Кончался второй год с начала пандемии: как COVID-19 изменил Петербург

3 янв, 11:01
Александр Саблин
Внешне всё по-прежнему, но привычки жителей больших городов ощутимо меняются. Об этом говорят и прямые наблюдения, и статистические выкладки. При этом есть все основания считать, что часть новых трендов останется в силе и по окончании пандемии.
Фото: Evgeny Sinitsyn/globallookpress.com

Удалёнка как принцип жизни

В 2020-м ещё можно было мечтать о том, что пандемия ненадолго. В конце 2021-го порой начинает казаться, что она с нами навсегда. На этом фоне работодатели всё реже смотрят на удалённую работу, как на вынужденный «ковидный» компромисс. По данным hh.ru, за первые 10 месяцев текущего года количество вакансий с дистанционной работой выросло на 189% или почти в три раза. Да и сами соискатели стали вдвое чаще интересоваться удалёнными вакансиями.

Фото: Finn Winkler/globallookpress.com

Похожие цифры приводит и сервис «Работа.ру». Также там выяснили, что дистанционные сотрудники имеются в 38% российских компаний. И лишь 18% из них намерены отказаться от «удалёнки» с окончанием пандемии.

Любопытно, что и работодатели, и сотрудники находят в удалённой работе как минусы, так и ощутимые плюсы. При этом в 43% компаний рассматривают возможность перевода на дистанционку, как средство мотивации. Новая реальность делает трудовой ресурс более мобильным. В результате растут как шансы квалифицированного сотрудника найти более привлекательные условия труда, так и шансы компании подобрать качественный персонал и сэкономить на организации рабочего места.

Параллельно в Петербурге открывается всё больше коворкингов. К концу года их общая площадь может увеличиться в полтора раза. Трансформация привычного рабочего места офисного сотрудника становится всё более заметной.

Зачем далеко кутить

Рост интереса к удалёнке удивительным образом отразился на рынке общепита. В 2020-м году бары и рестораны массово закрывали на фоне ограничительных мер, а в 2021-м в Петербурге «рождаемость» ресторанного бизнеса ощутимо превысила смертность. За год эксперты насчитали 170 закрытых точек и 285 открытых. Сразу несколько крупных сетей заявили о планах масштабной экспансии. При этом новые бары и рестораны всё чаще открываются не в центре, а в спальных районах. То есть, общепит тянется к клиентуре, которая стала реже появляться в привычных местах релаксации.

Фото: Gerald Matzka globallookpress.com
Фото: Gerald Matzka/globallookpress.com

Отметим, что за время пандемии люди отнюдь не стали чаще стоять у плиты. По данным «Известий», продажи готовой еды в 2021-м году выросли в полтора раза. Частично её заказывают в тех же кафе и ресторанах, но удалённо, а частично — в розничных магазинах. Причём прогноз экспертов не в пользу общепита, так как цены в магазинах вдвое ниже. С другой стороны, данная тенденция говорит о том, что посещаемость ресторанов и кафе быстро восстановится с отменой всех ограничений. Особенно, если теперь они будут ближе к дому.

А давай мы тебя продадим

Про рост e-commerce на фоне пандемии не писал только ленивый, но любопытно, что вместе с увеличением спроса заметно увеличилось и предложение. Причём за счёт самозанятых, индивидуальных предпринимателей или небольших компаний. Турбулентность на рынке труда подтолкнула многих людей с коммерческой жилкой попробовать открыть своё дело.

Данный вывод, к примеру, подтверждается не только ростом числа зарегистрированных субъектов МСП, но и выкладками крупнейших маркетплейсов. На Aliexpress количество российских продавцов увеличилось в 2,5 раза и достигло 75 тыс. 80% приходится на долю малого и среднего бизнеса. В Wildberries за 10 месяцев продажи малых и средних компаний подскочили на 98%, а прибавка самозанятых и вовсе составила 1221%. По данным сервиса, в текущем году впервые на площадку вышли 350 тыс. предпринимателей при том, что их общее число составляет 450 тыс. Четырёхкратный рост количества активных продавцов зафиксировали и на Ozon.ru.

Фото: Sebastian Gollnow globallookpress.com
Фото: Sebastian Gollnow/globallookpress.com

На этом фоне становятся всё более востребованными и новые услуги, о которых ещё недавно мало кто слышал. К примеру, по данным «Авито.Услуги», спрос на кастомизацию одежды в Петербурге за год вырос в девять раз. Конечно, часто речь идёт о банальном принте на футболку, но в тренде и более сложные манипуляции с предметами гардероба. Хотя, по данным «Делового Петербурга», самыми популярными являются недорогие заказы, которые обойдутся клиенту в сумму не более 600 рублей.

Как коронавирус поразил политику

Трёхдневные выборы и запрет на массовые уличные мероприятия — это далеко не единственные перемены в политической жизни петербуржцев, вызванные пандемией. Традиционно важной темой для оппозиции на берегах Невы является градостроительная проблематика. Теперь все слушания по градостроительной документации проходят онлайн, и это надолго — норму распространили на 2022-й год, и в таком режиме, похоже, придётся работать над Генпланом.

