Мир Эйзенштейна: в Петербурге проходят съёмки фильма о великом советском режиссёре
В Петербурге снимают кино о кинолегенде. Фильм посвящён невероятно талантливому режиссёру Сергею Эйзенштейну. Его работы «Броненосец Потёмкин» и «Александр Невский» даже спустя десятилетия находят отклик у современных авторов. Но каким мастер был в молодости? О чем мечтал и у кого учился? Корреспондент 78.ru заглянул на съёмочную площадку.
Молодой мужчина с пышной шевелюрой в исполнении актёра Дмитрия Фёдорова навсегда изменит мировой кинематограф. Уже в 27 имя Сергея Эйзенштейна прогремит на весь мир. Фильм «Броненосец» рассказывает о начале творческого пути мастера и его конфликте с наставником — не менее гениальным театральным режиссёром Всеволодом Мейерхольдом.
— Мы будем видеть, как в течение какого-то года Эйзенштейн переживал всплеск ненависти к мастеру, на следующий год — всплеск любви, ещё год спустя — снова ненависти и снова любви, — рассказывает режиссёр картины Елизавета Манько.
Именно сейчас, говорят создатели картины, важно напомнить, что сделал Эйзенштейн для мирового кино.
Его снятый почти столетие назад «Броненосец Потёмкин» и сегодня — азбука для режиссёров всего мира. Новаторство в каждом эпизоде. Каждый из 108 кадров с флагом раскрасили вручную кисточкой, а сцена на лестнице заслуженно считается одной их самых драматичных в истории кинематографа. До него никто не снимал таких масштабных сцен на лестнице. Детская коляска, спущенная по ступеням, прокатилась по экранам всего мира
Режиссёр создал свой метод — монтаж аттракционов. Его суть в том, чтобы вовлечь зрителей в круговорот происходящих событий. Всё для того, чтобы они от первой до последней минуты не отводили взглядов от экрана. Тот самый аттракцион — это камера в движении, быстрая смена крупных и общих планов, клиповый, как сказали бы сегодня монтаж. Куда ни глянь — везде рука Эйзенштейна.
Вот в «Гарри Поттере» оживают фотографии. Что это: талантливая находка режиссёра или повтор из «Стачки», снятой мастером в 1920-е годы? А это уже Спилберг использует тональный монтаж в своём великом фильме «Список Шиндлера» — свеча сменяется дымом паровоза. И снова привет Эйзенштейну. 1925 год, «Броненосец Потёмкин», сцена тумана над Одессой.
— Эйзенштейн, конечно, абсолютный мировой кумир для Запада и до сих пор в разных киноклубах по миру идут его фильмы, — отмечает художественный руководитель театра «Модернъ» Юрий Грымов.
И не только великие режиссёры — миллионы, если не миллиарды людей — ежедневно снимают и выкладывают «своё» кино, даже не догадываясь, что делают это по Эйзенштейну.
— Сторис не предполагает монтаж. Хотя если мы видим стыки двух сторис, то это вполне такое кино 20-х годов эйзенштейновского посыла, — считает кинокритик, историк кино и киновед Максим Семёнов.
А титры в Тик-Ток с ироническими комментариями — это тоже оттуда, из эпохи 20-х из фильмов Эйзенштейн — человека, опередившего время и задавшего тренды на десятилетия вперед. Создатели картины панируют представить картину зрителю в конце года. Но не будут останавливаться на этом. Фильм станет первым в цикле картин, посвящённых Эйзенштейну — человеку, без которого кино бы и не было.
Видео: 78.ru