«Если найдутся сумасшедшие в Киеве…»: Жириновский как пророк в своём Отечестве
Моряки из Севастополя не будут учить украинский
Владимир Жириновский запомнился большим числом громких заявлений, но Украина всегда занимала важное место в его риторике. Ещё в 1990-м году политик говорил о том, что не признаёт независимость республики в её нынешних границах. В 1991 году настал черёд демократических процедур. 71,34% избирателей высказались за сохранение СССР, и при этом большинством голосов президентом России был избран Борис Ельцин. Вскоре он подписал Беловежские соглашения с представителями Украины и Республики Беларусь. И хотя стороны обязались обеспечить права и свободы своим гражданам вне зависимости от происхождения и даже защищать меньшинства, Жириновский с самого начала обрушился на авторов договора с сокрушительной критикой.
— Что такое Украина? Южная Украина и Восточная — Одесса, Харьков, Днепропетровск, Херсон, Николаев — это Россия. Новороссия, Малороссия. И там живёт 12 млн русских. И половина украинцев говорят на русском и хотят жить с Россией, — возмущался политик.
И тогда же особый акцент он сделал на Донбассе и Крыме.
— Севастополь, моряки русские, они что, будут украинский язык изучать что ли? Там появится броненосец «Потёмкин» и шарахнет где надо, так сказать, — предупреждал Жириновский.
Почти никто не поверил, шёл 1992 год, страна столкнулась с дефицитом, массовым обнищанием населения и ростом бандитизма. На фоне этих и других проблем слова молодого политика казались экстравагантными и далёкими от реальности. До 2014 года, когда Крым вернулся в состав России, оставалось ещё 22 года.
Но уже тогда Жириновский обратил внимание и на рост русофобии в бывших республиках. Он выразил уверенность, что уступки не помогут исправить ситуацию и призвал строить сильное государство.
— Они нас ненавидят, понимаете. И при царе ненавидели, и при большевиках, и при демократах, и при мне будут ненавидеть. Вам вбили в головы дружбу народов. Не было её никогда и никогда не будет. Нужны здоровые экономические отношения и сильное демократическое государство, — говорил лидер ЛПДР.
Договор с Москвой откроет Украине двери в НАТО
1 апреля 1999 года вступил в силу Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной. Символично, что это произошло в День дурака. Громкий протест Жириновского против подписания документа и речь, произнесённая им по этому поводу в 1998-м году парламенте, чаще всего вспоминаются в контексте украинского вопроса.
— Нам говорят, что сегодня на Украине смотрят: если мы не заключим договор, то антирусские силы воспрянут. Нет! Наоборот! Ложь! Этот договор создан антирусскими силами, — взывал депутат Госдумы к совести коллег.
Он прямо обвинил сотрудников российского МИДа, готовивших документы, в предательстве. Жириновский утверждал, что сразу после ратификации соглашения Киев начнёт отгораживаться от России «пограничными столбами», проводить антироссийскую политику, в том числе направленную против русского языка, возьмёт курс на Европу и попытается вступить в НАТО. Депутат подчеркнул, что именно неурегулированные границы не дают Украине возможности стать членом Североатлантического альянса.
— Я в 1991 году вышел из самолёта, и они против меня поставили автоматчиков, чтобы я не прошёл в город Севастополь по приглашению депутатов городского совета. Поэтому всё, что сегодня Украине делается, это прозападные силы… Они всё делают, чтобы помешать Украине оставаться частью нашего содружества, — говорил лидер ЛДПР с думской трибуны.
Он был уверен, что договор развяжет руководству соседней страны руки для того, чтобы «окончательно отделиться от России», хотя поддержка президента Леонида Кучмы на выборах, по словам Жириновского, говорила о том, что большинство местного населения все ещё выступает за сближение с Москвой. Когда 243 российских депутата проголосовали за ратификацию договора с Украиной, ЛДПР покинула зал заседаний, выразив надежду на то, что у этих депутатов «отсохнут руки».
