Блокбастеры против артхауса: главные интриги «Оскара-2023»

12 мар, 14:03
Руслан Ахметов
В этом году за главную награду поборются фильмы диаметрально противоположных жанров и стилистики. И всё это при наличии очевидного кандидата в победители.
Коллаж 78.ru: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, flaticon.com/Freepik

Старый конь борозды не испортит: «Фабельманы» Стивена Спилберга»

Классический «рецепт» «оскароносного» фильма известен давно. Зачастую это ретро-драма, события которой разворачиваются на фоне войны («Унесённые ветром», «Английский пациент») или иных масштабных исторических событий. К последней категории относится единственный победитель «Оскара» из России — фильм «Утомлённые солнцем», действие которого происходит накануне Большого террора.

Ещё один тип ретро-драм, способных пронять даже матёрого профессионала от индустрии развлечений, снимается в жанре «признание в любви к кинематографу». Яркие тому примеры — «Новый кинотеатр “Парадизо”» Джузерре Торнаторе («Лучший фильм на иностранном языке») и «Артист» Мишеля Хазанавичуса, завоевавший пять статуэток, включая главную.

Кадр фильма "Фабельманы"/ Фото: kino-teatr.ru

Их успех может повторить не нуждающийся в представлении Стивен Спилберг, снявший один из лучших своих фильмов за последние годы. Сюжет «Фабельманов» основан на детских воспоминаниях режиссёра и по праву считается самой личной его картиной. Действие фильма разворачивается в 1952 году. Альтер-эго Спилберга, юный Сэмми Фабельман, вместе с родителями посещает киносеанс «Величайшего шоу мира» Сесила Б. Де Милля и навсегда заражается страстью к важнейшему из искусств. Выбор «Фабельманов» в качестве победителя настолько же очевиден, насколько и предсказуем, лишая церемонию всякой интриги. Но и в случае проигрыша Спилберг будет не в обиде: его фильмы, начиная с 1975 года, заработали 147 номинаций на «Оскар» и взяли 35 статуэток, включая премии «За лучший фильм» и «За лучшую режиссуру».

Тяжёлая поступь блокбастеров

Организаторам «Оскара» приходится бороться со стремительным падением зрительского интереса. Так, в 2021 году рейтинги достигли худшего показателя в истории — за вручением наград следили всего лишь 9,85 млн человек. В попытках привлечь внимание широкой аудитории организаторы церемонии допустили к «оскаровской» гонке блокбастеры — ещё недавно такие фильмы довольствовались номинациями в технической сфере («Лучший монтаж», «Лучший звук и т.д.).

Кадр фильма »Аватар: Путь воды
Кадр фильма "Аватар: Путь воды"/ Фото: kinopoisk.ru

В этом году за главную награду поборются долгострой Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды» (почти $2,3 млрд кассовых сборов) и сиквел хита 80-х «Топ Ган: Мэверик» (почти $1,5 млрд), впечатливший всеядного Квентина Тарантино.

Кадр фильма »Топ Ган: Мэверик
Кадр фильма "Топ Ган: Мэверик"/ Фото: kinopoisk.ru

Упомянутого выше Спилберга такое положение дел устраивает. Конкурентам в лице «Топ Гана» и «Аватара» он рад и жалеет, что такое было невозможно ещё 15 лет назад, когда выходили успешные в прокате и обласканные критикой экранизации комиксов наподобие «Тёмного рыцаря». Но, с другой стороны, присутствие блокбастеров в списке номинантов делает подборку фильмов донельзя эклектичной и отнюдь не добавляет премии художественной ценности. Оправдан ли такой сомнительный шаг руководства киноакадемии, покажут рейтинги церемонии.

Мультиязычный «Оскар»

Ещё одна причина падения популярности кинопремии в последние годы — выбор в качестве номинантов фестивальных картин, попросту незнакомых широкому зрителю в США. В приснопамятном 2021 году победителем «Оскара» стала инди-драма «Земля кочевников» Хлои Чжао. При бюджете в $5 млн она собрала хорошую кассу за рубежом, победила на кинофестивале в Венеции, но провалилась в американском прокате.

Кадр фильма »Земля кочевников
Кадр фильма "Земля кочевников"/ Фото: kinopoisk.ru

Ещё более радикальным шагом стало награждение южнокорейских «Паразитов» «оскарами» за лучший фильм, сценарий и режиссуру. Впервые в истории главной награды была удостоена лента, снятая не на английском языке.

До недавних пор режиссёры-иностранцы, чьи фильмы были сняты не на английском, могли претендовать лишь на одну из двух высших «оскаровских» наград — за лучшую режиссуру. В их числе — Федерико Феллини («Амаркорд»), Ингмар Бергман («Фанни и Александр») и Вольфганг Петерсен («Подводная лодка»). Номинация и сенсационная победа «Паразитов» изменила правила игры.

Кадр фильма »На Западном фронте без перемен
Кадр фильма "На Западном фронте без перемен"/ Фото: kino-teatr.ru

В этом году на главную премию номинирована вольная экранизация романа «На Западном фронте без перемен», впервые снятая немецким режиссёром на языке оригинала. Антивоенной картине об ужасах Первой мировой прочат неплохие шансы: издание Variety, например, ставит её на четвёртое место в списке возможных победителей в номинации «Лучший фильм».

Артхаус не отстаёт

Война, на этот раз гражданская, выступает фоном для ещё одного потенциального победителя «Оскара» — картины великого драматурга современности Мартина Макдоны «Банши Инишерина». Вооружённая борьба между сторонниками и противниками сохранения Ирландией статуса британского домининона длилась с 1922 по 1923 год и выступает аллегорией конфликта главных героев, некогда лучших друзей. Притча с великолепными диалогами и актёрскими работами (Колин Фаррелл и Брендан Глисон, блиставшие в «Залечь на дно в Брюгге») стала фестивальным хитом и одним из немногих украшений «оскаровской» линейки номинантов. Победа фильма могла бы частично вернуть «Оскару» давно утраченный статус события, определяющего тенденции в развитии киноискусства. Но, скорее всего, «Банши Инишерина» получат «утешительный» приз за лучший сценарий — то есть, за то, в чём фильм на голову превосходит всех своих конкурентов, а заодно и подавляющее большинство кинопродукции Голливуда, страдающего от кризиса идей.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Ещё один участник «оскаровской» гонки — победитель Каннского кинофестиваля «Треугольник печали» шведа Рубена Эстлунда. О едкой сатире, пропитанной мотивами классовой борбьбы, мы писали в статье о премьерах декабря.

Рекордсмен по количеству номинаций

Самой титулованной картиной в истории, обойдя «Властелина колец: Возвращение короля», стал один из фаворитов «оскаровской» гонки. Фильм «Всё везде и сразу» с участием Мишель Йео уже получил 158 наград, включая «Золотой глобус». Фантастическая комедия от авторов по-хорошему безумного фильма «Человек — швейцарский нож» повествует об американке китайского происхождения, способной путешествовать между параллельными вселенными.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Постмодернистская эстетика фильма рождена в плавильном котле, в котором режиссёры перемешали комиксы, «Матрицу», гонконгские боевики (сценарий писался под Джеки Чана), эстетские драмы Вонга Карвая и десятки других фильмов. Лихая мультжанровая фантазия удостоилась 11 номинаций на «Оскар» и попала в списки лучших картин прошедшего года по всему миру. Дадут ли главного «Оскара» фильму, в котором героиня попадает в мир, где живут люди с пальцами-сосисками, — пожалуй, одна из главных интриг этой церемонии.

Другое по теме