Чтоб не пил, не воровал, снег и мусор убирал: как нам обустроить муниципалитеты
В последнее время активизировались разговоры о грядущем реформировании местного самоуправления. В Петербурге муниципалитетам достаётся и от оппозиции, и от Смольного. Корреспондент 78.ru собрал основные претензии и обратился к председателю Совета муниципальных образований и новому главе комитета по законодательству в городском парламенте Всеволоду Беликову. Именно он теперь курирует работу по подготовке новых городских инициатив в ЗакСе. Правда, несмотря на все горькие муниципальные скандалы последних лет, парламентарий считает, что существенных перемен не требуется, а «система показала свою жизнеспособность».
Почему муниципалы так плохо убирают снег
Петербург постепенно меняется, но кое-что уже десятилетиями остается стабильным — крупные снегопады оборачиваются коллапсом, а люди вынуждены пробираться через сугробы и ломать коленки на скользких тротуарах, уворачиваясь от падающих сосулек. Очередная работа над вечными ошибками обернулась резкой критикой в адрес муниципалитетов. Профильный вице-губернатор Анатолий Повелий пожаловался депутатам ЗакСа: на ряде детских площадок встречаются следы только детских лопаток. Куда же пропали дворники? Чиновник не ограничился демонстрацией остроумия и заявил, что если так пойдёт и дальше, то у муниципалов придётся отобрать часть полномочий.
— У них останется только выдача разрешений на брак между несовершеннолетними и зелёные насаждения, — заявил Повелий.
Всеволод Беликов поспешил заметить, что из 4500 детских и спортивных площадок на попечении муниципальных образований находятся не более 1000.
— Надо ещё разобраться, где чьи площадки, — считает депутат.
По его мнению, системные проблемы с уборкой снега в Петербурге действительно есть, но у журналистов, почему-то именно у них, «стало нормой, исследуя любую проблему, искать виноватого», а «найдя виноватого или назначив такового, все успокаиваются», в то время как на самом деле муниципальные образования в этом смысле мало чем отличаются от других органов, которые несут свою долю полномочий. Системные проблемы одни на всех, муниципалитеты и районные администрации подчас обращаются к тем же самым подрядчикам, а на портале «Наш Санкт-Петербург» жалобы на территории, за которые несут ответственность муниципальные и государственные органы власти, распределяются примерно в одинаковой пропорции, во всяком случае по подсчётам Беликова.
Итак, у вечной беды, как рассказал депутат, на этот раз есть объективные и субъективные причины. Объективные — это самый крупный за последние 12 лет снегопад, а также коронавирус, обернувшийся многочисленными больничными и перекрытием границ с сокращением рынка иностранной рабочей силы. Субъективные — это «слабый контроль за исполнением контрактов со стороны должностных лиц всех уровней, и органы местного самоуправления не являются исключением». В пример народный избранник привёл соседнюю Ригу, где вместо петербургской 1000 единиц техники на улицы выходит всего 67. При этом территория латвийской столицы всего в пять раз меньше.
— Этим обусловлены проверки в управляющих компаниях и у некоторых заказчиков, которые сейчас проходят, — добавил Беликов.
Впрочем, не всё так плохо, уверен депутат.
— Если сравнивать, я езжу к тёще в Сертолово, всё ведь познаётся в сравнении, понимаю, что это действительно не убирается, — отметил парламентарий.
Он уверен, что дальше будет только лучше, так как COVID-19 скоро уйдёт, и «стабилизируется рынок труда», а также «уточнятся методики и алгоритмы всех органов и организаций ЖКХ».
Добавлять полномочия нельзя отбирать
В прошлом году одна из петербургских новостей о муниципалах пробилась в федеральный эфир и взорвала даже популярный портал pikabu. Депутаты МО «Лиговка-Ямская» подсчитали, что округ за первые семь месяцев потратил на собственные нужды 86% бюджета — 20,5 из 23,8 млн рублей. В основном, они ушли на зарплаты. Для сравнения, на благоустройство было пущено 1,2 млн, а на развлекательные мероприятия для местных жителей — 1,5 млн.
Конечно, 86% выглядят курьёзом, но в целом муниципалитеты действительно тратят на самих себя заметную долю своих бюджетов. Наверное, излишне драматизировать ситуацию не стоит. В конце концов муниципальные служащие, получающие зарплаты, исполняют конкретные обязанности, а текущие пропорции связаны с небольшим размером самих бюджетов.