Две разные Украины
После Оранжевой революции 2004-го года Украину возглавил Виктор Ющенко. При нём по всей стране начал расцветать национализм. Бандеровцы приветствовали решение о присвоении звания героя главнокомандующему украинских коллаборационистов в Великой Отечественной войне и нацистскому преступнику Роману Шухевичу. Особый размах получила тема Голодомора. Его пытались представить в качестве акта геноцида украинского народа, совершённого «клятыми москалями». Оптимизм Владимира Жириновского на этом фоне казался таким же странным, как его прежний пессимизм, хотя к этому времени многие «украинские» прогнозы политика уже сбылись.
— Русские, которые живут на Украине… У них есть право жить под российским флагом, и если они этого захотят, мы, Россия, это обеспечим, и нас никто не остановит — ни США, ни НАТО. Про флот забудьте. Флот русский никогда из Севастополя не уйдёт, и никто к нему не прикоснётся. За газ будете платить по мировым ценам, и русский язык будет иметь свободное хождение на Украине, — говорил Жириновский в телешоу в 2008-м году.
В 2010-м году Жириновский высказал, как тогда казалось, куда более радикальные мысли. Политик утверждал, что через пять лет границы Украины изменятся, и страна потеряет русские области.
— Экономические проблемы будет ухудшаться, и надо объединяться, — объяснил Жириновский.
Он выразил уверенность в том, что в будущем западная часть Украины окажется с Западом, а восточная отойдёт в итоге к России.
— Две разные Украины. Западная — это то, что входило в Австро-Венгрию, Польшу, то есть, это «Прибалтика» будем говорить. А вот Восточная Украина — это Ташкент. У нас СССР почему распался? Потому что эстонцам и узбекам нельзя в одном государстве, совершенно разные люди. Поэтому Восток — это Россия. Донбасс — это им Сталин подарил, Крым — Хрущёв. Это всё входило в состав России, там, в основном, русское население, — говорил политик.
Но из-за Майдана и переворота, совершённого силами местных националистов, события стали развиваться быстрее. Чтобы предотвратить кровопролитие, Россия в 2014-м году вошла в Крым. Там был проведён референдум, на котором большинство населения проголосовало за воссоединение. Донбасс и Луганск восстали против тех, кто захватил власть в Киеве. Области подвергли массированным атакам. В других регионах выступления пророссийских сил были жестоко подавлены. В Одессе в Доме Профсоюзов 42 активистов сожгли заживо. Преступники не были названы и наказаны, а в официальной пропаганде закрепилось мнение о том, что погибшие «сами виноваты».
Это будет не мирный год
Нынешнее обострение Жириновский тоже предсказал ещё четыре года назад.
— Пусть спокойно живут, никто никогда к ним не придёт, но если найдутся сумасшедшие в Киеве и попробуют начать военные действия, наступление на Луганск и Донбасс, тогда они потеряют большую часть Украины, — предупредил политик.
В Киеве его не услышали и начали открытые приготовления к решительному наступлению на ДНР и ЛНР, возобновив обстрелы мирных кварталов и не оставив России выбора. Последнее громкое пророчество Жириновский сделал незадолго до болезни в декабре 2021 года.
— Я бы хотел, чтобы 2022 год был бы годом мирным, но я люблю правду. Это будет год не мирный, когда Россия снова станет великой страной, и все должны заткнуться и уважать нашу страну, — сказал лидер ЛДПР.
Он даже почти угадал дату, когда начнётся война. В выступлении речь шла о 22 февраля 2022 года.
— Майданы больше не нужны. Нужна им война. Их задача была начать войну против России, для этого они должны бомбить Донбасс. И Россия будет вынуждена встать на защиту наших граждан. Это уже не соотечественники русские, граждане другого государства. Это граждане России. Их сотни тысяч, — сказал Жириновский.
2 февраля политика госпитализировали с двухсторонней пневмонией, развившейся после заражения коронавирусом. 26 февраля его подключили к аппарату ИВЛ и ввели в медикаментозную кому. Усилия врачей оказались тщетными, и 6 апреля Владимир Жириновский скончался. Но, кажется, это придало лишь ещё больше веса сказанным им словам.