В российских кинотеатрах продолжаются показы «Треугольника печали» — главной сенсации последнего Каннского кинофестиваля. Фильм был встречен восьмиминутной овацией и единогласным решением жюри получил «Золотую пальмовую ветвь». Шведский режиссёр Рубен Эстлунд уловил тревожный дух времени, показав идущий ко дну ковчег капитализма.
Среди героев едкой сатиры — пара из модельного бизнеса, филиппинская уборщица и разношёрстная компания миллиардеров. Все они являются пассажирами роскошной яхты под управлением капитана-марксиста (Вуди Харрельсон) из США. Американец любит цитировать теоретиков коммунизма и как следует заложить за воротник. С ним спорит русский олигарх (колоритный Златко Бурич), озолотившийся на продаже удобрений: в арсенале капиталиста — высказывания Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана, «священных монстров» неолиберализма. Под аккомпанемент бессмысленных политических споров судно попадает в шторм, и всех героев буквально выворачивает наизнанку.
Венцом их злоключений стало нападение пиратов, после которого яхта уходит на дно. Выжившие добираются до необитаемого острова, после чего прежняя социальная иерархия оказывается перевёрнутой с ног на голову. Новым «капитаном» становится филиппинская уборщица, обладающая навыками выживания в дикой природе. Фильм Эстлунда продолжает славную традицию европейской социальной сатиры в духе «Скромного обаяния буржуазии» Луиса Бунюэля и «Большой жратвы» Марко Феррери. «Треугольник печали» — пожалуй, главная премьера зарубежного авторского кино в этом году.
В цифровой прокат вышла новая работа живого классика Ларса фон Триера. Его единственный сериал «Королевство» принято считать конгениальным ответом «Твин Пиксу» Дэвида Линча. Их объединяет филигранное сочетание мистических элементов повествования с комедийными, а также способность обоих режиссёров нагнетать по-настоящему жуткую атмосферу. Недаром «Королевство» впечатлило самого короля ужасов Стивена Кинга, который лично подготовил 13-серийную адаптацию для американского зрителя.
Первые два сезона сериала фон Триера увидели свет в 1994 и 1997 году соответственно. Работа над долгожданным продолжением началась в мае 2021 года, а премьера состоялась в рамках 79-го Венецианского кинофестиваля. Судя по всему, это последняя работа великого режиссёра — у Ларса фон Триера диагностировали болезнь Паркинсона. Узнать, чем закончилась начатая 28 лет назад история, могут подписчики онлайн-кинотеатров Okko и «Кинопоиск».
Создание ремейков классических комедий больше не является прерогативой российских режиссёров. Похоже, что эту практику переняли их французские коллеги. Через жернова «осовременивания» был пропущен шедевр Франсиса Вебера «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли. Это не первая попытка переснять культовую для советских зрителей комедию. В 1982 году вышел американский ремейк с участием известного комика Ричарда Прайора. Фильм собрал неплохую кассу, но был заслуженно разгромлен критиками. Режиссёром новой версии выступил Джеймс Ют («Любовь с препятствиями»), в главных ролях — Жамель Деббуз («Ангел-А»), Симон Фалю и Даниель Отёй («Набережная Орфевр, 36»).
Любителей пощекотать нервы ждёт детективный триллер «Таинственное убийство». Семена, некогда посеянные мастером жанра Альфредом Хичкоком, дали обильный урожай на французской «почве». Например, ему открыто подражали такие великие режиссёры как Франсуа Трюффо и Клод Шаброль. Из хичкоковской шинели вышел и Доминик Молль, автор культового фильма «Гарри – друг, который желает вам добра».
Новая работа режиссёра затрагивает актуальную тему гендерного насилия. Эта проблема остро стоит даже в развитых странах: так, в минувшем ноябре французские феминистки вспоминали имена более 100 женщин, убитых с начала января 2022-го своими бывшими или нынешними партнёрами.
По сюжету фильма молодой детектив расследует средневековое по жестокости убийство 21-летней девушки. Чем больше следователь узнаёт о жизни несчастной, тем шире становится круг подозреваемых, а завеса тайны сгущается всё сильнее. Рецензент издания The Hollywood Reporter назвал «Таинственное убийство» одной из самых сильных работ Молля на сегодняшний день.
Обманчивое спасение от жестоких реалий капитализма персонаж из «Треугольника печали» нашёл на дне стакана. Герой фильма «Капитан Фантастик» предпочёл бегство от цивилизации. Бен Кэш (Вигго Мортенсен), его супруга и шестеро детей живут в глухом лесу на территории штата Вашингтон. Своих отпрысков Бен учит левой философии, языкам и навыкам выживания в дикой природе. Причудливый мир семьи изгоев рушится, когда главный герой остаётся единственным родителем. После долгих раздумий он решает привезти ребят на похороны в город. Детям предстоит впервые в жизни столкнуться с внешним миром и его вызовами.
За роль Бена Кэша Вигго Мортенсен был заслуженно номинирован на премию «Оскар». «Капитан Фантастик» — яркий образец независимого кинематографа США, демонстрирующий интерес режиссёра к социальной проблематике.
На российские экраны возвращается анимационный фильм «Песнь моря», вдохновлённый ирландским фольклором. В центре сюжета — мальчик Бен и его сестра Сирша, живущие вместе с отцом на островном маяке. Выясняется, что дети принадлежат к разным мирам: матерью Сирши было мифическое существо шелки, представитель морского народа. Узнав об этом, бабушка решает увезти детей в город. Бен жаждет вернуться домой за любимым псом, а Сирша следует за ним — так начинается их полное приключений путешествие.
Потрясающий визуальный ряд «Песни моря» основан на акварельных пейзажах, отрисованных вручную. Столь тщательный подход к созданию анимации — огромная редкость в наши дни: не зря ирландского режиссёра Томма Мура сравнивают с японским гением Хаяо Миядзаки. Помимо своих визуальных достоинств, «Песнь моря» — исчерпывающий путеводитель по ирландской мифологии. Томм Мур в доступной форме знакомит зрителей разных стран и поколений с культурой родной для него страны.