Что будем пить: заменят ли крафтовые пивоварни исчезающее импортное пиво в Петербурге?
Пивной исход с российского рынка
Доля продаж импортного пива в России в апреле 2022 года упала на рекордные 30,7% (по отношению к апрелю прошлого года). Об этом в конце мая сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование аналитической платформы NielsenIQ. И это при том, что продажи зарубежного пенного до весны текущего года росли самыми высокими темпами.
В апреле и петербургские рестораторы пожаловались 78.ru, что зарубежные производители пива «отправили цены в космос»: подорожание импортного пенного в два раза заставило многие заведения отказаться от его закупки или сильно сократить ассортимент. Сейчас многие бары и пабы, всегда славившиеся широким выбором импортного пива, от бельгийского и чешского до ирландского и шотландского, предлагают меню, исполосованное красными линиями: многие позиции ценителям больше не доступны.
Ещё в начале апреля о вероятном удорожании своей продукции на 5-20% заявили и крупнейшие российские производители. Такой рост цен связан с повышением стоимости зарубежного сырья: хмеля, солода, дрожжей и других ингредиентов, усложнением логистических цепочек и прочими подобными проблемами.
Датская корпорация Carlsberg Group, один из крупнейших производителей пива в России, в конце марта заявила об уходе с российского рынка. Тогда же намерение приостановить производство в РФ выразил и голландский пивоваренный концерн Heineken. Последний решил передать бизнес в России новому владельцу.
Аналитики утверждают, что все эти сложности приведут к росту популярности дешёвого и менее качественного пива в России. Но ценители качественных бельгийских сортов вряд ли перейдут на «Жигулёвское». Сегодня, 11 июня в России, отмечается День пивовара — а значит, самое время выяснить, есть ли у ценителей хорошего пива в Петербурге альтернативы.
Петербургский крафт: вопросы хмеля, солода и фруктового пюре
На фоне сложностей с поставками качественного зарубежного пива встаёт вопрос: могут ли отечественные пивовары заполнить эту нишу хотя бы частично? Петербург по праву считается столицей крафтового пива, небольшие пивоварни в нашем городе производят огромное количество наименований пенного напитка всех возможных сортов и отнюдь не боятся экспериментировать: даже самые смелые их идеи вроде гозе со вкусом хинкали или пиццы находят покупателей и поклонников. А уж говорить о такой классике, как стауты и портеры, лагеры и IPA (Indian Pale Ale) и вовсе не приходится.
Весной российские пивовары заявили, что опасаются проблем с поставками одного из главных ингредиентов своей продукции — хмеля. Всего 2% хмеля для варки пива производится в России, 98% приходится на импорт из США, Германии и Чехии. В связи со сложной геополитической обстановкой поставки хмеля могут быть сорваны.
Как же обстоят дела у петербургского крафта? Ощутили ли небольшие пивоварни, производящие вкусное пиво для ценителей, дефицит сырья, проблемы с его поставками или сложности с обслуживанием зарубежного оборудования для пивоварения? Растёт ли себестоимость напитка, а вместе с ней — и отпускные цены? И главное, ждать ли ценителям крафтового пива дефицита?
На наши вопросы ответили несколько крафтовых петербургских пивоварен. Вот что рассказал Александр Романенко, директор и один из основателей пивоварни «Бакунин», о нехватке сырья:
— В середине марта, действительно, ситуация развивалась очень негативно. Был очень высокий курс евро и некая истерика у приграничных стран. Было сложно провезти товар, сырьё, это правда. В данный момент проблем нет. Появился лишь один нюанс: растаможка фуры, например, с солодом, происходит теперь примерно за неделю, а не за один день. В этом вся разница.
