Экономика
07:4324 ноября 2022

Эксперты Петербурга объяснили, как ушедшие из РФ fashion-бренды остались в интернете

Представители on-line площадок заверяют: на ноябрьских распродажах россияне потратили больше денег, чем в ноябре 2021 года. При этом на платформах можно найти «новинки» fashion-брендов, официально ушедших из РФ. 78.ru разбирался, как так вышло.

Коллаж 78.ru: pexels.com, flaticon.com/rukanicon

Как подсчитали в пресс-службе Wildberries, только со 2 по 14 ноября этого года на их портале россияне потратили на шопинг свыше 120 млрд рублей, из них петербуржцы внесли свою «лепту» на сумму в чуть более 5 млрд рублей. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Банкиры приводят данные только непосредственно по Дню шопинга, 11 ноября, («11.11») и оперируют более скромными цифрами.

Между тем, в рекламе некоторых маркетплейсов в интернете начала появляется информация, что теперь on-line можно купить товары известных fashion-брендов, которые на фоне известных событий то заявляли об уходе из России, то возвращались, то снова собирались на выход. Так, например, Lamoda и Ozon анонсировали недавно старт продаж одежды японской Uniqlo. Эта компания официально приостановила свою деятельность в РФ ещё с 10 марта, а в октябре этого года федеральные СМИ и вовсе сообщили о возможных закрытиях её магазинов. А на Wildberries можно найти «новинки», как утверждает портал, от испанской Mango, демонстративно «хлопнувшей дверью» ещё летом.

Фото: pexels.com

78.ru вместе с петербургскими участниками рынка и экспертами разбирался, как организован такой параллельный fashion-импорт, чего от него ждать и действительно ли так подскочили траты по сравнению с прошлым годы, хотя раньше экономисты утверждали, что россияне стремительно переходят на «сберегательную модель поведения».

Закупиться впрок?

Как сообщили в пресс-службе Wildberries, в их компании, в частности, со 2 по 14 ноября россияне заказали товаров на 123,8 млрд рублей, петербуржцы — на 5,1 млрд рублей. И тот и другой показатель в два раза больше, чем в прошлом году. Двукратно увеличилось и число заказов. Наиболее популярными покупками в этом году у петербуржцев, как и россиян, стали платья, футболки, книги, кремы и новогодние гирлянды.

В пресс-службе Ozon рассказали, что в первые минуты распродажи «11.11» число заказов на площадке превышало 18 тыс. в минуту — это в 3,6 раза больше, чем показатели прошлого года. Только за первые четыре часа акции, несмотря на ночное время, оборот маркетплейса в регионе уже превысил 157 млн рублей. Продажи за весь день 11 ноября в Петербурге и Ленобласти оказались в 3,2 раза выше среднесуточных показателей в ноябре.

— По нашим наблюдениям, многие россияне стараются на распродажах закупиться впрок: делают большой запас товаров для дома, покупают со скидками подарки для будущих праздников, — поделились в пресс-службе маркетплейса.

Более 7000 иностранных продавцов

В компании отметили, что быстрее всего 11 ноября в Петербурге и Ленобласти рос спрос на продукты питания, зоотовары, товары повседневного спроса, одежду и мебель. Самыми популярными же товарами у жителей региона, помимо продуктов питания, стали детский новогодний подарочный набор с развивающими книгами, электрическая зубная щетка, фильтр-кувшин для очистки воды и миксер.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

При этом, помимо продавцов из России также на распродаже были доступны и товары продавцов из разных стран мира, включая Китай, Турцию, Беларусь, Казахстан. Всего в распродаже приняли участие более 7000 продавцов из-за рубежа. Запомним эти «вводные».

По данным пресс-службы банка ВТБ, траты россиян 11 ноября этого года увеличились на 16% по сравнению с пошлым днём шопинга и составили 20 млрд рублей только в семи самых популярных направлениях.

— Например, по сравнению с прошлым годом увеличился спрос на ТВ-приставки и антенны (в 5 раз), спортивную (в 4,8 раза) и домашнюю одежду (в 4,4 раза), бельё (в 2,2 раза), — сообщили там.

Пока законно

Отметим сразу, что 78.ru отправил вопросы Wildberries и Ozon о том, как у них организована схема параллельного fashion-импорта, однако ответов не последовало. Редакция готова опубликовать позиции компаний, если комментарии будут предоставлены.

Как признали большинство опрошенных участников рынка, сам импорт одежды и белья из-за границы сейчас не находится под официальным запретом, поставки товаров зарубежных брендов продолжаются. При этом используются две основные схемы: российский продавец непосредственно сам закупается у иностранных производителей, либо это делается через третьи руки, но с проверкой документов.

