Итоги «Чёрной пятницы» в Петербурге: покупки на миллиарды и самые популярные товары

29 нояб, 19:11
Маргарита Звягинцева
Завершается самая масштабная распродажа года: «Чёрная пятница» в этом году растянулась на несколько дней. Крупнейшие маркетплейсы России рассказали 78.ru о продажах, топе популярных товаров и покупателях-рекордсменах из Петербурга и Ленобласти.
Коллаж 78.ru: pexels.com, flaticon.com/Good Ware

Любовь к распродажам не подвластна кризисам

Никакие кризисы и шок-заявления маркетологов не способны истребить любовь россиян (и петербуржцев в частности) к главному празднику шопинга — «Чёрной пятнице». Такой вывод естественным образом следует из анализа данных по итогам главной акции года самых разных ритейлеров и экспертов. Несмотря ни на что, продажи растут.

Более того, некоторые ритейлеры заявили, что покупатели явно откладывали крупные покупки, чтобы сделать их во время распродажи. Об этом в том числе рассказали 78.ru в пресс-службе маркетплейса Ozon:

— Топ самых покупаемых товаров формирует fmcg-категория (fast-moving consumer goods, т. е. товары повседневного спроса — прим. авт.), на которую приходится порядка 60% штучных продаж. Это подчёркивает перенос закупок петербуржцами и жителями области базовых товаров на период онлайн-распродаж. Самыми растущими категориями в рамках распродажи стали товары для спорта, мебель, еда, автотовары, товары личной гигиены, товары для животных и товары для дома.

Несмотря на то, что сама акция носит название «Чёрной пятницы» и главный день распродаж в 2022 году — 25 ноября, большинство маркетплейсов, оффлайн- и онлайн-магазинов развернули мероприятие на несколько дней, а то и на целую неделю — и даже больше. Так, на Ozon акция стартовала в ночь с 24 на 25 ноября, а завершилась 28. На Wildberries акция длилась с 18 по 28 ноября, а вот онлайн-магазин косметики «Золотое яблоко» решил растянуть «Чёрную пятницу» на весь месяц, с 1 по 30 ноября. Пресс-служба Wildberries рассказала 78.ru об успешности акции:

— Распродажа вызвала высокий интерес у покупателей и превзошла показатели прошлого года. Всего участники акции заказали товаров на общую сумму около 106,4 млрд рублей, что почти вдвое больше, чем во время прошлогодней распродажи. Число же заказов в этот период увеличилось более, чем в два раза.
Фото: pexels.com

Аналогичной аналитикой поделились и в Ozon — рост количества заказов и активных покупателей впечатляет:

— Число заказов на Ozon в Петербурге и Ленобласти за первые три дня акции, с 25 по 27 ноября, выросло в 2,2 раза относительно средних показателей ноября. В первые минуты после старта распродажи 25 ноября число заказов в минуту на площадке превысило 47 тыс. Число активных покупателей-участников акции из Петербурга и Ленобласти выросло на 76% к средним показателям ноября.

За первые три дня акции на Ozon в Петербурге и Ленобласти, по информации пресс-службы маркетплейса, пришло на 88% больше новых клиентов, чем в среднем в ноябре. При этом, половина покупателей оказались уже «матёрыми» посетителями распродаж, отметили в Ozon:

— Каждый второй петербуржец, который участвовал в акции «11.11», вернулся за покупками в «Чёрную пятницу».

Время покупать новогодние гирлянды, глинтвейн и маршмеллоу

Огромный всплеск интереса к распродаже заметили и сотовые операторы. Так, «Мегафон» сообщил о росте мобильного интернет-трафика на маркетплейсах-гигантах в 3,3 раза по отношению к 2021 году. А число покупателей среди визитёров онлайн-магазинов выросло с прошлого года втрое. При этом, всё больше интереса к онлайн-шопингу проявляют мужчины: их доля среди покупателей в «Чёрную пятницу» выросла с 30 до 40% в сравнении с 2021 годом.

Впрочем, не все источники сообщают о безоговорочной успешности распродажи. Так, «Платформа ОФД» (оператор фискальных данных), по данным профильных СМИ, сообщила о том, что в первые часы акции 25 ноября объём продаж российских ритейлеров оказался ниже, чем в 2021 году. При этом, продажи одежды и обуви, косметики и парфюмерии сократились, по информации «Платформы ОФД», на 10%, ювелирных изделий — на 13%, товаров для спорта — на 19%.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Впрочем, это было лишь начало акции. А вот по её итогам отчиталась «Известиям» Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ): согласно их данным, продажи в онлайн-магазинах в период акции выросли в 1,5-2 раза. Как заявили эксперты АКИТ, в 2022 году именно интернет-торговля оказалась в авангарде «Чёрной пятницы». Это подтверждают и данные «Платформы ОФД» по среднему чеку в период акции: на маркетплейсах и прочих торговых интернет-площадках он вырос на 60-70%, а вот в оффлайн-магазинах, напротив, упал на 25—30%.

Что же покупали петербуржцы, да и в целом россияне на маркетплейсах в эти дни? Как рассказали в пресс-службах Ozon и Wildberries, особой популярностью за месяц до Нового года пользовались ёлочные игрушки и прочие новогодние украшения, а также товары подарочного характера.

— Во время распродаж покупатели приобретают всё необходимое для подготовки к Новому году и подарки для родных и близких с приятными скидками, — рассказала 78.ru менеджер по связям с общественностью Wildberries Анфиса Ронжина. — Среди наиболее востребованных товаров — гирлянды, книги, кремы, пижамы и свитеры.

