Культурная депривация детей по-петербургски
Я убью тебя, дудочник
В Петербурге пропали сотни тысяч детей. Из-за взрывного роста заболеваемости коронавирусом им временно запретили посещать кафе и рестораны, кружки и секции, музеи и театры, океанариумы, зоопарки, цирки, кино, аттракционы, развлекательные учреждения, выставки и концертные залы. Казалось бы, уж теперь-то на детских площадках должен быть аншлаг, но его пока не наблюдается. Так куда же делись все те дети, которые ежедневно посещали такую прорву заведений? Догадаться несложно, гамельнский крысолов увёл их в виртуальный мир, ведь на смартфоны и компьютеры «ковидные» запреты не распространяются. А там детей подстерегают жестокие видеоигры, матерящиеся рэперы, отупляющие тиктокеры и прочие цифровые угрозы, с которыми так старательно борются в широко известных кругах.
Казалось бы, не беда, все зоопарки, океанариумы и прочие культурные пространства тоже давным-давно есть и в интернете. Скажем, в зоопарке Сан-Диего доступно множество веб-камер, с помощью которых можно из далёкого Петербурга наблюдать за водными процедурами местных пингвинов, ужимками бабуинов, повадками кондоров и степенными прогулками бегемотов. В Московском зоопарке камер заметно меньше, и часть из них не работает, но всё же приматы готовы принять участие в шоу «За стеклом». Попасть в Ленинградский зоопарк онлайн, увы, не получится. Единственная рабочая трансляция на сайте уводит в далёкую Калужскую область, где в аэропорту живёт медведь Мансур, но открыть её можно и без ссылок на петербургском сайте. Как поживают акулы в петербургском океанариуме, на расстоянии тоже не выяснить.
Зато ТЮЗ им. Брянцева сумел оперативно откорректировать свои планы, организовав бесплатные онлайн-трансляции детских постановок. Например, 12 февраля все желающие могут оценить недавнюю премьеру «Сказки о царе Салтане». Современная красочная адаптация Пушкина за авторством модного режиссёра Антона Оконешникова уже породила немало споров среди старшего поколения — одни возмущаются, другие — в восторге. Главное — мало равнодушных. Отличный повод занять чью-нибудь сторону. Другие детские театры Петербурга свои спектакли на время запрета отменили, но многие постановки ещё раньше были выложены в открытый доступ. Конечно, это совсем не тот эффект, но всё же лучше, чем ничего.
Кто прошёл Кунсткамеру?
С кино проще всего. Онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы, приятная компания и заранее купленный попкорн способны отчасти компенсировать отсутствие чудовищ, лезущих на зрителей прямо из экрана, хотя 5D и 7D-эффектов будет всё же не хватать. Доступны и Дисней, и аниме, которые ещё не запретили, но подписка стоит денег, а бесплатный просмотр сопровождается постоянными рекламными вставками.
Зато петербургские музеи давно и успешно осваивают цифровые технологии. Школьники могут в любое время не только совершать виртуальные 3D-прогулки по коридорам Doom или Лувра, но и гулять по Эрмитажу, Русскому музею, Этнографическому музею, Зоологическому музею и Кунсткамере. Конечно, в Лувре по клику доступны более крупные и детальные фотографии экспонатов с подробными описаниями, зато в Эрмитаже они на русском языке. А в Русском музее те, кто опоздал на выставку работ Николая Рериха, завершившуюся в прошлом году, могут закрыть зачёт виртуально. На этот раз и с детальностью, и с описаниями, которые доступны даже в аудиоформате, всё очень хорошо. Есть даже VR-формат.
Здесь главная проблема находится в области целеполагания. Авторы Doom этот вопрос продумали. На игрока нападают монстры, нужно их отстреливать из разнообразного оружия. Сложность и напряжение растут постепенно и в соответствии с продуманной кривой интереса по мере продвижения по сюжету и пространству игры. В виртуальном туре по музею школьник предоставлен сам себе, и если с интерфейсом он скорее всего разберётся быстрее среднего взрослого, то ответ на вопрос, чем бы заняться, придёт далеко не сразу, и в 99% случаев юному посетителю через несколько минут наскучит данный опыт.
И это вовсе не проблема детей, их психология — это данность. Это проблема дизайна пользовательского опыта. Нет ничего сложного в том, чтобы превратить виртуальные экскурсии по Кунсткамере и Русскому музею в увлекательную онлайн-игру. Нужна лишь небольшая надстройка в виде простенького сюжета, набора заданий и пары десятков цифровых бейджей и индикаторов, отражающих прогресс и достижения, которыми можно будет делиться в социальных сетях. Конечно, и здесь нет пределов совершенству, но для начала пути потребуется не так уж много усилий, а культурные ограничения для школьников могли бы стать отличным толчком.
Незаметная онлайн-культура
Вот только всё указывает на то, что пока петербургским культурным чиновникам просто не до этого. Скажем, на официальном сайте мэра Москвы доступна отдельная страничка «Культура онлайн». В результате в одном месте можно узнать всю актуальную информацию об онлайн-трансляциях с театральных сцен и концертных залов или виртуальных мероприятиях столичных музеев. Здесь же доступны мастер-классы, лекции о Ренуаре и Генделе или фильмы, которые не встретишь на стриминговых сервисах вроде поэтической документалки «Мы вышли из большого боя» о героях Великой Отечественной. В два клика можно попасть хоть на уроки по изготовлению поморской козули, хоть на фестиваль фейерверков, хоть на скрипичное электрошоу в Московском планетарии.
На сайте петербургского Комитета по культуре доступна лишь общая афиша культурных мероприятий. Конечно, их можно отсортировать по тегу «онлайн», но это явно вариант для продвинутых IT-отличников. Прямо о такой возможности на страничке не говорится. В сравнении с Москвой всё выглядит особенно бедно, но даже эта информационная доска, мягко говоря, не отражает текущие цифровые возможности петербургских культурных учреждений. Оттуда не попасть ни в египетский зал Эрмитажа, ни на отлично снятую запись недавней трансляции из Концертного зала Мариинского театра, где дирижёр Валерий Георгиев и пианист Дмитрий Шишкин представляют Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского.
Казалось бы, с начала пандемии прошло уже два года, а цифровизация стала общим трендом, но не для всех. Ранее 78.ru уже писал о том, что культурная политика Петербурга в последнее время напоминает несмешной анекдот с горящими памятниками, бесконечно стираемыми граффити и вороватыми немецкими звёздами, которых неудачно пустили в Эрмитаж. Но и анекдоты давным-давно проникли в интернет и даже вылились в новые формы вроде мемов и демотиваторов. Петербургский культурный анекдот застрял в 20-м веке, и дети, приговорённые к культурному вакууму, оказались в интернет-пустыне. Самое обидное состоит в том, что если снежный коллапс или мусорное безумие требуют системных изменений, то в данном случае достаточно было довольно простых решений, но не хватило то ли воли, то ли желания, то ли инициативы. Получилось, что музеи и театры от детей закрыли, загнав школьников в смартфоны и мониторы буквально силой, а об альтернативе не самым полезным забавам никто просто не позаботился.