«Это нужно прекратить»: как выглядит гибридная война по-украински
«Как могу быть нацистом я?»
Восемь лет Киев уверял весь мир, что воюет с Россией, а на Западе ему сочувственно кивали. Россия наконец-то «поверила» в эту пропаганду и начала операцию по защите ДНР и ЛНР. За следующие восемь часов Украина потеряла флот, 11 военных аэродромов, три командных пункта и 18 радиолокационных станций комплексов ПВО С-300 и «Бук-М1». Теперь вместо воинственных угроз, уничижительных реплик и призывов к насильственной украинизации всего и вся, включая Краснодарский край, из Киева послышались жалобные нотки. Это нынешний глава страны Владимир Зеленский, дожевав последний галстук, решил напомнить соседям о братстве и дружбе. В решительную минуту он вспомнил родной русский язык и записал видеообращение к россиянам на великом и могучем. На 90% оно состоит из оправданий вроде тех, что лепетали нацистские преступники во время Нюрнбергского процесса.
— Вам говорят, что мы ненавидим русскую культуру. Как можно ненавидеть культуру? Любую культуру. Соседи всегда обогащают друг друга культурно, — уверяет президент.
А где же тогда запрещают русскоязычные фильмы, музыку и книги? Наверное, в Шумере или в Урарту? Впрочем, дальше ещё интереснее.
— Вам говорят, что мы нацисты. Но разве может поддерживать нацизм народ, который за победу над нацизмом отдал больше 8 млн жизней? Как могу быть нацистом я? Расскажите об этом моему деду, который прошел всю войну в пехоте советской армии, а умер полковником в независимой Украине, — пишет Зеленский.
То есть, всё это время нацистские парамилитарные формирования наводили свои порядки в какой-то другой стране. В другой стране поставили десятки памятников нацистскому преступнику Степану Бандере. В другой стране запугивали и избивали стариков за песни на русском языке, закрывали русские школы, в другой стране за желание говорить по-русски сжигали заживо и обстреливали из артиллерии.
Дальше президент долго рассуждает о любви к миру. Но при этом почему-то так и не объясняет, зачем такому миролюбивому политику обстреливать мирные кварталы. Впрочем, завершается этот монолог вполне предсказуемо, ведь ради последнего абзаца всё и затевалось. Надавив на жалость и родственные чувства, Зеленский призывает россиян открыто выступить против собственного правительства по украинскому вопросу. А в данном конкретном случае это означает — против русскоязычных жителей Донецка и Луганска, которые за восемь лет устали от войны.
Только, похоже, даже в этот патетический момент политик-юморист не выходит из своего клоунского амплуа.
— Общественные деятели, журналисты, музыканты, актёры, спортсмены, учёные, доктора, блогеры, стендаперы, тик-токеры и многие другие, — перечисляет Зеленский тех, на кого возлагает особую надежду по ту сторону фронта.
С концовкой, впрочем, спичрайтеры постарались. Вышло красиво.
— И если руководство России не хочет ради мира садиться за стол с нами, возможно, оно сядет за стол с вами, — заключает Зеленский.
В общем, «мягкая сила» во всей её красе, хоть заноси в учебники по военной психологии.
Занимайтесь Хармсом, а не войной
Впрочем, и в Петербурге, и в других регионах нашлись жалостливые люди, которые разбили инструкцию из Киева на мелкие и конкретные задачи и рьяно принялись за дело. Депутат Заксобрания Северной столицы Борис Вишневский из своего командного Telegram-канала, двигая фишечки с названиями соцсетей по столу, объясняет своей пастве, как нужно действовать.
— Не молчите. Поднимайте свой голос против войны всеми законными и доступными способами. В том числе в социальных сетях, говоря с друзьями, знакомыми и близкими, — призывает петербургский парламентарий.
Депутат МО №72 Владимир Волохонский решил распространить видеообращение Зеленского даже в группе «Новости Купчино». Какие ещё новости, собственно, могут быть в Купчино? А экс-депутат ЗакСа и герой секс-скандалов Александр Кобринский, похоже, со свойственными ему талантом и энтузиазмом принялся исполнять призывы Зеленского и Вишневского.
— Как мы могли допустить, чтобы самую близкую россиянам страну кромсали российские «грады», «смерчи» и «ураганы»? Нас всех сделали соучастниками страшного преступления. На нас с ужасом и отвращением смотрит весь мир: такой войны в Европе не было с 1945 года, — пишет политик в Facebook.
Пока украинские каратели «кромсали» Донбасс и Луганск, Кобринский спокойно занимался со своими студентками Хармсом, и никакие нравственные терзания его, конечно, не донимали. Теперь же он не побрезговал и прямой дезинформацией, заявив о «ракетных ударах по Киеву, Харькову, Днепру» и высадке десанта в Одессе.
В комментариях у пламенных оппозиционеров в течение всего дня публиковались картинки с призывами к участию несанкционированных проукраинских публичных акциях, в том числе на территории Петербурга. Иногда о том же писали и официальные лица. Разумеется, Эзоповым языком.
— Вечером пойду погуляю на Невский, воздухом подышу, — написал тот же Волохонский под постом о подаче заявки на проведение «антивоенных митингов».
Вместе с ним её подписали другие петербургские муниципальные депутаты: Сергей Кузин, Дмитрий Балтруков, Никита Юферев и Филипп Погорелов. Впрочем, сами же они тут же признаются в бесперспективности затеи.
«Начинайте что-то делать»
Похоже, пораженческие настроения из украинских блиндажей проникают и в гибридно-диванные войска, заброшенные глубоко в тыл.
— Импичмент! Яблоко, вы же партия! Начинайте что-то делать. По-отдельности нас передушат, — пишет профессор РГИСИ Наталья Скороход, повесившая на аватарку в Facebook жовто-блакитный стяг.
— С кем начинать? За неделю антивоенный призыв «Яблока» подписало чуть более 20 тысяч человек, — отвечает ей Андрей Кравченко.
Речь о сборе подписей под партийной петицией. Кажется, до участников проукраинского актива начинает доходить, что они опять оказались в меньшинстве. Но это не то меньшинство, которое было на выборах. Потому что россияне и петербуржцы могут придерживаться разных политических идеологий, могут поддерживать любые партии, в том числе либеральные. Но желающих поддерживать насильственную и кровопролитную украинизацию действительно совсем мало. Не будет шумных митингов на Дворцовой и Красной площади, массовых шествий с украинскими флагами и вышиванками, как бы кому-то этого ни хотелось.
Так как же тогда поскорее добиться мира? А очень просто. С тем же пылом нужно призывать Зеленского сложить оружие и прекратить сопротивление. Исход операции, думаем, всем очевиден. А вот цена мира пока под вопросом. И с каждым днём войны она будет расти. Только хотят ли российские политики и деятели культуры с украинскими флагами на аватарках мира — большой вопрос. Если и хотят, то точно не «русского».