Починим, что сломали: что происходит с параллельным импортом автозапчастей в Петербурге?

1 авг, 17:08
Светлана Коваленко
Спрос на запчасти для автомобилей у россиян стремительно растёт. Не исключено, что дальше парк машин будет только стареть и их придётся чаще ремонтировать. 78.ru разбирался, удалось ли наладить параллельный импорт автозапчастей в Петербурге.
Фото: коллаж 78.ru, unsplash.com

По данным аналитиков ГК АВТОДОМ, только по итогам 2021 года россияне потратили на автозапчасти рекордные 2 трлн рублей, тогда как на покупку новых автомобилей было израсходовано 3 трлн. В первые пандемийные годы уже начали проявляться проблемы с разрывом логистических цепочек с поставками, но ещё не случились всем известные февральские события. Благодаря им российским властям пришлось принять решение в мае о запуске параллельного импорта автотоваров из недружественных стран. 78.ru выяснял, заработало ли «ноу-хау» в Петербурге и с какими проблемами могут столкнуться владельцы железных коней, купившие детали, например, на интернет-платформах.

Меньше, чем с автомобилями

Как сообщили в пресс-службе ГК АВТОДОМ, сейчас параллельный импорт идёт из таких стран, как Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, другие страны Азии. После введения этого механизма объём предложения комплектующих в среднем в стране вырос в два раза.

— В настоящее время затруднений в логистике автозапчастей в рамках параллельного импорта меньше, чем с автомобилями. Нужно учитывать, что сложные запчасти для двигателей и коробок передач, кузовов и подвесок можно получать по предварительному заказу в течение двух месяцев, — пояснили там.

Вместе с тем в компании констатировали, что комплектующие с начала года подорожали, минимум, на 30%. На отдельные запчасти рост превысил и 90%.

— Однако параллельный импорт может лишь частично решить проблему дефицита деталей для автомобилей зарубежных брендов. С учетом низкой возобновляемости парк автомобилей в России будет стареть, клиенты будут вынуждены чаще прибегать к профилактическим и текущим ремонтам, — констатировали в пресс-службе.

Там также отметили, что «увеличится объём использования неоригинальных запчастей».

«Сделано в Японии?»

Примечательно, что о старте продаж комплектующих, вплоть до двигателей, в конце мая объявил, например, такой крупный маркетплейс, как Wildberries.

— Наряду с запуском нового сервиса был значительно увеличен и сам ассортимент автотоваров на 1 млн наименований. В настоящий момент их уже свыше 2,2 млн, в планах компании расширить его ещё в два раза в этом году, — цитировали пресс-службу компании «Известия».

Предполагалось, что товары можно будет заказать не только по РФ, но и в соседних странах: Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии.

Как уточняли тогда в Минпромторге, параллельный импорт возможен из любой страны, где товар введён в оборот правообладателем или с его согласия. Но это не означает введение в законное поле контрафактной продукции. Она по-прежнему должна соответствовать установленным техническим требованиям.

На том же Wildberries сейчас, например, можно найти в продаже масляный фильтр для Mitsubishi. Продавец из Коледино особо настаивает: товар изготовлен в Японии и является «100 оригиналом». Эти утверждения большинство покупателей в комментариях разделяют. Но есть и мнение, что запчасть «ну очень похожа на оригинал».

78.ru направил вопросы в пресс-службу Wildberries, как проверяются продавцы и факт того, что они не торгуют контрактом. Однако ответов пока не последовало.

Найти объявления о продаже комплектующих можно и на Ozon.

— Автомобилисты, которые не пользуются услугами официальных сервисных центров, рискуют приобрести некачественные комплектующие, что неминуемо приведёт к дополнительным расходам. Чтобы избежать покупки некачественных автозапчастей, за деталями и ремонтом рекомендуем обращаться в официальные сервисные центры и к официальным дилерам, которые отвечают за качество комплектующих, — настаивают в ГК АВТОДОМ.

Обязаны принять?

Опрошенные эксперты согласны с тем, что в Петербурге, как и в целом по России, проблем с параллельным импортом запчастей нет, хотя они и подорожали в Северной столице примерно на треть с начала года. Но предупреждают: если человек идёт в автосалон с собственными деталями, то могут возникнуть те или иные нюансы.

Руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов разъясняет: собственник машины вправе проводить ремонт так, как считает нужным. То есть, либо воспользоваться услугами автодилера, либо мастерской или выполнить работы собственными силами.

— Как правило, дилеры предлагают возможность техобслуживания после покупки, но ещё раз подчеркну, это личный выбор потребителя, а не его обязанность. Да, нередки случаи, когда автомобилисты приходят к дилерам со своими запчастями. Некоторые компании в таких случаях отказывают в ремонте. Это незаконно. Другое дело, что при таком раскладе дилер обязан дать гарантию только на свою работу, но может отказать в гарантии на деталь. Это допустимо по закону, — подчёркивает Святослав Данилов.

Был всегда?

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов вспоминает, что параллельный импорт деталей в России был всегда, и до февральских событий тоже.

— Этим активно занимались Турция и Китай, сейчас они свои позиции наращивают ещё больше. Другое дело, что таким импортом раньше не надо было заниматься официальным дилерам, а сейчас они вынуждены включиться в процесс. Детали начали дорожать стремительно с весны, рост произошёл где-то на 30%. Но теперь в ряде случаев мы наблюдаем даже откат, так как продавцы начали понимать, что им надо чем-то торговать, а не сидеть «на товарах», — отмечает он.

По словам Александра Холодова, дилер не вправе отказать и том случае, даже если человек что-то ремонтировал сам после покупки машины.

— Другой вопрос, за чей счёт теперь будет ремонт. Есть такое понятие, как гарантийный срок обслуживания, если ничего не было сделано самостоятельно, то тогда работы будут бесплатными. А есть термин «срок службы». По истечении гарантии всё уже становится платным, и цена вопроса у каждого своя. Например, возьмём случай, когда человек самостоятельно собрал топливный насос. Но для его установки дилер требует промывки топливной системы. Заказчик в целях экономии отказывается это делать. Насос всё равно устанавливают. Потом он через какое-то время ломается. И кто в этом случае виноват: дилер или собственник машины? — рассуждает он.

Примечательно, что по данным пресс-службы ГК АВТОДОМ, доля гарантийных случаев в структуре дилерских ремонтов составляет от 10 до 40%.

Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов отмечает, что всегда были клиенты, которые приходили с собственными деталями. И если на них есть чеки, вся документация, то даже на такую комплектующую могут дать гарантии. Отказ от работ возможен лишь в том случае, если мастер решает, что запчасть полностью непригодна для установки и представляет угрозу для безопасности.

Другое по теме