Правила созданы, чтобы их нарушать? Кому в Петербурге грозит конфискация авто
У водителя, пойманного пьяным за рулём, отобрали машину. Её продадут на аукционе, а деньги пойдут в казну государства. Для Дании или, к примеру, Финляндии подобный случай — один из, для России — пока в новинку. Поправки в КоАП и УК относительно возможности конфискации автотранспорта у злостных нарушителей-рецидивистов вступили в силу только летом этого года, а с октября суды начали принимать решения по подобным делам.
Первый случай, когда суд постановил изъять авто, ставший особенно резонансным ввиду своей новизны, произошёл 20 октября в Красноярском крае. Уже через пару недель число «автолишенцев» по стране увеличилось в разы. Без «железного коня» остались жители: Калининградской области, Якутии, Бурятии, Тюменской, Саратовской, Нижегородской областей и так далее. В большинстве перечисленных случаев, к слову, государству отходили ВАЗы, но вот в Кировской области любитель погонять подшофе лишился своего Renault Logan SR, у жителя Стрежевого Томской области отобрали Nissan Sunny.
Повторение — мать лишения
В Петербурге, как рассказали 78.ru в объединённой пресс-службе городских судов, никто из водителей машины пока не лишился. Обвинительный приговор по ст. 264.3 за весь период 2022 года и вовсе был только один — его вынес 17 октября Ленинский районный суд. Хотя всего в суды поступил аж 751 материал по водителям, обвинённым в повторном пьяном вождении. В то же время 277 дел касались автолюбителей, которые сели за руль нетрезвыми уже после лишения и вступления в силу «конфисковывающей» статьи.
За повторными нарушениями ловят ежегодно порядка 200-250 жителей Северной столицы и 47-го региона. Судя по предоставленным в ответ на запрос 78.ru данным местного пресс-центра ГУ МВД, за 2021—2022 годы полиция поймала 485 рецидивистов. В топ-3 полюбившихся «повторникам» правил — выезд на встречку (286), езда на машине, которая не поставлена на учёт (102), и проезд на красный (73). 23 человека, начиная с 2021 года, поймали мчащимися навстречу движению по односторонней улице. Нашёлся и один водитель, попавшийся на железнодорожном переезде не единожды.
Также после 25 июля 2022 года в Петербурге возбудили 186 уголовных дел по статье о пьяном вождении лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость, в Ленинградской области таких материалов 111.
Раньше за такие нарушения, совершённые впервые, следовал штраф, а потом суд забирал права. За последующие повторные нарушения налагался штраф 30 тыс. рублей, если не произошло криминала (с причинением тяжких телесных). После вступления в силу поправок в ст. 12.7.4 КоАП и ст. 264.3 УК нарушать стало очень дорого для кошелька и репутации.
Тем, кто попался на описанных выше проступках третий раз (то есть сразу после лишения), придётся выложить 50-100 тыс. рублей, сроки обязательных работ увеличились до 200 часов. На четвёртый раз государственная казна пополнится уже суммой 150-200 тыс. рублей, а биография — пометкой о привлечении к уголовной ответственности.
Выезд на встречку или превышение скорости на 60-80 км/ч на второй раз влечёт лишение прав, на третий — штраф до 300 тыс. рублей, 480 часов обязательных работ или двухлетний срок в тюрьме.
Пьяные водители или те, кто отказался от медосвидетельствования, лишаются прав сразу в случае доказательства вины в суде, а «повторники» рискуют расстаться с 200-300 тыс. рублей или отправиться на пару лет за решётку. И во всех случаях злостные нарушители рискуют лишиться машины. Но тут есть важный нюанс: авто, на котором совершено нарушение, должно принадлежать самому нарушителю.
Надежда на отмену
Вообще практика изъятия автомобиля не нова: в Беларуси у нетрезвых «повторников» начали конфисковать автомобили ещё в 2013 году. Причём даже в том случае, если машина принадлежит другому человеку. Однако, как отметил в беседе с 78.ru автоэксперт Дмитрий Попов, опыт соседей у нас будет работать плохо по одной простой причине.
— В Республике Беларусь очень отличается система обеспечения безопасности дорожного движения. Там присутствует тотальный пригляд за водителем. Я знакомился в своё время, там настолько тоталитаризовано наблюдение за участниками дорожного движения! Вот вы стоите возле Музея Великой Отечественной войны в Минске, и едет велосипедист — нарушает правила дорожного движения. Казалось бы, ни одного гаишника рядом нету, но тут же откуда ни возьмись появляется машина. Спросил у людей — говорят: «У нас камерами всё завешано, сидит колл-центр, куча операторов следит за соблюдением людьми правил дорожного движения». И там эта история работает, — говорит Попов.
Применимо к России, считает эксперт, новая норма соберёт вокруг себя «лайфхакеров».
— Сейчас мы с вами мощно увидим, как все рецидивисты, которые совершают массово, тотально, нарушения правил дорожного движения, вот все они сейчас будут разъезжать на автомобилях, которые записаны на жену, сестру, бабушку, дедушку и так далее, — предполагает собеседник.
