Митинги, перформансы, приключения: подводим политические итоги 2021 года в Петербурге
Провал Крестового похода детей
2021-й год начался под брызги шампанского, но очень скоро праздничная суета сменилась тревожным ожиданием возможных политических беспорядков. Возвращение опального блогера Алексея Навального из Германии сопровождалось массированной бомбардировкой соцсетей. В зону риска попали дети и люди, уставшие от «ковидных» ограничений. Провокаторы дважды вывели тысячи петербуржцев на улицы города — 23 и 31 января. Революции не случилось, но обе несанкционированные акции сопровождались попытками применить силу в отношении сотрудников правопорядка.
В итоге хулиганы предстали перед законом, а тренд на спад активности заставил кукловодов отказаться от дальнейших попыток раскачать ситуацию. Повлияло, вероятно, и то, что самых буйных участников безобразий, избежавших задержания, собственные родители оставили без карманных денег. Впрочем, наиболее сообразительные школьники просто заказывали грузовик, оформленный под автозак, и делали задорные селфи оттуда. А что — и хайпово, и безопасно. Эти точно хорошо сдадут ЕГЭ.
В дальнейшем основные политические силы мирились со временным запретом на публичные уличные акции, и даже выборы не заставили перейти красную черту. Разве что коммунисты периодически нарушали спокойствие по случаю партийных праздников, но и их активность не вызвала массового отклика. В конце концов COVID-19 — общий неполитический враг.
Приключения блудного полковника
Пока январисты сочиняли в Фейсбуке мемуары о несостоявшейся революции, в кулуарах петербургского политического театра разворачивалась другая драма. Спикер Вячеслав Макаров, привыкший дразнить Смольный дерзкими словесными руладами и демаршами карманных оппозиционеров, объявил о намерении сохранить за собой Мариинский дворец после парламентских выборов. Чем активнее распространялись слухи о грядущем переезде политика в Госдуму, тем решительнее он разоблачал «хорошо организованные» и очень «террористические» подпольные ячейки, якобы рвущиеся к власти на выборах. Разумеется, без какой-либо конкретики.
В какой-то момент в апреле спикер сделал вид, что сдался, и под присмотром секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака подал-таки документы для участия в думских праймериз. Но, дождавшись длительных майских выходных, политик сделал ещё одну попытку застолбить и местные праймериз. Финт сопровождался масштабной атакой троллинг-фабрики петербургского парламента и спам-рассылкой комментариев депутатов, поддерживающих спикера. Некоторые политики позже признавались, что не говорили приписываемых им слов. Очередной штурм Мариинского дворца предсказуемо провалился.
Впрочем, видимо, именно из-за вопиющей беспомощности и карикатурности этих попыток поднять бурю в стакане воды на политических перспективах Макарова данные события не отразились, и после выборов он стал первым замглавы фракции «Единой России» в Госдуме. Там он уже успел принять участие в новых разборках, подбросив небольшой пучок хвороста в истории о сжигании партийного билета своего старого петербургского оппонента Евгения Марченко.
Кадровые перестановки в Смольном
Всё течёт и меняется, и состав петербургского правительства не является исключением. 20 января новыми вице-губернаторами стали Сергей Дрегваль, Станислав Казарин и Борис Пиотровский, а под конец года компанию им составил финансовый гуру Алексей Корабельников. При этом новым представителем Смольного в ЗакСе стал Константин Сухенко.
О работе Корабельникова пока судить рано, а некоторые другие перестановки вызывают вопросы. К примеру, Сухенко после Михаила Бродского и Юрия Шестерикова смотрится в новой должности откровенно блекло, даже на фоне более лояльного состава городского парламента, а вопросы депутатов раз за разом ставят его в тупик.
Многие петербуржцы неоднозначно восприняли и высокое назначение сына директора Эрмитажа, особенно на фоне практики наследования мандатов в петербургском парламенте, всё-таки время официальных сословных привилегий вроде давно прошло. За год работы Пиотровский пока так и не сумел переубедить своих оппонентов. В городе всё так же периодически горят здания-памятники, негосударственные культурные учреждения и мероприятия вроде галереи «Борей» и «Артдокфеста» косит COVID-19, известные музыканты одновременно игнорируют ограничения и обвиняют власти в непоследовательности, но, пожалуй, самая пафосная история — это приключения Тиля Линдеманна в Петербурге. После съёмок клипа в Эрмитаже он едва не сорвал планы музея по выпуску NFT-токенов, решив продать свои собственные. В общем, пока всё как-то сумбурно, а заявленные инициативы по организации новых музеев в Конюшенном ведомстве и на Охте и окультуриванию окраин так и не получили конкретных очертаний.
Искусство сбора подписей
Выборы в федеральный и городской парламенты уже привычно растянули на три дня. Как и на последних муниципальных выборах, основная интрига была не в противостоянии сторонников власти и оппозиции, а во внутренних разборках истеблишмента. К примеру, старейший депутат Петербурга Сергей Никешин, успешно прошедший уже шесть кампаний, вдруг забыл, как собирать подписи, и не сумел зарегистрироваться. Та же участь постигла его бывшего соратника по фракции «Единая Россия» в ЗакСе Андрея Васильева. Ещё раньше с Макаровым поссорился Андрей Анохин, которого сняли с праймериз. Он в итоге штурмовал парламент в составе команды Андрея Шевченко, но провалился.