Как отмечает владелица петербургской сети магазинов «Монплезир» и сооснователь городской Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерианова, их компания продолжает приобретать товары у зарубежных поставщиков, например, в Турции.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Просто сейчас это стало намного дороже и дольше по времени из-за разорванных логистических цепочек. Так, если раньше товар стоил условные 10 евро, то теперь это 15 евро. Да, евро упал, потому многие возмущаются, где же удешевление? Но цена-то выросла. Логистика по той же Италии подорожала в два раза, в Турции — чуть меньше, —поясняет она.

Свои маркетплейсовые хитрости

Как объясняют участники рынка, маркетплейсы, в свою очередь, работают по трём базовым сценариям. Они могут полностью покупать товар у производителя, и уже сами становятся продавцами. К такому, варианту, например, часто и прибегает Wildberries при сотрудничестве с западными брендами. Например, продукция Mango, как делятся собеседники на условиях анонимности, приобретается, предположительно, в Испании, затем везётся в Россию на свой страх и риск. Причём иногда это бывают так называемые «базовые» вещи, которые спокойно «кочуют» из коллекции в коллекцию. По такой же схеме Lamoda, предположительно, сотрудничает с испанской Indetex (Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Uterqüe).

Кроме того, как поясняет генеральный директор INFOLine Иван Федяков, маркетплейс может выступать в роли витрины, при этом реализацию доставки и даже взаиморасчёты может на себя брать поставщик. Как утверждают участники рынка, так работает, например, Ozon.

По третьему сценарию, маркетплейс фактически выступает в роли магазина, который берёт на ответственное хранение товар и соответственно реализует не свой товар, но использует свою логистику, складские мощности своих клиентов и свою систему взаиморасчётов. Это тоже один вариантов работы Wildberries. То есть, например, речь идёт о предпринимателе, который закупается заграницей и сотрудничает с площадкой.

Контроль ослаб

Иван Федяков склонен верить как в версию с остатком запасов на складах у маркетплейсов, так и в запустившийся параллельный импорт.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— При этом контроль сейчас на границе значительно ослаб. Можно завозить продукцию с меньшим количеством подтверждающих документов. Многие предприниматели пытаются этим воспользоваться. Тем более, что крепкий рубль делает импортные поставки более выгодными, чем это было до февральских событий. Плюс ещё существует налоговая оптимизация, позволяющая через ИП продавать брендовую продукции по цене на 20—30% дешевле, чем у официальных ритейлеров, — поясняет аналитик.

Иван Федяков обращает внимание на то, что кроме оригинальной продукции по параллельному импорту на рынок хлынули и подделки, их становится всё больше и больше. Экономическая целесообразность подталкивает предпринимателей к недобросовестной практике.

— При этом контроль, который раньше проводился компаниями брендо- держателями, ушедшими с рынка, сейчас не осуществляется. Для маркетплейсов это острая проблема, так как они используют часто фото оригинальной продукции, а когда потребитель получает посылку, испытывает разочарование. Подделки были и до известных событий, но сейчас их объём увеличился в 5—10 раз. С лета маркетпейсы начали признавать эту проблему и вводить маркировку, но это не станет полноценным выходом из ситуации, — рассуждает эксперт.

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва полностью согласна с тем, что количество подделок будет только расти.

— Такие бренды, как Uniqlo, Zara, Mango начали возвращаться в Россию через интернет, так как поняли: потеряли колоссальный рынок. Они всегда были близки к российскому потребителю по мышлению и «заходили» у отечественных покупателей. Да, есть и достойные отечественные бренды, они сейчас совершенствуются, например, та же Zarina. Но объёму товаров они пока не могут импортозаместить «иностранцев». При этом сами покупатели всё чаще переходят из среднего сегмента в низкий плюс и просто низкий, — констатирует она.

Или худшие за пять лет?

Примечательно, что в оценках итогов распродаж с выводами представителей маркетплейсов аналитики… категорически не согласны.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

По словам Ивана Федякова, в этом году распродажи проходят более слабо. С одной стороны, сказывается падение доходов населения, и здесь всё очевидно. С другой стороны, с лета шли распродажи в связи уходом западных брендов.

— Они были нужны, чтобы просто простимулировать продажи в одежной категории, где они упали на 30—40%. Поэтому к Чёрной пятнице и Дню шопинга глубина скидок была мало отличимой от тех скидок, которые давались в обычный период времени. Дело даже не только в отсутствии финансовых возможностей, но и психологического желания. Эти ноябрьские распродажи показали один из худших результатов за последние пять лет, — поясняет эксперт.

Елена Пономарёва также не видит предпосылок для резкого роста продаж. У производителей сильно скакнули цены, люди давно перешли к сберегательной модели поведения.

— При этом уже даже появилась штука, что «нынче Чёрная пятница растянулась на месяц», — иронизирует она.

По её словам, все сначала приобрели всё необходимое в феврале, потом был «закупочный сентябрь» на фоне всем известных событий. Теперь люди приобретают то, что может стать инвестициями на будущее в свете ухода брендов из России: технику, компьютеры, смартфоны.

ДеньгиТорговляБизнес
Светлана Коваленко
Другое по теме