Что касается хмеля — да, действительно, почти весь хмель мы используем американский. Но пока что никто даже не намекал на какие-то возможные перебои с сырьём. Всё-таки хмелеводство в Америке — это аграрный сектор, там очень большое лобби, никто просто так не даст, даже, наверное, Байдену взять и обрубить какие-то каналы сбыта. Абсолютно то же самое с производителями сырья из Германии и Чехии. Торговля солодом — это достаточно серьёзный бизнес в масштабах страны. И они не намерены, на мой взгляд, его прекращать. Так что в целом особых проблем нет.
Есть, наверное, пара брендов солода, которые пропали с рынка, но они были в принципе абсолютно невостребованными раньше.
Тем не менее, некоторые проблемы с сырьём всё же наблюдаются — но относятся они не к классическим ингредиентам пива.
— Что касается другого сырья — тут были и до сих пор наблюдаются проблемы, да, — рассказал директор пивоварни «Бакунин». — Это натуральные концентрированные фруктовые соки, различные фруктовые пюре. У нас есть линейка пива с добавками, с пюрешками, вот там проблема, они действительно стали пропадать. Но Турция производит (этого сырья) достаточно много, и все перекинулись на Турцию. Вернее, это российский бренд, который производит свою продукцию в Турции. Его не хватало какое-то время, но, я думаю, что они решат вопросы с мощностями и всё будет хорошо.
Анастасия Войтович, руководитель петербургских пивоварен Woodenbeard, рассказала 78.ru, что с весны 2022 года с проблемами поставок сырья их производство не столкнулось. Хотя компания также практически все ингредиенты для своего пенного закупает за рубежом:
— Мы используем сырьё из США, солод из Германии и Бельгии, дрожжи из Новой Зеландии.
А вот пивоварне BrewGarage всё же пришлось менять часть поставщиков из-за возникших проблем.
— Опасность (дефицита сырья) была, но цепочки поставок понемногу налаживаются, — рассказал Александр Самылин, гендиректор пивоварни BrewGarage и бывший главный пивовар-технолог Woodenbeard. — Пришлось большую часть солода покупать у российских солодовен.
В остальном же, отметил Александр Самылин, дефицита не наблюдается.
Этикетки, тары и запчасти — главная головная боль
Если особых проблем с производством самого напитка у крафтовых пивоварен пока не наблюдается, то вот его упаковка стала намного дороже, а её производство — сложнее и дольше.
— Действительно серьёзные проблемы у нас с этикетками, — рассказал Александр Романенко. — Потому что этикетки — это импортная бумага, специальный влагостойкий импортный клей, специальные лаки для этикеток: глянцевые, матовые и так далее, краски. Всё это импортное либо производится в России из импортных компонентов. Вот с этим есть проблемы. Этикетка в один момент подорожала с 6 рублей до 18, сейчас она стоит 12. Сроки печати очень сильно растянулись. Если раньше на какой-то новый сорт мы за неделю заказывали печать, то сейчас надо заказывать за две. Это единственная проблема, всё-таки все печатные машины импортные, расходники импортные, запчасти импортные… И это действительно ощутимо.
Анастасия Войтович также отметила, что тара и упаковка выросли в цене. Как, к слову, и сырьё для производства пива. На удорожание сырья пожаловался и директор пивоварни BrewGarage.
Как выяснилось, петербургский крафт варится не только по большей части из зарубежного сырья, но и на импортном оборудовании. А оборудование имеет свойство ломаться, требовать ремонта и замены запчастей. Александр Самылин отметил, что пока никаких сложностей и нештатных ситуаций на заводе не возникало, но его коллеги из других пивоварен отметили — да, проблема здесь есть.
— Мы испытывали проблемы с поставками запчастей для оборудования, были проблемы с логистикой, — рассказала руководитель пивоварен Woodenbeard. — Оборудование для розлива пива у нас производства Канады и Италии. Линия розлива в банку — Канада, линия розлива в стекло — Италия. Решаем этот вопрос импортозамещением, находим аналоги запчастей в РФ. Варочные ёмкости и танки брожения, например, производства Челябинска. В целом сейчас масса предложений по оборудованию из Китая, оно более дешёвое и даже лучше оснащено, чем европейское.
