Экономика
13:0728 марта 2022

Сняли пенки: будут ли и дальше расти цены на бытовую химию для петербуржцев?

Многие россияне до сих не могут прийти в себя после шока от роста цен на бытовую химию в последние недели. Вслед за импортной продукцией подорожала и отечественная. 78.ru разбирался, почему так вышло и что будет с ценами дальше.

Фото: pexels.com

Резкий скачок цен на бытовую химию в России произошёл ещё весной 2020 года на фоне ажиотажного спроса. По мере его спада стоимость такой продукции «откатилась» назад, в том числе, за счёт щедрых акций и скидок.

На фоне февральских событий 2022 года ажиотаж ещё больше подогрели заявления западных компаний об уходе или прекращении инвестиций в российский рынок. Например, 8 марта о приостановке экспорта и импорта в РФ заявил такой крупный игрок, как британско-нидерландская Unilever. Примечательно, что эта компания выпускает бренды, которые некоторые горожане вполне искреннее считают отечественными. Это, например, линейка «Чистая линия», «Лесной Бальзам», «Чёрный жемчуг», «Бархатные ручки» и «100 рецептов красоты».

Фото: pexels.com

Вслед за импортной химией подорожала, как минимум, на 20% и отечественная. Аналитики и производители утешить покупателей не спешат: даже российская продукция от той же петербургской «Невской косметики» сильно зависит от импорта.

Уже уведомили?

Как рассказала 78.ru аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова, по данным Росстата, с начала этого года стиральный порошок вырос в цене на 10,6%, шампуни — на 9,57%, зубная паста — на 9,53%.

— С начала февраля стиральный порошок подорожал на 9,71%, шампуни — на 7,59%, зубная паста — на 7,69%. Рост цен на бытовую химию может быть обусловлен отменой акций ритейлеров и промо-активностей производителей, как это, например, сделала Procter & Gamble, которой принадлежат бренды Миф, Ariel, Head & Shoulders и Pantene. Дальнейший рост стоимости может быть обусловлен повышением цен таких зарубежных производителей. По сообщениям, Unilever (известный под брендами Domestos, Cif, Dove) уведомил партнёров о повышении цен на 10—45% с апреля, — пояснила Анна Буйлакова.

Как напомнил аналитик «Фридом Финанс» Владимир Чернов, из-за напряжённости в геополитике Россию покинули крупные иностранные производители химической продукции.

— Они также остановили инвестиции и сократили поставки в РФ. На данный момент цены растут на фоне возникшего ажиотажа в ожидании дефицита, — констатировал эксперт.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

78.ru направил запрос в Unilever. Ответа от компании на момент подготовки материала не поступило.

В пресс-службе американской Procter & Gamble пояснили, что компания продолжает обслуживать потребителей в России, предоставляя базовые товары повседневного спроса.

— В связи с нестабильной ситуацией на российском рынке, беспрецедентными трудностями в цепочке поставок, значительным удорожанием транспортных услуг, сырья и материалов для производства и влиянием курсов иностранных валют, P&G корректирует отпускные цены для ритейлеров и дистрибьюторов на ряд категорий. При этом установление цен в магазине всегда остаётся на усмотрение продавца, — заявили там.

Отметим, что крупные ритейлеры по традиции ценовую политику не комментируют.

Промоистория

Как пояснил генеральный директор INFOline Иван Федяков, для городского рынка традиционно ключевым игроками ранее считались как раз Procter & Gamble, немецкая Henkel, Unilever и только потом с большим отрывом и долей рынка в 10-15% шла петербургская «Невская косметика».

— Та же Unilever представляется в России своей дочкой OOO «Юнилевер Русь». Это не франшиза, не совместный бизнес, а именно дочка. По сути она зарегистрирована в нашей стране, но локализация её у нас низкая, это даже, скорее, бизнес-оптимизация для оплаты налогов. Такие компании всегда строили один или несколько заводов в Европе, откуда всё потом и развозилось и доводилось до ума уже здесь. Такие логистические цепочки теперь разорваны, — пояснил эксперт.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

По аналогичной схеме с дочкой действует и Henkel.

При этом рынок бытовой химии был устроен всегда так, прежде всего, в истории со стиральными порошками, что он держался именно на промоакциях и скидках, которых сейчас не стало, а маржинальность здесь была самая низкая для производителей. В свою очередь, раньше крупные международные гиганты могли позволить себе торговать даже себе в убыток и перекидывать прибыль с других позиций (Unilever, например, производит также продукты питания — прим. редакции). А отечественным производителям, которые безусловно имеются, до сих пор приходилось довольствовать нишевыми продуктами, ориентированными на любителей или, например, химию для аллергиков.

— Но и здесь важно понимать, что даже эти имеющиеся отечественные производители использовали импортные концентраторы. Грубо говоря, многие везли какой-то конкретный субстрат, а разводили и разливали его уже здесь. Часто ставилась на товаре даже метка, допустим, «сделано из сырья Германии» и т. д. Потому такие отечественные компании и никогда не ставили себе раньше задачу конкурировать с иностранцами. Теоретически, если задаться целью, то конкурентов вырастить можно. Но тогда надо с нуля создавать собственные фабрики и растить бренды, а на это уйдут годы и миллиарды инвестиций, — признал Иван Федяков.

Минимум 20%

По словам начальник отдела маркетинга «Невской косметики» Татьяны Крымовой, компания действительно позиционирует себя отчасти, как нишевая.

— Мы выпускаем продукцию во всех сегментах fmcg, она преимущественно относится к товарам первой необходимости, но есть и специализированные нишевые продукты. Это мыло, зубная паста, стиральные порошки, косметика для ухода за детьми (кремы, шампуни, пены), средства мытья посуды, средства для чистки сантехники и уборки, средства по уходу за кожей и волосами, — объясняет она.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Как подчёркивает Крымова, на сегодняшний день все производители на рынке объявили о повышении отпускных цен.

— «Невская Косметика» не является исключением. В среднем процент повышения составляет 20%. Это вынужденная мера в сложившейся экономической ситуации, но только так мы сохраняем уровень качества нашей продукции, — признаёт она.

Как соглашается с Иваном Федяковым Татьяна Крымова, в их компании в процентном соотношении вовлечение импортного сырья составляет до 50% в зависимости от вида продукции. Так, очень зависима от импортных компонентов косметическая продукция и стиральные порошки-масла, активные компоненты в косметике, энзимы, пеногасители в порошках. Это производится за рубежом.

— При этом постоянно проводится работа по тестированию альтернативных видов сырья и сырья от новых поставщиков в наших рецептурах, ключевая задача при этом сохранение уровня качества и потребительских свойств продукции, данные меры позволят минимизировать риски роста цен и зависимость от европейского сырья, — пытается успокоить она.

На стоимость порошков в Петербурге уже обратила внимание скандально известная светская львица и блогер Ксения Собчак, решившая в разгар всем известных событий отдохнуть заграницей. В своём tg-канале «Кровавая барыня» она заявила, что за 5-килограммовый мешок некоторых стиральных марок просят от 3000 до 7000 рублей. Такие цены при очень большом желании можно, конечно, попробовать поискать, но очевидно и то, что бытовая химия пока подскочила в цене в два раза точно.

ЦеныТорговляБизнесДеньги
Светлана Коваленко
Другое по теме