Под градусом санкций: каких новых цен ждать на алкоголь петербуржцам?

24 мар, 16:03
Светлана Коваленко
Резкий рост цен на алкоголь, прежде всего, импортный и крепкий, уже прочувствовали на себе многие петербуржцы. Участники рынка сходятся в двух трендах: стоимость спиртного будет повышаться, а доля суррогата увеличится.
Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com

Поставщики крепкого импортного алкоголя на фоне разорванных логистических цепочек с конца февраля уже подняли цены, как минимум, на треть. Однако запасы горячительного на складах пока ещё имеются. За импортом подтянулись и отечественные производители, объясняющие рост стоимости подорожанием для себя кредитов. Примерно на 35—45% выросли цены на заграничное вино, но его можно заменить отечественным, производство которого удалось наладить в южных регионах и Крыму, считают многие эксперты и участники петербургского алкогольного рынка. Не вызывает опасений и ситуация в пивной отрасли Петербурга. В городе такое производство всегда было развито. Однако некоторые эксперты бьют тревогу: по тому же крепкому алкоголю может существенно вырасти доля контрафактной продукции. Это произойдёт не в сетях продуктовых ритейлеров, а в рюмочных, которые может ждать новый расцвет в свете того, что из-за растущих цен некоторые любители спиртного перейдут теперь с вина на водку.

Двойная накрутка

Как рассказал генеральный директор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский, цены на импортный крепкий алкоголь после февральских событий выросли примерно на 40—80%.

— Здесь многое зависело от позиции конкретного ритейлера и того, успел ли он приобрести продукцию у поставщиков до февральских событий, или это произошло после них, когда цену резко задрали поставщики. В последнем варианте и получилась накрутка в 80%, — пояснил он.

По словам Максима Черниговского, настолько же примерно подорожали импортные вина. Наименьший рост цен наблюдался по пивной продукции.

Фото: Silas Stein/globallookpress.com
— Отечественный крепкий алкоголь и вина подорожали на 10—20%, — констатировал эксперт.

По оценкам основателя Bakunin group, участника Союза независимых рестораторов Александра Романенко, поставщики по импорту подняли цены, как минимум, на 30%, на складах импортёров запасы пока ещё имеются, но попытки корректировки стоимости продукции ведутся постоянно.

Как признал генеральный директор «Ладога Дистрибьюшен» Сергей Клюшкин, на продукцию компании цены выросли на 5—10%, и «это была вынужденная мера в сложившихся экономических обстоятельствах». Так, после поднятия ЦБ РФ ключевой ставки до 20% банки начали ссужать деньги производителям по ставкам в 24% годовых и более, а раньше это было 10—11%.

Толика рынка?

Участники рынка подчёркивают: хотя импортный элитный крепкий алкоголь резко подорожал, его доля на рынке никогда не была значительной. Максим Черниговский приводит пример: ежегодный оборот по спиртному выше 25% градусов составлял примерно 900 млн литров. Из них 800 млн литров приходилось на водку, а её львиная часть всегда была отечественной.

— На импортный виски приходилось 40 млн литров, на ром — 8 млн, на джин — 3 млн. То есть, это не сопоставимые цифры. Между тем, уже и в России есть компании, пусть и не большие, но занимающиеся производством того же виски и джина. Сейчас интерес к такой продукции со стороны производителей будет расти, — уверен эксперт.
Фото: Gabriel Trujillo globallookpress.com
Фото: Gabriel Trujillo/globallookpress.com

С Максимом Черниговским полностью согласен сопредседатель Союза потребителей России Алексей Койтов.

— Рынок алкогольной продукции у нас огромен. И если мы возьмём американский виски, который попали под эти санкции, американский, то он занимает у нас мизерную долю. Это 0,2% от реализации розничной алкогольной продукции по итогам 2020 года. Окончательных данных по 2021 году ещё нет. Но в этой доле от 0,2% две трети раньше занимал импорт. Но и импорт же был не только американский, а ирландский, шотландский. А эти две последние страны о прекращении поставок не заявляли. Японский виски стал в последнее время популярен, как это парадоксально не звучит, — рассказал Алексей Койтов.

50 на 50

Как считает Максим Черниговский, «моральное импортозамещение» крепкого алкоголя на отечественный в головах петербуржцев, как и многих россиян, может произойти уже через несколько месяцев. Но к этому должно быть готово производство. Как напоминает эксперт, в винной отрасли в России удалось переломить ситуацию с импортом. Сейчас на него по «тихим винам» приходится 50%, ещё 50% — отечественная продукция. По игристым винам две трети производства находится в России.