По мнению Всеволода Беликова, денег, конечно, действительно не хватает. В частности, выделяемых средств на уборку зелёных зон явно недостаточно на обслуживаемые муниципалами 17 млн кв. м, особенно в условиях «такой снежной зимы», да и «уборка внутриквартальных территорий тоже на грани». Хотя к «дорогам местного значения, которых 1300, особых претензий нет», хоть на них, по словам депутата, и выделяется вдвое меньше средств, чем в те времена, когда они были на попечении Смольного.
И всё же, по словам главы Совета МО, механическим увеличением бюджета те же снежные проблемы не решить, так как «нет компаний с техникой, нет людей, готовых идти в ученики».
— Техника и так вся привлечена. Надо платить 70-80 тыс., чтобы люди пошли, на сегодняшний день зарплата 30 тыс. рублей, — посетовал Беликов.
По его словам, 12 лет назад, когда выпало 3,6 м снега, Петербург привлекал рабочую силу из соседних регионов, в частности, из Псковской области, но сейчас эта опция недоступна, так как псковские механизаторы тоже болеют.
Сколько лишних муниципалитетов в Петербурге
Ещё одна тема, которая постоянно находится в фокусе — грядущее укрупнение петербургских муниципалитетов. Есть мнение, что 111 местных администраций — это слишком много. Разговоры активизировались в конце прошлого года, когда появилась конспирологическая версия о планах Смольного по проведению досрочных выборов в советы муниципальных образований, чтобы выбить оттуда оппозиционеров. Согласно этой теории, официальным объяснением досрочных выборов будет именно изменение границ МО, хотя не очень понятно, как одно связано с другим и почему с этим нельзя потерпеть до следующей даты голосования.
Всеволод Беликов считает, что Петербургу вряд ли нужны муниципалитеты с численностью населения свыше 100 тыс. человек, так как следует соблюдать принцип пешей доступности, да и депутатам будет проблематично «работать с активным гражданским населением», если границы будут включать по 300-500 тыс. человек, как сейчас районы. Плюс необходимо учитывать естественные границы, чтобы Нева или железная дорога не делили муниципалитет пополам.
— Сотрудники муниципальных образований постоянно на земле — акты обследования, закрытие ордеров ГАТИ, проверка качества строительства детских и спортивных площадок. Они должны ногами успеть обежать объекты на своей территории, — сказал депутат.
По его словам, вопрос нуждается в тщательном анализе, но объединить можно лишь порядка 15 МО. Существенной экономии это не даст, уверен Беликов, но укрупнение слишком маленьких территорий позволит оптимизировать административную работу.
Нужны ли радикальные реформы?
Беликов считает, что не нужны. В частности, он раскритиковал популярную среди оппозиции идею о том, чтобы сделать выборными власти районов.
— Такая же система существует и в Москве. Там есть префектуры, как органы управления округами, и управы, как органы управления районами. Полномочия районных управ очень схожие с нами, — сказал депутат.
Вхождение районных администраций в структуру государственных органов власти, по мнению Беликова, позволяет выстраивать эффективные механизмы взаимодействия. «Единство хозяйства» превыше всего.
Как быть, если депутаты не могут договориться
Сразу в нескольких петербургских муниципалитетах после выборов наступил долгий кризис. В состав советов пробились конкурирующие группы, которые не могли принять бюджет или определиться с главой — то не хватало кворума, то голосов. Курьёзная ситуация, в частности, возникла вокруг того же главы МО «Лиговка-Ямская» Вадима Войтановского. Его пытались снять, он запирал от коллег двери администрации, чтобы они не могли собраться, они голосовали на ступенях. В общем, цирк да и только.
Беликов уверен, что «проблемные муниципалитеты были, есть и будут», но «их немного, три-пять, которые везде мелькают». Он считает, что многие проблемы разрешатся в самое ближайшее время, когда будут внесены поправки в федеральное законодательство.
— Мы поставим от ЗакСа все проблемные ситуации, чтобы максимально найти все возможные решения, чтобы не было тупиковых случаев, — пообещал депутат.
Одно из таких решений на федеральном уровне уже найдено. Если в будущем депутаты опять не смог договориться, кого назначить главой, то принять решение за них сможет «высшее должностное лицо региона», то есть, в нашем случае губернатор.
— Как сейчас модно говорить, нравится — не нравится, люби моя красавица, — резюмировал Беликов.