Меняется не только политика, самих политиков перемены тоже затронули. К примеру, в Законодательном собрании приняли постановление, позволяющее проводить удалённые заседания комитетов и комиссии. В исполнительной власти подобным форматом давно никого не удивишь.

Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

В условиях пандемии исполнительная власть получает всё больше полномочий. К примеру, стало нормой закладывать солидную сумму в Резервный фонд, чтобы чиновники могли тратить деньги на «ковидные» нужды, исходя из оперативной обстановки. Похоже, им понравилось, и теперь ЗакСу предлагают проголосовать за переход на более свободное обращение и с Адресной программой. Если поправку примут, Смольный сможет оперативно перенаправлять средства на другие объекты, не дожидаясь рассмотрения в ЗакСе. С одной стороны, это может ускорить ввод полезной инфраструктуры, с другой — налицо тенденция роста полномочий исполнительной власти за счёт законодательной, на которую жалуется оппозиция.

Влияние COVID-19 на семью

Чем больше времени люди проводят вместе в закрытом помещении, тем чаще испытывают от этого дискомфорт. Второй год подряд в России пугает тенденция роста числа разводов. В 2019-м году на 1000 браков фиксировалось 653 развода, в 2020-м — 732. В 2021-м году из-за резкого роста количества свадеб относительный показатель менее актуален, но самих разводов стало ещё больше. По данным Минюста, за первые девять месяцев их число выросло с 400 до 480 тыс., то есть, на 20%.

Возможно, люди стали чаще ссориться из-за того, что уменьшилось количество доступных развлечений. К отменам крупных концертов и спортивных мероприятий все давно привыкли, но одновременно в городе, к примеру, закрываются старые клубы, проводящие концерты небольших групп. А фитнес-клубы жалуются на значительное снижение числа посетителей и массовые возвраты абонементов после введения обязательных QR-кодов. И куда теперь тратить лишнюю энергию?

Фото: Eduardo Sanz globallookpress.com
Фото: Eduardo Sanz/globallookpress.com

Любопытно, что при этом в Петербурге восстанавливается интерес к путешествиям, но на фоне недоступности многих стран увеличивается популярность внутреннего туризма. Однако всё чаще путешественники во время поездок делают выбор не в пользу официальных гостиниц, размещаясь вместо этого в частном секторе. Там QR-код точно не спросят.

Учиться ещё раз

Цифровизация и рост популярности онлайн-образования — это международный тренд. К примеру, по данным AMBA и BGA, за время пандемии доля онлайн-бизнес-курсов выросла с 8% до 68%. Родители школьников в период вынужденного перехода на дистанционку опробовали новые форматы вроде образовательных порталов uchi.ru или «Меташкола». После возвращения за парты многие не стали отказываться и от цифровых решений.

Но важнее не просто начать учиться, а правильно выбрать, чему учиться. В этом смысле популярность бизнес-курсов показательна, но картина востребованных профессий меняется в целом. К примеру, в 2021-м году значительно вырос спрос на IT-специалистов, а их зарплаты продолжают расти. Но помимо программистов в топ самых востребованных профессий на петербургском рынке труда вышли продавцы и менеджеры по продажам.

Правильный отдых с правильными друзьями

По мере того, как рестораны, фитнес-клубы и другие страны становились менее доступными, в Петербурге росла популярность загородной недвижимости. По данным «Петербургской недвижимости», объём сделок на загородном рынке превзошёл пиковые показатели 2020-го на 11%. Тяжкие невзгоды проще пережить на вилле или хотя бы даче. А ещё здорово иметь больше поводов выйти за пределы четырёх стен. Например, чтобы починить забор.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Часто пишут, что люди в Петербурге стали больше времени проводить на улице, и это тоже может быть связано с сокращение числа доступных развлечений. Но есть нюанс — в городе ощущается острый дефицит общественных туалетов, особенно работающих в позднее время суток. А ведь скоро и в кафе по важному делу без QR-кода будет не зайти. Возможно, поэтому в Смольном решили сделать горожанам подарок к Новому году — скоро публичные туалеты станут бесплатными.

А ещё на улицах в последнее время визуально стало наблюдаться существенно больше живности. Наверное, это как-то коррелирует с ростом числа разводов. Вместо привычных спутников жизни горожане всё чаще заводят кошек и собак. О том, что это не иллюзия, косвенно может свидетельствовать хотя бы рост продаж кормов для животных. Второй год подряд он держится в районе 8-9%.

Но есть вещи, которые никакая пандемия в обозримом будущем точно не сможет поколебать. В эпоху перемен особенно важным становится то, что всегда остается стабильным. Это Дед Мороз с подарками, салат оливье и затяжные новогодние каникулы.

Другое по теме