Ложь «зелёного маркетинга»: как найти органические продукты среди «био» и «эко» суррогатов
«Зелёные» уловки маркетологов
Курс на здоровый образ жизни неразрывно связан не только со спортом и достаточным уровнем активности, но и, конечно же, с правильным питанием. Пока законотворцы ведут борьбу с газировкой и прочими вредностями, сами россияне всё чаще делают выбор в пользу органических, натуральных и более полезных продуктов. Так, по данным исследовательской компании NielsenIQ, в 2021 году продажи органических продуктов в денежном выражении выросли в РФ на 12% по сравнению с 2020 годом. По данным Национального органического союза России, в 2020 году рост спроса на такие продукты составил 16%, в 2021 — 12%.
Но что такое «органические продукты»? К сожалению, мало кто из потребителей понимает, что реально стоит за этим термином. И этим с большим удовольствием и весьма вольно пользуются маркетологи. В магазине мы видим множество товаров с маркировками «био», «эко» и «органик», кричащими заявлениями о «стопроцентной натуральности» и полном отсутствии парабенов. Всему ли можно доверять?
Роскачество привело результаты исследований 18 псевдоорганических товаров, которые на самом деле никогда не проходили соответствующую процедуру сертификации. В них были найдены пестициды и антибиотики, чего по закону быть ни в коем случае не может. Как же отличить настоящий органический продукт от «псевдоорганики»?
В первую очередь необходимо запомнить: реальное значение имение только пометка «органик» или «органический». Слова «био», «эко» и определения «100% натуральный» на данный момент не имеют никакой юридической силы и используются производителями исключительно как маркетинговая уловка.
С теми же целями производители применяют в упаковке зелёный цвет, создающий иллюзию натуральности продукта, и упаковку из картона, крафтовой бумаги и прочих «экоматериалов». Но в коробочке из переработанного картона вас вполне может ждать вредная гадость, полная пестицидов, красителей и консервантов. Для этого маркетингового приёма есть даже специальный термин — «гринвошинг».
— Гринвошинг — это форма экологического маркетинга, при которой применяется «зелёный пиар». В компании заявляют, что продают экологически чистую продукцию или услуги, созданные с помощью экологичных методов, но которые по факту таковыми не являются, — рассказала телеканалу «78» маркетолог Юлианна Матусевич.
Опасности для здоровья и такой непонятный состав
Председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров, по сообщению RT, ещё летом заявил журналистам: более 90% продукции, которая позиционируется как «органик», «эко», «био», на деле не соответствует заявленным характеристикам.
Отметим, что такая продукция не только не приносит пользы здоровью, но может быть даже крайне вредна — особенно если на её покупку соблазнился аллергик или человек с различными заболеваниями ЖКТ.
— В первую очередь, это вред на слизистую желудка, — рассказала «78» врач-терапевт, заведующая амбулаторно-клиническим, приёмным отделениями Клинической больницы Святителя Луки Яна Осинцева. — Могут быть осложнения со стороны печени. Кожа может давать какие-либо изменения — чаще всего это высыпания, шелушения, крапивница. Не исключены острые аллергические реакции.
Любой адепт здорового образа жизни посоветует вам внимательно читать состав продукта. Но, оказывается, это не панацея.
— Только прочитать состав недостаточно, — подчеркнула в беседе с «78» Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз». — Потому что состав, как правило, не отражает всей картины. Производитель имеет право не указывать детально некоторые ингредиенты в составе. Например, пишет «консервант», и покупатель никогда не узнает, какой именно консервант. То есть на состав можно смотреть, но это не единственный наш помощник.
Органические продукты тоже могут содержать консерванты — но особые, разрешённые к использованию законом. Все знают, что не слишком полезны парабены (хотя производители косметики активно борются за их реабилитацию), и надпись «без парабенов» всем ясна. Но есть и менее понятные заявления.
— Если на продукте написано «100% натуральный», «100% экологичный», «экологически дружественный», «фермерский» — это то, что нас однозначно должно насторожить, — отмечает Евгения Кузнецова. — Потому что мы не понимаем, что это значит. Что значит «100% экологичный», это как?..
