Прелести на любителя: почему фанаты разочаровались в The Lord of the Rings – Gollum
Накануне, 25 мая, состоялся громкий релиз новой игры по вселенной «Властелина колец», The Lord of the Rings — Gollum, игра в жанре экшн (на самом деле стелс-экшн, где вы не Рэмбо, а «крыса»). Казалось бы, фанаты должны быть счастливы: новый свежий антигерой, обещанный глубокий сюжет, любимая миллионами франшиза, но по игре проехались и критики, и рядовые пользователи.
В Steam игру о приключениях хоббита «породы феникс», попавшего в темницу, завалили негативными рецензиями так, что она не вылезает из красной зоны «в основном отрицательных» оценок, metacritic выдаёт новинке рейтинг 40 — это один из худших в истории игр по вселенной. Что же случилось?
Родовая болезнь
Начать стоит с истории игр по миру Джона Р. Р. Толкина, ведь в них прячется одна особенность, преследующая серию, которая навредила и Голлуму.
Первые игры по вселенной появились ещё в 80-е годы: текстовый квест The Hobbit, а затем рогалик с пробежкой по подземелью Moria 1983 — это была довольно наивная эпоха пионеров индустрии, так что сейчас это скорее экспонаты, которые отметить стоит для истории.
Затем был относительно короткий этап под крылом издателя Sierra Entertainment и вот тут можно сказать о той самой родовой проблеме, упомянутой ранее: игры по LoTR частенько в наглую копируют механики других игр, но натягивают на них модельки героев Средиземья. Такой подход редко кого-то радует: так, например, почти забылась такая игра как The Lord of the Rings: War of the Ring, которая являлась по сути своей клоном Warcraft.
«По-взрослому» франшиза начала развиваться в виртуальном мире после того как EA Games выкупила права. Сначала, конечно, они начали «доить» фильмы Питера Джексона, но затем начался этап, который многие считают «золотым» в истории игр по Толкину: в 2004 году после парочки прохладно встреченных экшенов выходит стратегия The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth, а через пару лет сиквел, которые до сих пор любимы фанатами за масштабный мир и сочные сражения. Закончилась история с EA без хэппиэнда: провальной попыткой сделать новый Battlefront, но с орками и полуросликами с волосатыми ногами в 2009 году.
После права выкупили Warner Bros: болезнь это не вылечило. Первой вышла посредственная адвенчура Aragorns Quest, потом провальная попытка стать новой Dota 2012 года. Были и успешные проекты, а именно Shadow of Mordor (2013) и его сиквел, но вот проблема: местная боёвка почти один в один взята из игр про Бэтмена тех же «ворнеров». Она, конечно, очень хорошая, но мы это уже видели.
Вот и «Голлума» фанаты ругают в числе прочего за банальность. Ни слова о плагиате, но… Игра про харизматичного антигероя-нелюдя в средневековом сэттинге про «прятки» — это, если что, описание Styx: Master of Shadows, который вышел девять (девять, Карл!) лет назад.
Оку Саурона нужен монокль
Хотя если показать Styx: Master of Shadows, чуть ли не инди-разработку, и рядом ААА The Lord of the Rings — Gollum, вы не сразу поймёте разницу, а она, напомню, в девять лет. Одна из проблем, которую отмечают пользователи — мутные растянутые текстуры на настройках «ультра», которые можно было бы простить инди-проекту, но никак не топовому продукту за 2400 в Steam.
Тут подливают масло в огонь и пререлизные обещания разработчиков. Правда, они больше говорили о модельке Голлума, нежели об окружении — видимо, решили, что пучеглазый шизофреник, над которым видно что работали и визуально, и сценарно, всех очарует настолько, что никто не будет особо рассматривать тёмные как душа геймдизайнеров виды очередного подземелья.
Графика людей, настолько разочаровала, что многие даже начали обвинять создателей чуть ли не в мошенничестве, естественно сообщая, что игра отправилась на возврат после нескольких минут. Вот, например, одобренная людьми рецензия одного потерпевшего в Steam: «Я не пью, поэтому наверное не смогу осилить сие творение. Обходите стороной, а лучше просто забудьте про ЭТО. Глаза аж заболели».
Графику Голлума ругают даже обладатели консолей, а не только ПК. Это диагноз, учитывая, что эту аудиторию смогли убедить, что Horizon Forbidden West — самая красивая игра поколения, а потом ей понадобился огромный графический патч, потому что картинка жила своей жизнью.
Конечно, не помогают ситуации и баги, и «провалы в текстуры» на старте: можно ругать за это «Голлума», но, если быть откровенным, это уже какое-то общее проклятие индустрии, когда издатели пинками и тёмной магией заставляют разработчиков выкидывать сырой продукт на рынок, а потом месяцами его патчить.
Особенно всё это обидно, учитывая, что саундтрек и общую атмосферу многие, даже те, кто плюётся от игры, хвалят.
Симулятор ползуна обыкновенного
Следующая претензия игроков — скука и однообразность. Упомянутый ранее Styx подкупал тем, что ты находил какую-то щель, куда можно забраться с помощью спецспособностей и упорства, залезал туда полный злорадства и секунд через 20 понимал, что не обманул игру, а идёшь по одному из путей, которые разработчики уже задумали. В Голлуме такой продуманности не чувствуется.
Ровно как и динамики. Возможно, всех так разозлила графика, потому что у тебя нет выбора, кроме как минутами (а это долго в рамках игры) наблюдать за каким-нибудь чёрным размытым уступом, по которому ты ползёшь, и ползёшь, и ползёшь… В общем, как постироничный симулятор — смело, но как игровой процесс — изматывающе. Ещё можно прятаться, сидеть за углами в ужасе (норма для жанра, вопрос реализации) и ловить рыбу. Контент, который мы заслужили.
Шаткое основание
В качестве последней причины можно привести отсутствие другого продукта, чтобы легче было продать игру. Довольно посредственные и даже откровенно плохие произведения по фильмам Джексона встречали спокойно — рейтинг плавает, в основном, в районе 50-60 из 100: звёзд с неба не хватают, но и особой злости не вызывают.
Смеаголу же в этом смысле не на что опереться. Другие новости о вселенной, ближайшие к игре: это соглашение с Embracer Group, о котором сообщили в феврале (оно даёт пускай и туманную, но перспективу на новые полнометражные фильмы по «Властелину колец») и сериал Amazon «Кольца власти», который делает только хуже. Его и на родине не то чтобы любят за инклюзивных хоббитов и гномов, а в России и вовсе воспринимают как издевательство. Вещи это с самой игрой абсолютно не связанные, но люди лучше встречают даже плохой продукт, если он выходит на фоне положительного отношения к состоянию франшизы.
В итоге фанаты, как большинство из них сами считают, получили слишком дорогую забагованную игру с устаревшей графикой и без спасательного круга в виде культовой фильмовой трилогии. Неприятно, конечно, но об истории мы так подробно говорили в том числе, чтобы не было так обидно — «Властелин колец», если быть объективным, никогда не был вселенной, на почве которой игровые шедевры растут как грибы.