Мошенники в интернет-магазинах: как продавцы фальшивых дисконтов обманывают петербуржцев
Несложный механизм
— Мошенники! Вместо кроссовок Salomon прислали китайские боты из клеёнки. Сайтов у этих дельцов очень много, — жалуется покупатель в соцсети.
Сайты отзывов о товарах и сервисах до краёв наполнены гневными отзывами покупателей, пострадавших от мошенников. Товары, магазины и сайты, на которых делают покупки люди, самые разные, но результат один: вместо заказанного товара, как правило, брендового и достаточно дорогого, приходит либо дешёвый аналог совсем другой фирмы, либо вовсе случайная вещь.
Мы уже рассказывали о том, как маркетолог Екатерина Ястребова получила после заказа на «Яндекс.Маркете» муфту для пылесоса Karcher, причём явно не новую, хотя заказывала дорогое средство для волос Dekopill. Тогда нашу героиню привлекла ощутимо сниженная цена. На тот же крючок мошенники ловят доверчивых покупателей, разыскивающих самые разные товары.
Схема достаточно проста: продавцы-обманщики создают сайт интернет-магазина (либо магазин на крупном маркетплейсе), позиционируя его как дисконт популярного и дорогого бренда. Товары от этого бренда предлагаются в два-три, а то и десять раз дешевле. Дизайн сайта, как правило, приближен к дизайну оригинального интернет-магазина, а огромные скидки объясняются «ликвидацией склада», «распродажей остатков», «реализацией прошлогодней коллекции» и так далее.
Вы делаете заказ, оплачиваете свою покупку онлайн… А приходит нечто совершенно неожиданное: от ботинок совсем другого бренда и очень плохого качества до посторонних ненужных вещей. Впрочем, наложенный платёж тоже не является гарантией того, что вас не обманут: ведь на почте вам отдадут товар только после оплаты, а для возврата нужно будет связаться с продавцом.
Отметим, что сделать презентабельный сайт сейчас не так сложно и дорого — поэтому ни хороший дизайн, ни удобная навигация не могут быть гарантией того, что управляют этим магазином не мошенники. Как правило, когда количество жалоб обманутых клиентов на сайт зашкаливает и доводит до блокировки опасного ресурса, аферисты просто переходят на другой. Очень часто «в работе» у них может быть сразу несколько сайтов. Каждый из который, к несчастью, приносит постоянную прибыль от людей, желающих сэкономить.
Отзывы обманутых покупателей
За последний год особенно много жалоб на просторах интернета от людей, попавших в ловушки фальшивых торговцев брендовой обувью. Целая плеяда сайтов с разными адресами предлагает ботинки Salomon, Ecco, Adidas, Timberland за треть их реальной цены. К сожалению, на такую удочку нередко попадаются пенсионеры и другие люди, которым оригинал не по карману — но очень хочется порадовать себя и близких качественной вещью.
— 17 января получил посылку, но вместо кроссовок Salomon в ней были резиновые галоши и пара носков, — рассказал один из обманутых петербуржцев. — Конечно, я не обеднею от потери 5480 рублей. Но мне, 75-летнему военному пенсионеру, обидно наблюдать, что в обществе ещё есть мошенники, которые народ дурят и обворовывают.
Мужчина отметил, что обращался в полицию с копиями чека и бланка заказа, фото посылки и другими доказательствами, но обратной связи не получил.
Другой покупатель отметил, что продавец специально не делает описи посылки:
— Они намеренно вместо заказанных кроссовок Salomon высылают (ботинки) совсем другой модели, неизвестного бренда, намного дешевле и неподходящего размера. Качество отвратительное. Полное несоответствие заказу! Посылку они высылают без описи вложения, чтобы покупатель не смог проверить до оплаты, что лежит внутри. Уже тысячи людей со всей России пострадали от их рук. Но они продолжают менять сайты и домены.
В погоне за экономией
Ещё один пострадавший от жадных продавцов признал, что стал жертвой в том числе и своего желания сэкономить:
— 15 мая 2022 года и я попался на уловку находчивых обманщиков, заказав на сайте «дисконт магазина Salomon» кроссовки 44 размера за 4980 рублей. Вскоре мне перезвонили, подтвердили заказ, в беседе склоняя оплатить на карту, однако платёж не прошёл. И это должно было насторожить! Даже из Сбербанка перезвонили и спросили, перевожу ли я эти деньги?.. Но нет, нас, экономных, так не остановишь! И решено было заказать наложенным платежом с получением на почте.