Директор пивоварни «Бакунин» также отметил, что китайское оборудование даёт возможность решать проблемы с запчастями.
— Мы производим нашу продукцию на контракте, поэтому сами не сталкиваемся с проблемами ремонта оборудования, хотя мы знаем о них, — поделился Александр Романенко. — Действительно, часть, например, запорной арматуры всегда была немецкая. Сейчас это всё переносится в Китай, сроки поставок удлиняются, всё немного удорожается. И параллельно китайцы начинают всё делать сами.
На самом деле, основное пивоваренное технологическое оборудование производится в Китае давным-давно, и есть уже хорошие образцы. И есть пара маленьких, слабеньких производителей в России. На этом всё. В России абсолютно не развит сектор производства пивоваренного оборудования.
Цены растут, но и спрос не снижается
Удорожание сырья и упаковки естественным образом приводит к росту себестоимости петербургского крафта — тут уж ничего не поделать. А вместе с тем пивоварам приходится повышать отпускные цены. По словам Анастасии Войтович, продукция пивоварни Woodenbeard с весны 2022 года подорожала на 20% именно по этим причинам. Директор BrewGarage также отметил рост себестоимости их пива.
— Да, естественно, себестоимость у нас выросла, но, мне кажется, что само сырьё играет здесь далеко не главную роль, — считает директор пивоварни «Бакунин». — Повторюсь, этикетка, упаковка — вот эти вещи очень сильно подорожали в цене. Наше пиво, естественно, тоже подорожало, мы подняли цены где-то в конце марта. Я думаю, что дальнейший рост (цен) тоже возможен, но всё будет зависеть от развития событий.
Но есть и позитивные моменты: ни о каком сокращении ассортимента, вывода из оборота популярных позиций речи даже не идёт. В целом дела у пивоварен идут хорошо: по словам директора BrewGarage, сейчас пивоварня, напротив, только добавляет новые позиции в производство.
— Из производства пока что ничего не исчезло, но, естественно, мы перестраховываемся и стараемся сейчас заменить сорта с американским хмелем на сорта более фруктовые, с турецкими пюрешками. То есть стараемся максимально уйти от зависимости в линейке от американского хмеля. Повторюсь, вряд ли американский хмель исчезнет с российского рынка, но, я думаю, всё решаемо.
Несмотря на подорожание петербургского крафта, спрос на него сейчас только растёт. Анастасия Войтович отметила, что с весны 2022 года спрос на продукцию и варку пива под заказ увеличился в разы:
— Оба завода загружены на 100% мощности.
Отмечает этот факт и Александр Романенко. По мнению директора пивоварни «Бакунин», сейчас и вовсе пришло время вытеснения импортного пива качественным российским крафтом:
— Да, спрос на наше пиво увеличивается, это хорошо видно по классическим европейским сортам. Это британские стауты, баварские лагеры. Действительно, люди всё-таки стали обращать (на них) внимание. Но он у нас и так рос, мы начали заваривать классику последние три года, и она пользовалась спросом, уверенно росла. Небольшими темпами, но росла. Сейчас просто темп увеличился. Тренд это абсолютно нормальный, и здесь российский рынок попросту повторит американский. В Америке четыре-пять лет назад все крафтовые пивоварни резко начали варить много-много классики, и тем самым абсолютно стихийно заместили всё импортное немецкое и британское пиво. Его доля на рынке Соединённых Штатов критически сократилась, хотя раньше его туда возили очень много. У нас происходит то же самое, это нормальный процесс. Просто европейская классика всегда была дорогая, а здесь на месте можно варить даже лучше. Так что да, спрос увеличивается и продолжит расти.
А значит, у ценителей качественного пива в Петербурге всегда будет возможность себя побаловать, вне зависимости от штормов на рынке импорта.