— Всё началось ещё в далёком 2006 году, когда Роспотребнадзор под руководством экс-главы Геннадия Онищенко запретил поставки в Россию винной продукции из Грузии и Молдавии. Эти две страны поставляли до четверти всего потребляемого объёма, — вспоминает Черниговский.
Фото: Silas Stein globallookpress.com
Фото: Silas Stein/globallookpress.com

Алексей Койтов также признаёт, что ещё прежние санкции привели к росту отечественного производства вина.

— Наше вино, кубанское, крымское, теперь не уступает импортному. У нас научились делать даже некоторые сорта вин, которые были исключительно европейские и итальянские, сложные в производствах. Цена на российскую продукцию в разы ниже, качество, может быть, где-то пока чуть-чуть похуже. И я уверен, что с крепким алкоголем будет тоже самое, — подчёркивает эксперт.

Несмотря на своё, всё равно повышение?

По словам Александра Романенко, рестораторы уже почувствовали рост цен на импортное вино, теперь ещё на 10—15% ожидается повышение цен поставщиков на отечественную продукцию.

— Пока гость готов покупать и пить продукцию за такие деньги, мы готовы закупать. Если это станет нерентабельно, либо это будет неликвидная продукция, которая будет «мебелью», естественно, мы прекратим её приобретение. Конкретно в нашем заведении крепкий алкоголь практически не пили, но популярностью пользовалось вино. Мы планируем ротацию винной карты. Будем заводить русские позиции. Но и здесь всё дорожает за счёт расходников, этикеток, коробок, — рассказал эксперт.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков также считает, что цены на российское вино будут только расти. Дело в том, что отечественные производители ориентировались на продукцию среднего и выше него ценового сегмента.

— И тот потребитель, кто вчера был лоялен к приобретению вина, сегодня задумается о том, чтобы приобрести бутылку водки. Она всегда будет дешевле не хорошего, а просто нормального вина. Этот тренд мы наблюдаем во время всех кризисов. То есть, потребитель уйдёт из слабоалкогольных напитков в крепкий алкоголь, — считает аналитик.
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Сергей Клюшкин дальнейшее подорожание крепкого отечественного алкоголя не исключает, но говорить о конкретном стоимостном росте не готов.

По словам Максима Черниговского, если исходить из тех реалий, которые есть на сегодняшний день, то отечественный алкоголь может подорожать к концу года в 1,5 раза, импортный — в два-три раза и больше.

Время баров или рюмочных и суррогата?

Как констатирует Александр Романенко, пока крепкий алкоголь из позиций рестораторов не убрать, но его доля в продажах уменьшится, и она, скорее всего, перекочует в русское пиво.

— Мы варим пиво здесь, в Петербурге, любые сорта, которые исторически производились на Западе. Мы делаем это на достаточно серьёзном уровне. И до всем известных событий мы даже занимались экспортом в Голландию, Швецию, Германию и т.д. Так что гость просто перейдёт на потребление отечественного пива, — считает он.

По данным Максима Черниговского, оборот по пиву в России составляет 8 млрд литров, из которых на импортное приходится лишь…500 млн литров, чуть больше 5%.

По словам Александра Романенко, есть и ещё одна положительная сторона от санкций. В свете запрета работы в России Facebook* и Instagram* люди потянутся за общением в бары, но и в …рюмочные тоже.

При этом, как признают все участники рынка, есть риск, что в РФ прибавится доля суррогатной продукции.

— Есть шанс и увидеть ренессанс нелегального алкоголя. Сейчас подпольные производители получат естественный драйвер спроса на их продукцию. Не секрет, что в крепком алкоголе существенную часть себестоимости составляют акцизы, при подделках такие сборы, естественно, никто не платит, — поясняет Иван Федяков.
Фото: Jens Büttner globallookpress.com
Фото: Jens Büttner/globallookpress.com

Максим Черниговский уточняет: у продуктовых ритейлеров и порядочного общепита из-за постоянного контроля и проверок суррогат не приживётся, но в не вполне легальных рюмочных и «наливайках» такое вполне возможно.

Или самогонщиков?

Как добавляет Алексей Койтов, всё сильнее намечается и тренд на самогоноварение.

— Насколько я могу судить, в последние годы развился рынок продажи аппаратов для самогоноварения и всех сопутствующих товаров. Люди когда-то поняли, что у нас были разные периоды на рынке алкогольной продукции. В один период говорили, что три четверти водочной продукции — это подделка, либо низкокачественный спирт, по сути опасный для здоровья. Люди начал понимать, им вредно приобретать такую продукцию. В личных целях у нас это не запрещено, другое дело, что стало распространяться в коммерческих масштабах, — отмечает эксперт.

По мнению Алексея Котова, вся мировая практика алкогольного рынка показывает, что чем больше его сжимают и закручивают гайки, тем больше появляется теневых игроков, которые государство не то, что не контролирует, но теряет доходы.

*организации признаны экстремистскими в РФ и их деятельность запрещена.

Другое по теме