А пресс-служба Ozon, подтвердив интерес покупателей к новогодним товарам, поделилась историей о заказчике-рекордсмене:

— В «Чёрную Пятницу» пользователи активно закупались украшениями и подарками к новому году — например, пользователь из Ленинградской области (посёлок Кузьмоловский) собрал заказ из 168 товаров (новогодние гирлянды, светодиодные лампы, свечи, чай, глинтвейн, маршмеллоу и шоколад). Этот заказ вошёл в топ самых объёмных за три дня акции.

Рейтинги товаров: от самых популярных до самых дорогих покупок акции

Но, конечно, гирлянды и хлопушки — далеко не главная цель петербуржцев на глобальной распродаже.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Самыми динамичными темпами рос спрос на более дорогостоящую продукцию: на сантехнику (+326%), автоэлектронику (+331%), ноутбуки и компьютеры (+255%), оборудование для умного дома и безопасности (+225%), а также товары для взрослых 18+ (+175%), — рассказала нам пресс-служба Wildberries.

Маркетплейсы в целом заметили всплеск спроса на электронику. Именно в этой категории был куплен на Ozon самый дорогой товар за весь период акции:

— Самым дорогим стал заказ в категории «Электроника»: клиент из Петербурга приобрел телевизор Samsung за 250 000 рублей.

Ozon также поделился списком наиболее популярных товаров, которые петербуржцы приобретали в эти дни. Вот каким он оказался:

  • Чайник заварочный
  • Подарочный набор для детей из 12 книг
  • Тушь для ресниц со сценическим эффектом
  • Влажные салфетки детские
  • Соляной скраб для тела
  • Лак для волос экстрасильной фиксации
  • Влажный корм для кошек
  • Зубная паста

Отметим, что именно с заварочным чайником на Ozon произошла интересная история, выводы из которой каждый сделает для себя сам. Как и многие онлайн-платформы, этот маркетплейс придумал интересную стратегию продвижения товаров на распродаже: на главной странице внимание покупателей привлекали баннеры с неплохими и полезными товарами по огромным (75% и больше) скидкам. Среди них оказался тот самый заварочный чайник — стеклянный, с деревянной крышкой и ситечком, модель, очень популярная сейчас как в ресторанах, так и на кухнях простых фанатов чая.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Стоимость чайника без скидки составляла 699 рублей, но в определённый момент маркетплейс обещал продать его любому желающему всего за 149 рублей. Предполагалось, что у продавца есть на складе аж 10 тыс. чайников, но в момент старта распродажи они все испарились — и появилось сообщение «Распродано». Эту печальную информацию покупатели рассказали журналистам, но маркетплейс её не прокомментировал.

Кроме того, многие покупатели жаловались, что невозможно купить популярный акционный товар даже в минуту старта распродажи — то кнопка на сайте не срабатывает, то покупка отменяется… А, к примеру, в Екатеринбурге случился настоящий коллапс доставки: многие участники распродаж жаловались, что доставка их товара, купленного по акции, переносится по два-три и более раз.

Фейковые скидки и попытки борьбы с ними

Об уловках продавцов во время распродаж давно говорят многие СМИ, и немалое количество покупателей также обращает на них внимание. К примеру, всем известны манипуляции с искусственным завышением цен незадолго до акционного периода — чтобы в момент акции можно было повесить ценник с перечёркнутой старой стоимостью и «новой» ценой значительно ниже. Но, по факту, «новая» оказывается равной той цене, что была до акции, а то и вовсе превышает её.

С такой печальной историей столкнулся и автор данного материала, наивно мечтавший приобрести кроссовки популярного бренда со скидкой. До начала акции стоимость вожделенных кроссовок фиолетового цвета в крапинку на одном из маркетплейсов колебалась от 8500 до 9000 рублей. Но за три дня до «Чёрной пятницы» она неожиданно рванула вверх, преодолев планку аж в 25 тыс. В итоге, к «Чёрной пятнице» всё же появилась скидочка: на ценнике под перечёркнутой цифрой «25 000» красовался ценник «18 000». Стоит ли говорить, что автор так и остался без кроссовок…

«Яндекс» с этой уловкой и самим фактом продвижения товара за счёт фейковых скидок решил бороться. Теперь в поиске появился новый фильтр: «проверенные скидки». Алгоритм не даёт продавцам пометить «скидочным» ценником товары, цена на которые изменялась озвученным выше способом. И напротив, если скидка была сделана честно, без предварительного задирания цены, «Яндекс» помечает товары специальным знаком и указывает, на сколько процентов цена была снижена. Включая фильтр «проверенные скидки», вы не будете видеть в выдаче поисковой системы товары с ложными скидками.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В начале ноября аналитики сервиса SuperJob поделились информацией о том, что петербуржцы всё меньше доверяют акциям и скидкам. Согласно их опросу, 70% ответивших петербуржцев не собирались тратить деньги на распродаже в «Чёрную пятницу».

При этом, как ни странно, молодёжь оказалась более доверчивой, чем люди постарше: как следует потратиться на главной распродаже года планировали 30% респондентов до 24 лет и только 14% людей старшего возраста. Отметим, что люди с низкими зарплатами также более падки на скидки: их ждали 23% петербуржцев с доходом ниже 30 тыс. рублей в месяц, тогда как среди тех, кто зарабатывает более 50 тыс., «акционеров» оказалось только 10%.

Другое по теме