Знак, дающий «зелёный свет»
Так реально ли выяснить, не прибегая к помощи экспертов-маркетологов и химических лабораторий, действительно ли в ваших руках органический продукт? Есть ли у истинной органик-продукции в России отличительный знак? Есть — правда, появился он не так давно, как и сам закон об органической продукции.
Чтобы иметь право на пометку «органический», продукт должен пройти соответствующую проверку, которая включает как сбор и анализ документации, так и лабораторную экспертизу. В некоторых случаях проводится также проверка самого производства с выездом на предприятие экспертов, оценивающих его безопасность и соответствие нормам закона. И только после всех этих этапов товар может получить сертификат, подтверждающий, что он является органическим и соответствует всем требованиям.
Каждый покупатель может проверить органическое происхождение продукта тремя способами:
- найти на упаковке российский знак органической продукции единого образца. Он представляет собой два белых листка на зелёном фоне, с надписью «органик» сверху и organic снизу. Это единственный российский знак, подтверждающий официально соответствие товара действующим в РФ стандартам для органической продукции, а именно ГОСТ 33980-2016
- заглянуть в Единый государственный реестр производителей органической продукции Минсельхоза России и найти в официальном списке производителя и товар
- найти на упаковке продукта QR-код, при считывании предоставляющий информацию о производителе и его товарах, содержащуюся в Едином реестре производителей органической продукции.
Кроме того, товар, произведённый за пределами РФ, может быть маркирован европейскими, американскими, японскими и другими знаками — как общепринятыми во всём мире, так и национальными. Самыми распространёнными являются программы органик-сертификации Евросоюза, США NOP — USDA ORGANIC и японской JAS. Маркировка Евросоюза представляет собой составленный из белых звёзд лист на зелёном фоне, американская и японская — вписанные в зелёные круги аббревиатуры программ.
Национальные знаки есть у разных стран мира: Италии, Швейцарии, Армении и многих других. Кроме того, крупные объединения производителей органической продукции разрабатывают и регистрируют свои маркировки. Например, почти 100 лет назад появилась маркировка экологической ассоциации Demeter. Её получают организации, работающие по стандартам биодинамического земледелия.
Что означает «органический» в России?
Российский знак «Органик» и сам стандарт ГОСТ 33980-2016 были «приняты на вооружение» в РФ в 2019 году. Изначально маркировку разработал Национальный органический союз России для добровольной сертификации, но в 2019 году организация передала знак Минсельхозу РФ. Поводом послужило принятие первого российского закона, регламентирующего производство и продажу, а также все стандарты органической продукции в нашей стране — ФЗ 280 «Об органической продукции». Закон был принят летом 2018 года, а в силу вступил 1 января 2020 года — менее двух лет назад.
Именно он регламентирует на данный момент стандарты производства органической продукции в России. Стандарты, среди прочего, предполагают:
- запрет на использование пестицидов, антибиотиков, агрохимикатов, гормональных препаратов, стимуляторов роста и откорма животных, кроме некоторых, разрешённых в РФ
- запрет на ГМО, применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов
- запрет на применение ионизирующего излучения
- запрет на использование гидропонного метода выращивания растений.
Всего требования к производству органической продукции в РФ содержат 11 пунктов, среди которых и требования к экологичности упаковки, и необходимость применения «средств биологического происхождения» для борьбы с вредителями, и создание для животных условий, соответствующих их «ветеринарному благополучию» и сохранению здоровья. Кроме того, важно, чтобы органическая продукция не смешивалась и не контактировала с неорганической ни при производстве, ни при транспортировке.
Напомним, что пометки «эко» и «био» никакой юридической силы не имеют — их использование не регламентируется законом. Пока. Однако 28 июня этого года законопроект, предполагающий использование этих обозначений только для маркировки органической продукции, был внесён в Госдуму — и уже осенью был одобрен в первом чтении.
Как рассказал летом журналистам один из авторов законопроекта, первый зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, для широкого круга покупателей товары с этими пометками ассоциируются с органической продукцией. Также, в случае принятия закона, регламентироваться будет использование терминов «биодинамический» и «экологический». И тогда всем этим пометкам можно будет доверять. Но терять бдительность всё равно не стоит — маркетологи обязательно придумают что-нибудь новенькое.