Cherry, Haval или Lada: к чему готовиться при покупке этих марок машин?

1 мар, 11:03
Светлана Коваленко
Рынок новых авто в России в 2023 году продолжат захватывать китайские и отечественные марки. Самыми популярными среди них у петербуржцев считаются Cherry, Haval и Lada. 78.ru узнал, какими сюрпризами может обернуться покупка моделей этих брендов.
Коллаж 78.ru: pexels.com, Elena Mayorova; Bulkin Sergey/globallookpress.com, flaticon.com/eucalyp

На фоне ухода западных автомобильных брендов и резкого роста цен на них из-за всем известной геополитической обстановки приобретение новых машин из Поднебесной и российских марок для многих петербуржцев, как и россиян, стало выходом из ситуации. В январе—феврале этого года некоторые такие «застоявшиеся» марки даже продавали с дисконтом, цены в целом оставались адекватными, пусть и больше не бюджетными, но скоро они опять пойдут в рост, считают аналитики.

78.ru вместе с участниками рынка, страховщиками и автодилерами выяснял, какие есть достоинства и подводные камни у топ-3 популярных брендов в Северной столице Cherry, Haval и Lada.

В процентах и абсолютных числах

Как рассказал руководитель Центра развития автобизнеса банка «Открытие» в Петербурге Даниил Макаршин, в целом продажи новых автомобилей в Петербурге по итогам 2022 года упали на 65%, тогда как по стране снижение составило около 59%. По его словам, несмотря на то, что продажи автомобилей марки Lada снизились в прошлом году в Петербурге на 60%, их доля в совокупном объёме выросла с 12 до 14%. Китайские марки Chery и Haval по числу проданных в Северной столице автомобилей показали снижение в 5% и 1%, соответственно. Но их доля увеличилась по сравнению 2021 с 3% до 7% (Chery) и c 2% до 6% (Haval).

Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
— Всего, по данным отраслевых аналитиков, в Петербурге в прошлом году было продано 7645 автомобилей Lada, 3912 — Chery и 3478 — Haval, — отметил Даниил Макаршин.

По его информации, средняя цена вседорожника Lada Niva Travel по итогам года составила 1,08 млн рублей, на 10,9% больше, чем в январе 2022 года. Причём в декабре «АвтоВАЗ» даже успел понизить цену на эту модель на 2,2%.

— Джип того же семейства Niva Legend сохранил за собой статус самого доступного вседорожника России (979,7 тыс. рублей), но прибавил за год заметно больше — 18,5%. Тем самым он уступил место на пьедестале наименее подорожавших машин двум другим автомобилям — Lada Granta (829,2 тыс.; 11,1%) и FAW Bestune T77 (2,2 млн, 14,9%). Из других популярных российских автомобилей, которые в течение 2022 года подорожали меньше других, следует отметить Lada Vesta (+23,7% за год), но в наличии таких машин почти не осталось. Из представителей Поднебесной особенно отличился Chery Tiggo 8 Pro Max: этот паркетник подорожал больше других и в процентах (73,4%), и в абсолютных цифрах (+1,6 млн рублей), — привёл пример Даниил Макаршин.

По его словам, в январе—феврале «застоявшиеся» китайские автомобили начали продавать с дисконтом в полмиллиона рублей и выше.

— Однако на свежие модели 2023 года выпуска ожидать каких-либо скидок не стоит, и уже к концу I квартала цены на такие автомобили могут вырасти на 10—12%. Процесс подорожания остановится только при стабильном курсе рубля и после насыщения рынка. Но каналы параллельного импорта с этой задачей в полном объёме не справятся, а официальные китайские дистрибьюторы по-прежнему не спешат везти к нам наиболее востребованные сейчас автомобили в диапазоне 1,5—2 млн рублей, — констатировал Макаршин.
Фото: Bulkin Sergey globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Согласно данным портала «АВТОСТАТ», например, в январе этого года в Петербурге было продано 65 автомобилей Chery Tiggo 8 Pro Max. Розничная рекомендованная цена на них варьировалась в городе в пределах от 3,9 до 4,2 млн рублей. Самой «дешевой» стала Lada Granta c расценками в пределах от 678 тыс. до 1,4 млн рублей. Её по продажам (262 штук) обошла Chery Tiggo 4 по цене от 2 до 2,4 млн рублей. По Lada Vesta данные у экспертов портала отсутствуют, что, видимо, и подтверждает её отсутствие. В январе 2022 года цены на данную модель варьировались в пределах от 863 тыс. до 1,4 млн рублей.

