Процедура омоложения: в КГИОП отвергли причастность к изменению дат постройки дома Лапина
Громкий скандал, связанный со сносом исторических зданий в Петербурге, разросся от городского до федерального масштаба и превратился в уголовное дело. Речь о разрушении нескольких дореволюционных строений, которые по закону трогать было нельзя. Но это не помешало сравнять их с землёй, потому что в документах они вдруг помолодели на несколько десятков лет. Странной метаморфозой заинтересовались в Следственном комитете. Городской комитет по охране памятников вынужден теперь давать пояснения: кому разрешено менять даты постройки того или иного здания и снимать таким образом с них охранный статус.
И Васильевского винного городка тоже больше нет. Следственный комитет даст оценку и этим сносам. Но градозащитники не всегда проигрывают. Им удалось отстоять, например, дом на проспекте Бакунина. В суде доказали, что он построен в 1860, а не 80-ть лет спустя. Но что делать с таким наследим, задаются вопросом архитекторы. Нельзя слепо идеализировать всё, что было построено до революции.
— У нас сотни аварийных зданий, которые десятилетиями стоят бесхозными, на которые не находится инвестора в связи с очень жёстким охранным законодательством. Во-первых. И запредельно жёстким, я бы сказал истерическим, отношением градозащитников, — заявил руководитель архитектурной мастерской, член градостроительного совета Петербурга Феликс Буянов.
Тем временем в недрах КГИОП зреет идея вообще исключить год постройки из критериев защиты зданий. Учитывать планируют архитектурную ценность и состояние старинных домов. Активисты на это отвечают ещё большими историческими изысканиями. Теперь вот даже водят экскурсии к дому Лапина. И говорят, что ценен не только этот дом, но и здание меднолитейного завода по соседству. Здесь швед Теофил Однер выпускал свои арифмометры, которыми пользовались не только в российской империи, но и за рубежом. И эти пра-пра-прадедушки компьютеров даже получили главную награду на выставке в Чикаго в 1893 году.
— Просто очень важно, я полагаю, помнить о тех людях, которые строили и формировали историю нашей страны до революции, — убеждена градозащитник Маргарита Николаева.
Судьбу и этого дома, и всего квартала будут определять уже следствие и суд. Художница Ася Погребняк закончила писать картину. Какое бы решение ни было принято — она сохранила этот дом. И не только не для себя.