Вторые ласточки: что будет с ценами на мебель, одежду и игрушки для петербуржцев?

3 мар, 20:03
Светлана Коваленко
Три крупных западных игрока в сфере DIY и fashion-ритейла уходят из России. Ещё одна компания заявила о росте цен на детские игрушки. 78.ru разбирался, что теперь будет с ценами на такие товары.
Фото: ALEX HALADA/globallookpress.com

Первые скандалы с якобы уходом крупных мировых брендов из России в сфере ритейла разразились ещё 2 марта. Тогда стало известно, что из страны «уходит» Apple. Также об остановках продаж заявили в Nike. Однако уже утром 3 марта управляющая компания этих брендов Inventive Retail Group сообщила, что все магазины открыты, в них просто корректировался курс.

В четверг, 3 марта, об уходе из РФ заявили IKEA и LEGO. Отметим, что второй бренд опять же находится в ведении Inventive Retail Group. В итоге во второй половине дня прояснилось: и там считали новые цены.

Зато IKEA стояла на своём: работа в России прекращается 4 марта. Также об уходе с рынка сообщил fashion-ритейлер H@M. Затем под вечером стало известно, что временно прекращает работу в РФ и испанский Mango. Магазины всех этих брендов всегда пользовались популярностью у жителей Северной столицы, любящих затовариваться в той же IKEA не только стройматериалами, но и дешёвой мебелью. 78.ru выяснял, что теперь будет в городе с DIY и fashion-индустрией и в какие игрушки и по какой их цене будут играть маленькие горожане.

Считаем потери по DIY

Отметим, что на DIY–рынке Петербурга всегда было много западных ритейлеров. Например, пока продолжает работать ОБИ, принадлежащая немецкой OBI GmbH & Co. Deutschland KG. В пресс-службе торговой сети перспективы дальнейшей работы в городе комментировать отказались. Но на условиях анонимности участники рынка отмечают: компания находится в стадии мучительного принятия решения.

Также в Северной столице работает французская Leroy Merlin. В пресс-службе этой компании заявили, что магазины не закрываются и продолжают работать в штатном режиме.

Фото: Sergei Mikhailichenko/globallookpress.com
— У нас 112 магазинов в РФ в 66-ти городах и 45 тыс. сотрудников. Наш приоритет — их безопасность и благополучие, — заверяют там и добавляют, что пока запасы товаров на полках магазинов регулярно пополняются, хоть и есть некоторые сложности. При этом ритейлер ведёт переговоры с новыми поставщиками, которые призваны заменить старых в случае возникновения проблем с импортом.

Остается пока в РФ и сеть «МЕГА», хотя она, как и IKEA, входит в шведскую Ingka Group.

— Пространства для встреч «Мега» продолжают работать в обычном режиме, — отмечается в сообщении ритейлера.

Мировой бренд, но...

Как заверяет генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов, таже IKEA — это, безусловно, заметный мировой бренд, но они не занимали какого-то доминирующего положения на рынке.

— В объёме продаж мебели доля импорта занимает 40%. Даже полное отсутствие импорта на российском рынке мебели пойдёт лишь на руку российской мебельной промышленности, так как сегодня мы уже обладаем и современными мебельными предприятиями, и технологиями производства качественного товара, — успокаивает он.
Фото: Sportphoto Jvºrgen Fromme globallookpress.com
Фото: Sportphoto/Jvºrgen Fromme/globallookpress.com

Вместе с тем Тимур Иртуганов готов признать: ассортимент фурнитуры временно сократится, а сроки поставок увеличатся.

— Но это ненадолго, через какое-то время всё наладится, — подчёркивает он.

Примечательно и то, что в Петербурге IKEA размещала свои заказы на местных производствах.

Дерево — наше, клей — иностранный

На условиях анонимности участники рынка рисуют совсем не такую благостную картину. Так, на импорт в DIY приходится от 40 до 70% продукции. Здесь также важно понимать, что львиная её доля принадлежит Китаю, который бы и был готов поставлять ассортимент, но теперь возникли проблемы с фрахтом и морскими перевозками через порты Европы.