В этом случае, считает Попов, следовало бы посмотреть на Европу, где систематические грубые нарушения правил квалифицируются законом как опасное вождение. Допустим, это может быть сочетание трёх ошибок за полгода: проезда на запрещающий сигнал светофора, выезда на встречку и превышения скорости. В этом случае вместо административной применяется уголовная статья — можно отправить человека в места лишения свободы.
— Почему мы посадить-то человека не можем? Мы в этом случае избежим возможных хитростей в отношении имущественного права и при этом реализуем тяжкую 264-ю. Посадим. Я понимаю, что у нас в государстве тренд на то, чтобы минимизировать ограничение свободы, но всё-таки, — заключает Дмитрий Попов.
По мнению автоюриста Игоря Стремоусова, решение по поправкам в ст. 104.1 УК, которая дополнилась летом пунктом «Д» о конфискации автомобилей, можно сказать, необычное, поскольку выгоды от этого тем, кто закон принял, почти не светит.
— Конфискация — это мера, которая может применяться только к собственнику. А у нас сколько сейчас нарушений на автомобилях, которые не принадлежат нарушителям. То есть я поеду на автомобиле своей жены — не конфискуют, даже если случатся какие-то ситуации уголовного характера. Не знаю, зачем это ввели. Государство от этого особо не приобретёт в бюджет. Странно — но что ж, — заявил он.
Законодатели, подчеркнул Стремоусов, на сегодняшний день не отличаются «хорошей техникой написания законов»: депутаты и иные лица, которые предлагают какие-либо законопроекты, не понимают, как это будет работать в жизни — и «даже не пытаются понять».
— Вот эти абсолютно популистские предложения, которые периодически вносят в законы, приводят к тому, что-либо норма не работает вообще, либо она работает настолько криво, что, посмотрев на это дело через пару лет или через какой-то период, убирают, отменяют и так далее, — считает юрист.
«Позор нашей страны»
Типичный пример провала — эксперимент с контролем скорости, когда камеры фиксировали не моментальные нарушения, а мерили дистанцию и скорость, выдавая среднее значение. В Москве, Татарстане, Смоленской и Московской областях система работала на протяжении нескольких лет, по сути не имея под собой правовой базы. После многочисленных жалоб водителей на штрафы в конце 2021 года ГИБДД наконец прекратила выписывать штрафы.
— Это неудачный эксперимент, который не прошёл, скажем так, испытания. Это может работать только в одном случае: когда камеры установлены на тех дорогах, на которых отсутствуют съезды, на которых отсутствуют примыкающие трассы, развязки. Только так. Например, взять какой-то тоннель. Вы там не остановитесь, не свернёте, никуда не уедете, вы едете только прямо — с тем ограничением скорости, которое установлено. И камеры на входе и выходе из тоннеля — да, она может по расстоянию замерить скорость, соблюдали вы режим или не соблюдали. И то, она замеряет не скорость, а режим, с которым вы двигаетесь. А в рамках эксперимента хотели штрафовать именно за скорость. Но как штрафовать за скорость, если вы её в моменте не фиксируете? То есть вот такой глупый абсолютно эксперимент был глобальный — и он провалился в нескольких субъектах, а остальные даже не стали пытаться вводить, — заметил Игорь Стремоусов.
Ещё один «неудачник» — штраф за наклейку «Шипы». Пункт об обязательном наличии знака при использовании шипованной резины содержался в Основных положениях ПДД долгие годы и на него мало кто обращал внимания. Но в марте 2017-го за его отсутствие ввели реальный штраф — 500 рублей. Это вызвало ажиотажный спрос на наклейки и их дефицит в магазинах — вместе со спорами о том, нужно ли такое правило вообще — и через год норму исключили из списка обязательных.
«Нулевое промилле» тоже кануло в небытие. Вообще в РФ лишают нетрезвых водителей прав с 2004 года. До 2010-го пьяными считались те, у кого в крови которых было обнаружено более 0,3 промилле алкоголя, пока не приняли поправки, согласно которым под лишение прав попадали водители даже с минимальным наличием алкоголя в крови или выдыхаемом воздухе. Когда выяснилось, что соблюдать абсолютную трезвость по этим нормам невозможно (приборы показывали алкоголь из-за погрешности, болезни или после приёма кефира и кваса), закон доработали. С 2013 года в России установлена суммарная погрешность алкотестера в размере 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха (0,3 промилле в крови).
И это ещё не всё.
— Беспечность, безалаберность и халатность депутатов Государственной Думы демонстрирует такой пример: начали в Москве неправильно устанавливать знаки ограничения скорости — без учёта требования ГОСТа с шагом понижения 20 км/ч. Шаг за шагом это привело к массовым штрафам в городе Москве. Нигде по стране этих нарушений не было. Как следствие — по инициативе депутата [Вячеслава] Лысакова мы приняли поправки в Кодекс административных правонарушений, которые застолбили нештрафуемый порог 20 км/ч. Сейчас все знают, что это позор нашей страны. Только теперь избавиться от этого не очень просто, — подчёркивает Дмитрий Попов.
Иными словами, весомых аргументов в пользу конфискации машины вместо того, чтобы по совокупности деяний отправить человека за решётку, по факту нет. Потому что — а кто помешает рецидивисту сесть за руль автомобиля своего друга? А если друг даст аккаунт каршеринга? Проще человека посадить, считают специалисты. Прецедентов будет немного, но это точно повысит безопасность дорожного движения.