Забавно, что чаще всего в использовании административного ресурса своих оппонентов на этих выборах обвиняли именно единороссы. В какой-то момент дело дошло до абсурда — городской парламент принял решение об отзыве секретаря горизбиркома Марины Ждановой. Макаров до последнего отказывался распускать депутатов на отдых, и в итоге они остались без летних каникул. Наверное, решение по поводу Ждановой — это зависть. В любом случае суд её восстановил.
К слову, за бортом по итогам сбора подписей в итоге оказались и более известные личности. Например, певица Татьяна Буланова. Масла в огонь периодически подкидывала и глава ЦИК Элла Памфилова, неоднократно критиковавшая петербургских коллег и даже отправлявшая на берега Невы карательные отряды проверок. Но сами выборы сопровождались меньшим напряжением, чем пять лет назад, а нарушений, существенно повлиявших на результат, наблюдатели не выявили.
Смена курса Мариинского
То, что скоро в петербургском парламенте многое изменится, было видно задолго до выборов. Например, после того, как бывший спикер признал поражение в аппаратной борьбе, корреспондентов «78» снова стали пускать на заседания. И всё же многие ждали перемен с опаской. Никогда ещё в истории петербургского парламентаризма в законодательную власть не высаживался такой масштабный десант из власти исполнительной. Спикером стал вчерашний вице-губернатор Александр Бельский, ещё один вице-губернатор Николай Бондаренко занял должность вице-спикера. Комиссию по соцполитике возглавил многолетний руководитель профильного комитета в Смольном Александр Ржаненков. Компанию им составили глава района и два заместителя главы, включая дочь Вячеслава Макарова.
Оппозиция в общем и целом сохранила своё представительство, но ЗакС покинули такие яркие политики, как ещё один старейший депутат Алексей Ковалёв, главный оппозиционный возмутитель спокойствия Максим Резник и племянница лидера «эсеров» Сергея Миронова Надежда Тихонова.
Но внешне пока всё выглядит так, будто напротив оппозиция наступает. В отличие от предшественника Бельский не кричит на коллег, не водит их строем и не пугает ужесточением дресс-кода. В городской парламент наконец-то пришло поимённое голосование, о котором так мечтали критики «Единой России» из прошлых созывов. И при этом парламентарии отказались от скандальной практики депутатской поправки, стоившей свободы уже двум депутатам за последние несколько лет.
Впрочем, наследие предшественников в обновившемся более чем наполовину ЗакСе обещают не забывать. В планах, к примеру, доработка законопроектов о легализации граффити и прогулок по крышам. Во времена Виталия Милонова в ЗакСе правил хайп и рок-н-ролл, в предыдущем созыве настало время патриотических моноспектаклей Макарова, а теперь, хочется верить, депутаты сосредоточатся непосредственно на своей работе, занявшись городскими проблемами и законами, многие из которых до сих пор не работают.
Искусство политического перформанса
В последние годы депутаты петербургского парламента регулярно попадают в тюрьму, на порядки чаще, чем средний житель города, так что за победителей очередных выборов даже как-то боязно. Только до сих пор в отношении политиков возбуждали коррупционные дела. Максим Резник и здесь отличился — его обвиняют в незаконном обороте наркотиков. Это, конечно, не так ярко, как убийство невинного лося, но тоже весьма необычно.
А депутату Госдумы Марченко следует выдать приз за самое быстрое политическое самоубийство. Вскоре после выборов политик обиделся на коллег, которые и сами его толком не выслушали, и не дали задать вопрос главе Минфина. В отместку единоросс отказался голосовать за бюджет. Очень скоро стало ясно, что Марченко — не Наталья Поклонская, его тут же исключили из фракции. Учитывая бэкграунд в виде гомофобских экзерсисов, поддержки увеличения пенсионного возраста и инициатив вроде запрета Дня Святого Валентина за педофилию в оппозиционные перспективы политика верится с трудом, и потому исключение из фракции выглядит жёлтым билетом.
На этом фоне оскорбления в адрес коллекторов, традиционное гееборчество и призывы выселять эскортниц за 101-й км из уст Виталия Милонова смотрелись так себе. Всё это давно наскучило, и политик решил выйти на неслыханный доселе уровень. Православный активист провёл бой с «язычником» Никитой Джигурдой по правилам ММА. Ну, не совсем ММА, но картина публичного избиения забившегося в угол политика скандальным артистом — это действительно что-то новое. Милонов пообещал упорно тренироваться и принять участие в реванше. А ещё зачем-то вызвал на бой Моргенштерна.
Прямая и кривая линии
Предполагалось, что в 2022-м году Петербург отдохнет от большой политики. Но, видимо, кому-то стало скучно, и в ноябре пошли слухи о досрочных выборах в муниципалитеты ради их укрупнения. С тех пор эти слухи кто только не опроверг, но историю продолжают обсуждать. А значит это кому-нибудь зачем-нибудь да нужно.
А тем временем Александр Беглов решил завершить политический год «по-президентски», устроив прямую линию с горожанами. Самый острый вопрос касался снега. От него жестоко страдали и оба предшественника нынешнего губернатора — Георгий Полтавченко и Валентина Матвиенко. Градоначальник посетовал на разгильдяйство коммунальщиков и сокращение закупок техники из-за пандемии COVID-19, и призвал к коллективной работе.
Снег на Новый год — это, конечно, хорошо, но не когда он на дорогах и тротуарах. Политика требует постоянных перемен, а снежно-сосульные проблемы города уже кажутся вечными. Наверное, все надежды теперь на коллективные письма к Деду Морозу.