети: выиграют ли от этого ритейлеры и петербуржцы?
«Российский экологический оператор» (РЭО) отказался от собственной недавней идеи по запрету для россиян на выброс одежды в мусорные баки. Теперь рассматривается только вариант с установкой экобоксов, контейнеров и фандоматов в торговых сетях, рассказал в рамках ПМЭФ 2023 глава РЭО Денис Буцаев.
Примечательно, что к такой практике уже прибегают некоторые игроки рынка. У них одежда собирается с благотворительными целями, и есть боксы для сдачи пластиковых бутылок, крышек от них, батареек и даже макулатуры.
78.ru выяснял, приживётся ли «ноу-хоу» в Петербурге, прибыльный ли это бизнес и для кого он выгоден.
Проценты по вторсырью?
Как отметил Денис Буцаев, за последнее время в РФ были созданы мощности по обработке, которые позволяют сортировать до 50% твёрдых коммунальных отходов. И только 12% мы отправляется на утилизацию.
Такая диспропорция возникла из-за двух источников финансирования, заложенных при старте мусорной реформы.
— Это тариф граждан, который в основном тратится на вывоз. Это 70—80% от величины тарифа. А вот вся та фракция, что уже получена на утилизацию, это была задача второго источника: расширенной ответственности производителя или экосбора, — пояснил он.
По словам чиновника, с дисциплиной у населения всё хорошо, ежегодные платежи вносят 90% плательщиков и денежном выражении это составляет 200 млрд рублей в год, а с экосбором ситуация не такая хорошая, здесь собирается 4 — 5 млрд.
— По бумаге с получением вторсырья у нас всё хорошо, по металлам тоже все хорошо, по стеклу перерабатывается 50%, по резине ещё хуже — это около 10%.
По пластику в третьем квартале должен быть введён первый крупный завод в стране по переработке по технологии «из бутылки в бутылку». И если пластик пользуется популярностью, то многие другие виды сырья спроса не находят.
С текстилем вообще катастрофическая ситуация. Это 11,2%, а мощностей кратно больше. У нас страдает на всех этапах сбор фракций, — заявил Денис Буцаев.
В связи с этим он и предложил устанавливать контейнеры для населения для получения вторсырья в торговых сетях с тем, чтобы те поощряли таких покупателей скидками.
— Такие акции проводились раньше крупными торговыми сетями. Мы уверены, что сама культура, связанная с корректным выводом вещи из активного оборота, должна быть на индивидуальном уровне, — подчеркнул глава РЭО.
Что могут большие и маленькие со вторсырьём?
Здесь стоит отметить, что к практике сбора вторсырья прибегает такой ритейлер родом из Петербурга как «Лента».
Согласно данным компании, всего в 2022 году покупатели «сети сдали на переработку 397 479 кг вторсырья. Это на 40% больше, чем в 2021-м.
Конкретно по одежде было собрано 111 тонн. Её передали нуждающимся или продали в благотворительных магазинах.
За год покупатели сети сдали почти 29 тонн пластиковых бутылок и алюминиевых банок.
По словам совладельца сети «РеалЪ» Александра Мышинского, контейнеры и экобоксы — это история о больших сетевых гипермаркетах, где есть большая парковочная зона и место для организации баков по накоплению, хранению, сортировке. Магазины формата у дома такое себе точно позволить не смогут.
— У нас и так затраты на вывоз мусора за два года выросли на 40%. Нам даже баки под обычный мусор трудно куда-то пристроить.
Да, естественно, мы собираем, сортируем картон, различные виды плёнки. Потом такие отходы крошат, и мы их перепродаём. Но это точно никакой не прибыльный бизнес.
Доходы от продаж вторсырья разве что покрывают зарплаты работникам, занимающимся сбором и сортировкой. Хотя продать такое вторсырьё лучше, чем в принципе выбросить, — делится он.
Маркетинговый ход для продавцов?
По мнению экспертов, крупные ритейлеры идут на такие решения в маркетинговых целях и стремлении привлечь покупателей. Но есть и исключения по видам вторсырья.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин считает, что это имиджевые моменты, связанные с пиаром, так как ритейлеры получают на этом много информационных поводов для выставления себя в позитивном свете.
— Но так часто бывает, что эти крышечки потом благополучно сбрасываются со всем остальным мусором. Пока нет нормального и понятного стимулирования для покупателя должны быть какие-то материальные интересы, а не просто лозунги: «давайте будем спасать планету», — констатирует он.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков поясняет, что раздельным сбором мусора или жертвованием одежды на благотворительность занимаются в основном достаточно продвинутые люди среднего класса или даже обеспеченные. Ритейлеры собственно и рассчитывают на то, что исполнив свои духовные потребности, эти клиенты дальше отправятся в торговый зал и что-то там обязательно приобретут.
В ситуации с одеждой эксперт готов вспомнить пример ушедшего H@M, где в точках выдавали купоны со скидками на покупку новой взамен сданной.
— Но надо понимать, что на Западе такие акции спонсируются со стороны государств в виде компенсаций сетям. У нас такого нет, система в принципе не готова и даже не разработана, — пояснил Иван Федяков.
По его словам, в каких-то крайне редких случаях со вторсырьем это может быть прибыльный бизнес. Например, сдача бытовой электроники, как это делает сейчас «М.Видео-Эльдорадо». Здесь в переработку на мелкую крошку идут платы, из которых можно потом извлечь ценные металлы, вплоть до золота.
В Малайзии даже существуют целые заводы по переработке крошки. Но проблема заключается в том, что надо строить не одно отельное предприятие, а целый комплекс организаций, плотно взаимодействующих друг с другом.