Технично так навязали пять пар спортивных носочков, с якобы бесплатной пересылкой. И вот наступил день получения посылки, пришла смс с трек-номером. На почте вскрыть до оплаты не разрешили, и наложенный платёж потребовали только наличными. Оплатив, как было предложено работником почты, я вскрыл посылку и увидел там три пары чёрных белорусских носочков и китайские ширпотреб-боты 43 размера на искусственном меху.
Показав посылку работнику почты и заявив, что это обман, я получил ответ: «Разбирайтесь с отправителем». Наложенный платёж не вернули, т. к. описи вложения не было. Я обратился к начальнику на почте, и он объяснил, что не я первый попал в такую ситуацию, и, если даже я отправлю эту посылку обратно, там её, скорее всего, никто не получит, и мне нужно будет оплатить её пересылку туда и обратно.
Впрочем, далеко не всегда мошенники снисходят до того, чтобы вообще что-то выслать. Так, один из петербуржцев, заказавший на поддельном сайте кроссовки Fila, отметил, что какое-то время с ним продолжали общаться по телефону «представители техподдержки», уточняя детали доставки, однако позже незадачливого покупателя просто заблокировали, и никакой посылки он так и не получил.
Другие пострадавшие также отметили, что достучаться до продавца, изначально столь приятного и вежливого, через какое-то время после оплаты не получается ни в мессенджерах, ни по телефону. При этом все ООО имеют реальные юридические адреса в Петербурге (а также других городах) и продолжают беззаботно функционировать.
Если по букве закона
Все продажи через интернет регулируются законом «О защите прав потребителей» и «Правилами продажи товаров дистанционным способом». Согласно этим нормативным актам, отказаться от покупки и потребовать возврата денег вы можете в любой момент до её получения, а также в течение семи дней после того, как вам передал её курьер или сотрудник почты.
Впрочем, семидневный срок возврата должен быть указан в специальном разделе на сайте (памятке). Если же такого пункта нет — срок возврата товара увеличивается до трёх месяцев. К слову, нарушение заводской упаковки не является причиной для отказа в возврате. Главное, чтобы сам товар был цел и к нему прилагались все бирки и чеки.
Если же товар не соответствует описанию на сайте, у вас есть 20 дней с даты получения посылки, чтобы сообщить об этом продавцу, отказаться от товара и потребовать ваши деньги обратно (а также возмещения убытков на доставку). Это гарантирует вам п. 1 ст. 12 закона «О защите прав потребителей» и п. 27 «Правил продажи товаров дистанционным способом».
При этом требования необходимо изложить в письменной форме — в претензии. Желательно отправить её заказным письмом по почте на юридический адрес продавца.
Однозначный совет юристов
Что делать, если продавец категорически отказывается общаться с обманутыми покупателями и уходит в жёсткое игнорирование? Ведь именно так действуют мошенники. Опрошенные 78.ru юристы разводят руками — путь один:
— Если претензионный порядок не сработал — тогда только в суд, взыскивать принудительно, — ответил юрист в сфере защиты прав потребителей Алексей Койтов. — Но, если мы говорим про интернет-покупки, особенно на крупных площадках, там, как правило, до суда не доходит, потому что площадки хотят, чтобы у них были довольные клиенты, и так или иначе это влияет.
К сожалению, нередко такие ситуации случаются и на крупных маркетплейсах. Хотя в таких случаях, конечно, возможность достучаться до продавца с помощью поддержки площадки всё-таки есть.
— Если оплата прошла безналом, человек имеет право обратиться в суд с целью взыскания денежных средств, которые были выплачены за такой товар. Также он вправе потребовать, кроме взыскания самих денег, возмещения морального вреда — и суд дополнительно к суммам, которые присудит, взыщет штраф в размере до 50% от присуждённых денег. Если нанимался какой-то юрист, то также будут возмещены затраты на юриста в разумных пределах, — рассказал юрист и руководитель общественной организации потребителей «Справедливость» Николай Тямшанский. — Также у потребителя есть право обратиться в Роспотребнадзор, чтобы он встал на его сторону.
Возможно, больше шансов на успех будет у пострадавших, если они смогут собраться и подать коллективный иск — как уже сделали в своё время пользователи Sony PlayStation, подавшие коллективный иск против компании Sony Interactive Entertainment Europe. Так что, если вы оказались в такой неприятной ситуации, — не опускайте руки, ищите «братьев по несчастью» и отправляйтесь в суд. В конце концов, именно безнаказанность и нежелание что-либо предпринимать со стороны обманутых покупателей являются самой благодатной почвой для появления всё новых и новых сайтов мошенников.