— Да, есть 30—40% отечественной продукции. Но и здесь есть свои нюансы. Есть взять те же панели и двери, то дерево или стружка будет наша, а вот клей и плёнка применяется иностранные. Да и делается всё на иностранном оборудовании. Всё это приведёт к тому, что цены на импорт вырастут на 50%, а на отечественный ассортимент — на 20-30%, хотя розница и попытается всё скорректировать. Да, гипсокартон-то все найдут, но на отдельные позиции нас ждёт впереди локальный дефицит, — делятся собеседники.
Фото: Jens Büttner globallookpress.com
Фото: Jens Büttner/globallookpress.com

Они предрекают также уход с рынка и других крупных брендов, таких, как, например Bosh.

Как констатирует Тимур Иртуганов, кроме IKEA заявление об уходе сделала компания Jysk.

— На российский рынок они пришли всего лишь год назад и не успели занять какой-то значимой доли рынка, но за рубежом они являются основным конкурентом IKEA. Все остальные иностранные производители и продавцы продолжают работать на нашем рынке, — поясняет он.

Сошьём сами?

Заявление шведской H&М (бренды COS, Monki, & Other Stories, Weekday, ARKET и Afound, а также сеть магазинов товаров для дома H&M Home), опубликованное на английском языке на сайте компании носит яркую политическую окраску. Всю продаваемую одежду ритейлер теперь намерен направить на благотворительность.

В сообщении испанского Mango отмечается, что ввиду текущих трудностей, связанных с транспортировкой и поставками, компания не может гарантировать обеспечение своей деятельности в России. В связи с этим ритейлер временно прекращает свою работу в России.

На условиях опять же анонимности в fashion-индустрии опять же удивляются: почему в силу всем известных причин всё не началось с польской LPP (Reserved, Mohito, House, Cropp и Sinsay). Так же собеседники задаются вопросом, что теперь будет с российским персоналом и товарами, которые придётся либо уничтожать, либо перевозить обратно.

Фото: Omar Marques globallookpress.com
Фото: Omar Marques/globallookpress.com

Как рассказывает руководитель ГК «Буду мамой» Роман Ротблат, ситуация в отрасли выглядит совсем плохо. Пока что импортёры поставки приостановили, а если и готовы отгружать, то только по тем ценам, которые никому не нужны. Речь идёт о росте стоимости одежды в 1,5—2 раза.

— Такое, извините, наш потребитель просто не схарчит, — эмоционально высказывается он.

Владелица магазина «Город детства» (торгует одеждой эконом-класса) Алла Бобылёва, вспоминает, что в прошлом году расценки уже подскакивали на 20—30%. При этом компания работает в основном с российскими и белорусскими производителями. По словам бизнесвумен, теперь рост возможен на 10—15%. При этом фирма всё чаще задумывается о создании собственного производства с использованием купленных лекал.

Доигрались до Белоруссии

По сравнению с DIY и fashion–ритейлом продавцы игрушек настроены наиболее оптимистично и не ждут колоссального роста цен.

Как рассказывает Алла Бобылёва, закупщики всё чаще ориентируется на приобретение товаров в той же Белоруссии и Китае, дешёвых товаров из Европы давно нет.

Сотрудник интернет-магазина А-toy.ru прогнозирует рост цен на импортные игрушки на 18%, товары из стран СНГ могут подорожать на 10—15% . При этом 80% ассортимента магазина — это продукция из зарубежных стран. С ходу сотрудник смог припомнить лишь три отечественных бренда.

Фото: Ricardo Rubio globallookpress.com
Фото: Ricardo Rubio/globallookpress.com

Всё больше вес набирают и товары из Кореи и Китая. Пока что импортёры с приостановкой поставок в этой отрасли не угрожают, «но никто не знает, что будет завтра».

В интернет-магазине «Кот Енот» прогнозируют рост стоимости детских товаров в 10—15% в среднем, если не произойдёт резкого скачка валют.

— Вы же видите, как всё стремительно меняется. Мы теперь можем получить ситуацию, когда цены будем переписывать каждый день. А то и два-три раза за день, — разводят руками там.

Добавим, что из России ушёл также крупный интернет-магазин ASOS. При этом та же Inventive Retail Group управляет ещё и Samsung, Xiaomi, Street Beat, UNOde50, Samsung, Nord Face. Как заявили в компании, для этих брендов цены уже тоже скорректированы в соответствие с курсом доллара и ситуацией на рынке.

Другое по теме