Перепрофилируются заводами

Как единодушно подчёркивают страховщики, проблем с оформлением КАСКО нет у всех трёх марок. По словам начальника управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгения Попкова, ни одна модель брендов Cherry, Haval, Lada не являются «токсичными» с точки зрения высокой убыточности по рискам «Ущерб» или «Хищение». Поэтому тарифную политику, которую используют ведущие страховые компании, можно охарактеризовать как взвешенную и лояльную по отношению к владельцам таких машин. Так, средняя премия на Cherry составляет 70 тыс. рублей (при коридоре значений от 40 до 127 тыс. рублей), на Haval — 79 тыс. (при коридоре значений от 44 до 147 тыс. рублей), на Lada — 33,5 тыс. (при коридоре значений от 24 до 70 тыс. рублей).

— По сравнению с прошлым годом рост стоимости добровольного страхования не превышает 5—8%. Причём в основном это связано с подорожанием самих автомобилей, а не пересмотром применяемых тарифов в связи с изменением убыточности, — констатирует Евгений Попков.

Вице-президент по развитию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Татьяна Никифорович отмечает, что весной прошлого года произошёл массовый рост стоимости КАСКО, вызванный удорожанием корзины запчастей.

Фото: Artem Sobolev globallookpress.com
Фото: Artem Sobolev/globallookpress.com
— Но в течение года ряд моделей китайских производителей показал снижение цены полиса КАСКО, например, на некоторые модели Haval — до минус 15—20%. Основную роль в этом сыграло отсутствие дефицита запчастей. Для сравнения, с марта 2022 по январь 2023 средний рост стоимости КАСКО по иномаркам и российским маркам составил +24%. Сохраняется ввоз новых автомобилей и возможность их заказа в производство, нет приостановления гарантий. Доля китайских брендов быстро растёт в том числе и в составе служебных автопарков, такси и каршеринге, — признаёт она и добавляет, что по существующим прогнозам, доля китайских марок в парке новых авто вырастет в этом году с примерно 30 до 40%, продолжится перепрофилирование заводов под автопром Китая.

В пресс-службе ПАО СК «Росгосстрах» отмечают, что количество договоров страхования Chery и Haval в портфеле организации увеличилось за прошлый год в 1,7 раза.

Вместе с тем технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов отмечает, что для автомобилей Lada цена КАСКО в период с марта 2022 года по январь 2023 года увеличилась на 24%.

Наличие запчастей и качество

По словам Максима Рязанова, на сегодняшний день поставки брендов Chery и Haval в Россию идут бесперебойно, нет проблем с запчастями и гарантийными обязательствами.

— Китайские бренды имеют также достаточный запас запчастей: Haval на своих складах держит около 95% комплектующих, у Chery — на двух складах запас комплектующих на три месяца и расходников на полгода. При этом европейские бренды, когда ещё присутствовали на российском рынке, хранили примерно 86% запчастей. При этом «АвтоВАЗ» в 2023 году планирует вернуться к выпуску упрощённых моделей. По-прежнему присутствует дефицит электронных систем, АБС и ЕСП, а также автоматических коробок передач в виде вариатора, которые могут появиться только в 2024 году. Также есть проблемы с краской для кузова. Сейчас модели Lada окрашиваются только в чёрный цвет, — отмечает он.
Фото: Elena Mayorova globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

По его мнению, имеются проблемы с лакокрасочным покрытием и у китайских авто до 3 млн рублей. Несмотря на все доработки производителей, в процессе эксплуатации моделей в России возникает коррозия.

— При этом подвеска у кроссоверов Chery и Haval — умеренно жёсткая для российских дорог, даже если их планируется эксплуатировать в климатических условиях Сибири и Урала, она прослужит долго, — считает Максим Рязанов.

Как отмечают в БН-Моторс, машины бренда LADA «проходят покраску с соблюдением всех стандартов, но, тем не менее, периодические обращения владельцев с дефектами ЛКМ присутствуют». При этом механические коробки передач у этой марки «шумные при эксплуатации».

Сколько прослужат?

Как рассказывает Максим Рязанов, гарантия у Chery и Haval длится пять лет или 150 тыс. км пробега, в то время как у моделей Lada — два года или 50 тыс. км пробега для моделей с задним и полным приводом, три года или 100 тыс. км пробега — для переднеприводных авто. По данным БН-Моторс, гарантия на автомобили Chery достигает до семи лет (200 тыс. км).

— На данный момент автомобилей с таким пробегом на наш сервис не поступало. Но есть клиенты с пробегами приближающиеся к 100 тыс. км, на этих автомобилях серьёзных поломок не обнаруживали, — отмечают в компании.

По опыту БН-Моторс, срок службы у переднеприводных машин Lada составляет восемь лет или 120 тыс. км. Исключение делается для Lada Largus — 10 лет или 160 тыс. км пробега. Lada Niva Travel прослужит шесть лет без ограничения пробега. Для Lada 4×4 — шесть лет и 90 тыс. км.

Фото:  Петров Сергей globallookpress.com
Фото: Петров Сергей/globallookpress.com

В компании добавляют, что, как показывает практика, при своевременном и качественном обслуживании, Lada без серьёзных неисправностей эксплуатируются гораздо дольше, как по пробегу так и по времени.

Другое по теме