Мыши, забастовки и список Forbes: четыре версии о том, что случилось с Wildberries
Мыши грызут коробки с товарами, сотрудники объявляют забастовки, пункты выдачи товаров закрываются… За считанные дни ситуация в Wildberries стала одной из самых обсуждаемых тем в стране.
Версия 1. Скрудж Макдак и Флинтхарт Гломгольд в юбке
В период пандемийного карантина в России резко возросла доля электронной коммерции в розничных продажах. Иначе и быть не могло, ведь врачи прямо рекомендовали не выходить из дома, а через интернет коронавирусы пока, к счастью, не передаются. На этом фоне мало кого удивил стремительный взлёт владелицы одного из крупнейших маркетплейсов Wildberries Татьяны Бакальчук, однако его масштабы всё равно поражали воображение. По подсчётам американского Forbes, в 2021 году она опередила по темпам прироста личного состояния всех миллиардеров мира. За год оценка её состояния подскочила на 1000 с лишним процентов, капитал вырос с 1 до 13 млрд долларов. Одновременно предпринимательница совершила гигантский скачок в российской части рейтинга — с 93-го на 13-е место, а словосочетание «богатейшая женщина России» стало чем-то вроде титула, которым владелицу маркетплейса негласно наделили СМИ.
Но в жизни за белой полосой всегда следует чёрная, и по итогам 2022 года, по данным того же Forbes, состояние предпринимательницы опустилось уже до 4,7 млрд долларов. То есть, потери составили две третьих состояния. Ещё один такой год, и звание богатейшей женщины России может вернуться к вдове Юрия Лужкова Елене Батуриной. Именно она считалась богатейшей россиянкой на протяжении долгих лет, пока на финансовом небосклоне не взошла звезда Бакальчук.
Простым смертным такие переживания доступны разве что сквозь призму американского кинематографа. Одним из главных антагонистов «Утиных историй» был Флинтхарт Гломгольд, мультимиллионер, отчаянно боровшийся со Скруджем Макдаком за звание самого богатого селезня в мире и шедший ради достижения этой цели на самые отчаянные шаги. Не менее знаменит и персонаж сериала об IT-стартапах «Кремниевая долина» Расс Ханнеман. Его состояние колебалось в районе 1 млрд, и беспринципный персонаж был готов пойти на что угодно, лишь бы не покинуть элитный клуб «трёх запятых» между нулями. В этой в связи вспоминается и вполне реальная фраза российского миллиардера Сергея Полонского: «Все, у кого нет миллиарда, могут идти в ж…».
И действительно, в 2023 году вскоре после появления грустных новостей от Forbes вал жалоб на Wildberries заметно вырос и со стороны клиентов, и со стороны сотрудников, и со стороны партнёров. Причём один из пунктов сходится у всех трёх сторон — они обвиняют компанию в жадности. Клиенты возмущены тем, что возврат товара сделали платным. Получается, если человеку доставили неисправный товар, то он теряет не только время, но ещё и деньги. Партнёры-франчайзи, которым принадлежат некоторые пункты выдачи, недовольны односторонним ухудшением условий договора и крупными штрафами. А сотрудники теперь столкнулись с перспективой стопроцентной компенсации стоимости возвращённой продукции. Многие жалуются, что теперь вся зарплата уходит исключительно на оплату долга. Не менее возмутительными сотрудникам показались и введённые штрафы за дискредитацию маркетплейса. На первый взгляд, всё действительно выглядит отчаянной попыткой любой ценой выжать максимум, и это вписывается в вышеописанную логику киносценариев об азартных миллиардерах.
С другой стороны, если бы это было правдой, то такой подход имел бы не больше перспектив, чем комические усилия Гломгольда. На самом деле оценки Forbes, касающиеся состояния Бакальчук, носят отчасти спекулятивный характер, ведь акции Wildberries не торгуются на бирже. Взлёт 2021 года объяснялся в том числе успешным IPO Ozon, который является одним из главных конкурентов, а в 2022 году акции Ozon напротив подешевели на 40%. При этом то ли из-за глобальных экономических рисков, то ли в силу банальной предвзятости западные эксперты начали применять к показателям многих отечественных компаний своеобразный «коэффициент СВО». На этом фоне умеренные колебания любых показателей вроде выручки или размера клиентской базы вряд ли существенно повлияют на итоговые расклады.
Версия 2. Утка, несущая золотые яйца
Среди лидеров медиарынка конкуренция подчас не менее грандиозная, чем среди миллиардеров, только на этот раз счёт идёт не на доллары и рубли, а на просмотры и подписки. В погоне за вниманием пользователей сети интернет некоторые участники рынка готовы порой поступиться любыми моральными принципами, а в ход у них идут совершенно рукотворные скандалы и грубые фейки. Достать сенсацию любой ценой, раздуть из любой мухи на гамбургере слона размером с «Макдональдс» — ещё один популярный сюжет, который давно проник и в кинематограф. Навскидку можно вспомнить несколько десятков шедевров от классических «Римских каникул» до сериала «Конь Боджек».
Удивительно, но первые громкие новости в рамках свежего скандала появлялись преимущественно в СМИ и Telegram-каналах, которые входят в один известный медиахолдинг. Причём началось всё вовсе не с коммерческих споров, которые зачастую мало интересны рядовому читателю.
13 марта российское медиапространство взорвала новость о коробке с мышами, которую доставили в один из петербургских пунктов выдачи заказов Wildberries. К заметке прилагалось видео с грызунами, доедавшими так и не дошедшие до клиента с берегов Невы сапоги. Видео, что называется, завирусилось. На фоне такого ажиотажа обычно хорошо «заходят» любые, подчас самые незначительные новости по громкой теме. Это азбука PR.
— Это очередной фейк из Telegram-каналов. На складах компании нет мышей и быть не может: товары проходят проверку как в самих логистических центрах, так и в пунктах выдачи, — заверили 78.ru в пресс-службе Wildberries.
А менеджер того пункта заявил каналу обратное, подчеркнув, что мыши были очень крупными. Видимо, это уже не первые съеденные сапоги.
— Не заметили бы — и что было бы с нашим складом на утро, даже представить страшно, — заявил мужчина.
При этом в соцсетях стали писать и другие люди, которые, по их словам, находили в посылках с маркетплейса то мышей, то следы их жизнедеятельности. К этому вскоре добавилась история про «шторы с запахом мочи».
Самую необычную версию происходящего выдвинул известный петербургский PR-специалист Антон Вуйма. По его мнению, всю историю с протестами могли выдумать пиарщики Wildberries.
— Была раньше такая история, что в пепси-коле начали находить иголки. Лет 10 назад был такой скандал. Много иголок, были суды по поводу этих иголок. Это был единственный год, когда у компании PepsiCo продажи выросли в два раза. Это все знают. Это маркетинговая классика уже. А поскольку все знают, то пытаются использовать и поставить на конвейер, — говорит специалист.
Его при этом вовсе не смущает, что первоначальные инфоповоды оказались, что называется, с душком, так как негативный контекст позволил компании привлечь больше внимания и значительно увеличить количество упоминаний в СМИ. При этом быстро «выяснилось», что компания борется и за права клиентов, стремясь сократить количество некачественных товаров, и при этом в итоге слышит своих партнёров. Об этом должен свидетельствовать последний пресс-релиз. Прошло ли всё, как по маслу, станет понятно после публикации следующего рейтинга Forbes.